Найти в Дзене

Читаем между строк: искусство выявления настоящих потребностей клиента

Оглавление

Привет друзья! Сегодня я хочу поговорить с вами на очень важную тему, о том, как научиться понимать, что на самом деле нужно клиенту. Ведь часто случается, что клиент просит одно, а на деле ему требуется совсем другое, чтобы достичь желаемого бизнес-результата. Как же быть в такой ситуации? Как не наделать ошибок и не потратить впустую время и ресурсы?

Главная задача проектного специалиста  — слышать заказчика.
Главная задача проектного специалиста — слышать заказчика.

Рассмотрим пример

Представьте себе такую ситуацию. Приходит к вам клиент и говорит: "Я хочу, чтобы вы разработали для меня в ERP-системе отчеты для контроля исполнения заказа покупателя, начиная от его размещения и до исполнения. Отчет должен быть информативным и содержательным, чтобы менеджер по продажам всегда мог ответить клиенту, что с его заказом". Вы киваете головой, представляя, как это будет выглядеть, и принимаетесь за работу.

Через несколько недель вы с гордостью демонстрируете клиенту готовый продукт. Отчет, содержащий массу информации, может перестраиваться через множество настроек и выглядит вполне солидно. Клиент, на ваше удивление, хмурит брови и говорит: "Это, конечно, здорово выглядит, но ведь главное — приложение должно быть удобным, позволяющим быстро получить нужную информацию. Пользоваться этим отчетом очень неудобно!"

Вот тут-то и начинается ваша головная боль. Ведь вы сделали именно то, о чем просил клиент, но при этом совершенно упустили из виду его истинную цель — создать удобный и простой инструмент для контроля заказов. Сложность и многообразие настроек — это, конечно, хорошо, но если им сложно пользоваться — толку от этого мало. И что в результате? Клиент недоволен, что на работу потрачено много времени и денег, но результат не удовлетворил его ожидания.

Эффективные меры

Так что же делать, чтобы избежать подобных казусов? Ответ прост — внимательно слушать и задавать правильные вопросы! Когда клиент описывает свои пожелания, не воспринимайте их буквально. Постарайтесь выяснить, какова истинная цель запроса, чего именно хочет добиться клиент, каковы его бизнес-задачи.

Возьмем для примера ситуацию с разработкой отчета. Вместо того чтобы сразу браться за работу, задайте клиенту несколько наводящих вопросов:

  • Какова основная цель отчета?
  • Кто им будет пользоваться?
  • Сколько времени должно отводиться, чтобы менеджер максимально быстро ответил клиенту на вопрос о заказе?
  • Какие ключевые функции должны быть реализованы в отчете, чтобы сделать процесс анализа заказа максимально удобным?
  • Существуют ли сейчас привычные отчеты, с которыми работают менеджеры?
  • и пр.

Задавая такие вопросы, вы сможете лучше понять контекст проекта, выявить приоритеты и действительно важные аспекты для клиента. Возможно, окажется, что сложность настройки отчета и его интерфейса не так уж и важны, а на первом месте — простота использования и быстрое получение информации.

Не забывайте также расспрашивать клиента о его бизнес-целях, ключевых показателях эффективности (KPI) и ожидаемых результатах от внедрения вашего продукта или решения. Ведь главная задача - не просто выполнить пожелания клиента по списку, а помочь ему достичь желаемого бизнес-результата, будь то увеличение продаж, экономия ресурсов или улучшение качества обслуживания.

Хороший проектный специалист должен быть не просто исполнителем, а полноценным партнером и советником для клиента. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, высказывать свои идеи и предлагать альтернативные варианты решения задачи, если видите, что пожелания клиента могут быть нецелесообразными или неэффективными.

Помните, что клиент — это не всегда специалист в вашей области, и зачастую он просто не знает, каким образом лучше всего реализовать задуманное.

Вот почему ваша роль заключается еще и в том, чтобы подсказать оптимальный путь, основываясь на своем опыте и знаниях. Не игнорируйте пожелания клиента, но в то же время не воспринимайте их как догму. Находите разумный баланс, сочетающий требования и ожидания клиента с наиболее эффективным техническим решением.

И еще один важный совет: никогда не пренебрегайте пользовательским опытом и удобством использования вашего продукта. Ведь именно от этого напрямую зависит, насколько он будет успешным и популярным среди целевой аудитории. Потратьте время на изучение поведения и привычек пользователей, протестируйте продукт на фокус-группах, соберите обратную связь.

Возможно, клиент захочет добавить кучу ненужных "наворотов", в то время как пользователи хотят простого и интуитивно понятного интерфейса. В таких случаях ваша задача — деликатно объяснить клиенту важность сосредоточения на ключевых функциях и пользовательском опыте, а не на избыточных декоративных элементах.

Резюме

В заключение хочу сказать, что быть хорошим проектным специалистом — это не только знать технологии и инструменты, но и уметь выстраивать эффективную коммуникацию с клиентами, вникать в суть их бизнес-задач и находить оптимальные решения. Не бойтесь задавать вопросы, предлагать идеи и отстаивать свою экспертную позицию. Ведь только так вы сможете создавать по-настоящему ценные и востребованные продукты, которые принесут пользу вашим клиентам и обеспечат их бизнес-успех.

Понравилась тема — ставь "палец вверх".
Остались вопросы? Напиши нам:
📬 ProIT@1cbit.ru
✈️
Telegram