«Гранатами обвяжутся и под танк... 18 "тигров", 18 хлопцев... Вот такая арифметика...»
Гонял намедни каналы по телеку, и на одном из них «зацепился» за фильм. На кадрах было советское застолье, с присутствием на нём офицеров – полковника и других, званиями поменьше. Более того, на застолье том «обмывали» очередное воинское звание одного из геров, получивших подполковника…
А зацепило то, что в кадре все герои, при погонах которые, патлатые как… даже не знаю с кем сравнить. Ну как «первый парень на деревне» короче. Только гармони в руках не хватает. И сразу это глаз резануло, потому как не могло такого быть. Нет, сверху да спереди вихры в армии позволялись (хоть и не поощрялись), особливо если человек в звании и возрасте, а вот чтобы с тыльной стороны головы свисали так – чуть не до плеч, это, знаете ли, перебор!
Приходилось мне, конечно, встречать подобных «героев» – но исключительно в трёх организациях, которые и военными то назвать язык не поворачивается. Это в военприёмке, ВОСО и… военпрокуратуре.
Ну и процесс «обмывания» звезды тоже, мягко говоря, действительности не соответствовал. Хотя, насколько мне известно, в разных коллективах он трактовался по-разному. Могло и такое быть, но не в пехоте – точно! Только если в военприёмке, ВОСО и…
…
Каюсь граждане, к стыду своему не признал я сразу фильм этот. Память видимо совсем уже дырявая уже стала. Хотя смотрел его не единожды, правда давно очень. И вспомнил только когда кадры пошли про времена Великой Отечественной…
«Аты-баты, шли солдаты» - картина режиссера Леонида Быкова (известного ранее по фильму «В бой идут одни старики», где также был режиссёром и играл одну из главных ролей). На экраны страны этот фильм вышел в 1977 году.
Картина необычная, и от тех-же «стариков» отличается, хотя и перекликается с ним. В фильме тесно сплелись лирическое и героическое, комическое и трагическое. И даже борьба за дисциплину с внутренним порядком в ней присутствует. И смотры «строя и песни». Извечная тема становления молодого командира. И любовь, и кровь, и война…
Это драма об отцах, навсегда оставшихся молодыми, и о детях, которые пришли однажды туда, где тридцать лет назад приняли свой последний смертный бой их родители.
У моста через речушку, взвод истребителей танков останавливает колонну немецких «Тигров». Ценой собственных жизней. «Гранатами обвяжутся и под танк... 18 тигров, 18 хлопцев... Вот такая арифметика...» говорит о том подвиге водитель «уазика» из фильма.
Да, можно много спорить про нереальность того или иного сюжета, исторические и военные «косяки», присутствующие в фильме. О том, что из противотанкового ружья тяжёлый танк не остановить, и т.д., и т.п.
Тем более, что искушённым спецэффектами и компьютерной графикой современникам есть с чем сравнивать (имею ввиду фильмы тех времен и сейчас). И время другое, и технологии, и зрительские запросы.
Только вот фильм за душу берёт не этим… Вроде простая, но пронзительная игра актёров. Стихи Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов». Песня Окуджавы «Бери шинель», в его исполнении. Однозначно, одна из лучших картин о той войне. О подвиге нашего народа.
Фильм стал последней работой режиссера Леонида Быкова, а также его последней ролью в кино. Режиссёр погиб в автокатастрофе 11 апреля 1979 года. Ему было 50…
И вот ведь какое дело. На одном из кадров фильма, где показан обелиск в память о подвиге героев того сражения, проглядывает из-под снега дата.
Ровно 80 лет назад! И пусть дата эта не соответствует дате боя, ставшего прообразом изображённого в фильме, сути это не меняет. Это повод лишний раз посмотреть этот пронзительный фильм. И показать его детям и внукам.
И не забывать.
Позволю напомнить читателю, что в рубрике «Об армии и флоте в искусстве» ранее мы немного поговорили о фильмах «Броненосец Потёмкин», «Удачи вам, господа!», «Искатели. Дом Павлова», «Афганский излом», «Двое в песках», а также о творчестве великого художника-баталиста и Воина Василия Верещагина.
Телеграмм-канал автора по ссылке https://t.me/shtabpisar