Найти тему

Как помочь восстановиться людям, перенёсшим COVID-19

Психологи ЧелГУ решат проблему эффективного физического, психологического и социального восстановления людей, перенёсших COVID-19. Для этого они разработают и верифицируют биопсихосоциальную модель здоровья-болезни.

Коллектив психологов ЧелГУ. В центре - директор ИОиПП ЧелГУ Ирина Трушина
Коллектив психологов ЧелГУ. В центре - директор ИОиПП ЧелГУ Ирина Трушина

Проект научной группы сотрудников института образования и практической психологии уже вошёл в число победителей регионального конкурса Российского научного фонда и за два года получит 3 млн рублей из бюджетов РНФ и Челябинской области.

Пандемия COVID-19 ставит перед обществом, здравоохранением РФ и регионами очень серьёзные вызовы (физические, психологические, материальные, социальные, человеческие): организация лечения инфекционных заболеваний и профилактика последствий. Сегодня, несмотря на огромное количество исследований, нет единого понимания изменений картины здоровья после перенесённого COVID-19, но в Международной классификации болезней появился отдельный код для описания постковидного синдрома.

Разработанная в ЧелГУ модель будет отражать, что COVID-19 был не просто болезнью, которую нужно было полечить, а причиной кардинальной и вынужденной перестройки всех сфер жизни человека и его внутреннего состояния.

«Пандемия коронавируса — сложный с точки зрения многих аспектов феномен, — поясняет директор ИОПП Ирина Трушина. — Со стороны здоровья болезнь повлияла на функции мозга, на когнитивные функции. Последние очень долго восстанавливаются и не в полном объёме. С психологической стороны — это появление страхов (страх смерти, страх непонятного), тревога при встрече с неопределённостью. Плюс экономический фактор, когда экономические связи нарушились, многие остались без работы или перешли на более низкий по сравнению с привычным уровень дохода, поменяли сферу деятельности или начали работать удалённо. Здесь же произошло перераспределение средств как государства в целом, малых предприятий, так и отдельно взятой семьи. Одни сферы начали бурно развиваться (бесконтактная доставка, продажа защитных средств и т. д.), другие испытывали кризис (закрывались рестораны и всё, что касалось индустрии праздника)».

Сейчас биопсихосоциальная модель здоровья лиц, перенёсших COVID-19, находится в стадии разработки, однако сам биопсихосоциальный подход существует с 70-х годов и был сформирован на стыке медицины и психологии, но в последние годы расширился и стал включать в себя многие факторы. Например, биологические — инфекционные заболевания, в том числе нейротоксичный вирус COVID-19; психологический компонент — восприятие, самооценка, когнитивные функции: память, внимание, мышление, настроение. В социальном компоненте рассматривается в первую очередь экономическая составляющая и затем социальная, то есть изменение структуры семьи в связи с потерей близких, непривычно длительное нахождение 24/7 в одной квартире с членами семьи, где нужно учиться, работать и отдыхать. Таким образом, биопсихосоциальная модель рассматривает, как все факторы влияют на здоровье и на болезнь.

По словам старшего преподавателя кафедры специальной и клинической психологии, медицинского психолога Челябинского областного центра реабилитации Елены Куба, основу модели составят факторы (демографические, социальные, биологические, психологические), обладающие потенциальным влиянием на субъективную оценку состояния испытуемых — психологические пробы, тесты и опросники на качество жизни и психопатологическую симптоматику, в том числе электроэнцефалограмма как один из методов аппаратурной диагностики, а также опрос по социальной и экономической сферам, перспективах и новом фокусе в жизни человека, ориентирам. В качестве эмпирических переменных выбраны показатели шкалы качества жизни (здравоохранение, образование, демография, экономические условия, экологическая обстановка, условия жизни, занятости и реализации конституционных прав). Критериями модели установлен показатель субъективной оценки состояния здоровья-болезни и индекс удовлетворённости жизнью как показатель субъективного благополучия.

«Наших испытуемых мы имеем возможность наблюдать как в процессе реабилитации после COVID-19, так и в процессе санаторно-курортных программ профилактория ЧелГУ, который располагает новейшим оборудованием и методиками, необходимыми для комплексного лечения широкого круга заболеваний и организации профилактических мероприятий для населения, — добавила Елена Куба. — Из данных исследований и собственных наблюдений, можно говорить о том, что у южноуральцев отмечается высокий уровень потребности в психологической помощи, связанный с повышенным уровнем стресса, усилением психопатологической симптоматики, снижением возможности адекватно справляться со стрессом».

Психологи ЧелГУ исследуют четыре группы людей: те, кто не болел, переболевшие в лёгкой и средней степени тяжести и тяжело перенёсшие COVID-19. Большая часть опрашивались в стационаре реабилитационного центра, остальных — онлайн. Среди них были и те, кто отмечал симптомы, но ПЦР-тест не делал или он оказался отрицательным. Учёными уже опрошено более 250 человек, и в 2024 году эта работа будет продолжена.

Разработанная и верифицированная биопсихосоциальная модель здоровья-болезни лиц, переболевших COVID-19, позволит определить системные факторы заболевания и их вклад в изменение внутренней картины здоровья на примере коронавируса, а также психологического восприятия тяжести последствий болезни и наметить мишени для психологических воздействий в период реабилитации. Это существенно улучшит качество социально-психологической реабилитации как после пандемии, так и после других серьёзно меняющих все стороны жизни людей событий.