Найти тему
Русская и мировая живопись

"Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" Константина Егоровича Маковского

Картина "Народное гулянье во время Масленицы" живо передаёт поэзию старого Петербурга. Народное гулянье на Масленице, освященное традицией, пестрые, наспех сколоченные балаганы, разнообразные типы жителей столицы запечатлены с редким мастерством.

Маковский К. Е.1839, Москва – 1915, Санкт-ПетербургНародное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге1869Холст, масло. 215 x 321 см, Русский музей, Санкт-Петербург
Маковский К. Е.1839, Москва – 1915, Санкт-ПетербургНародное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге1869Холст, масло. 215 x 321 см, Русский музей, Санкт-Петербург

В.В.Стасов нашёл удачные слова для характеристики картины:

«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франты в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи, и балаганные актеры в плохом трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая; чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах; солдаты и продавцы орехов и стручков».
Фрагмент картины
Фрагмент картины

К.Маковский с увлечением работал над картиной. В эти годы он ещё тесно связан с Артелью. Окна мастерской выходили на Адмиралтейскую площадь. В праздничные дни молодые художники смешивались с оживленной толпой, посещали балаганы, шумно веселились. Картина зародилась в обстановке живых общений, молодого задора и серьёзных творческих поисков.

Для развития русского жанра она имела огромное значение.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Л.М.Тарасов пишет:

"Это была массовая сцена, удачно и смело скомпонованная, где в случайном нагромождении гуляющих не было безразлично написанных фигур, а чувствовалась прямая связь между ними, выраженная настроением, общим чувством удовольствия и праздничности".

В картине есть точное воспроизведение жизни и большое мастерство. Критики отмечали, что художнику удалось всю пестроту и красочность одежд, деталей обстановки, пейзажа привести к единому тону, объединить в золотисто-коричневатой гамме, близкой по характеру к венециановской и тропининской живописи. Маковский избежал яркого ликования цвета, приноравливаясь к обстановке зимнего петербургского освещения, к составу гуляющей публики, избегая условностей и желая быть правдивым рассказчиком.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Картина имела большой успех на Всемирной выставке в Лондоне в 1872 году.

За эту картину Константин Егорович Маковский в 1869 году был удостоен звания профессора Академии художеств.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.