Относительно недавно я со своей исследовательской командой проводила исследование 🔎
Заказчиком был "Лофт Проект Этажи", петербуржцам достаточно знакомое место. А исследование было не простое, а социологическое! В обществознании социологии выделяется целый блок, а также присутствует тема «социальное познание»!
По сути, чем мы занимались, это и есть социальное познание, но давайте поподробнее:
Cоциальное познание —
это вид познавательной деятельности, связанный с приобретением и развитием знаний об обществе и существующих в нём закономерностях
В нашем исследовании мы изучали аудиторию Этажей, получали определенное знание
рассмотрим признаки социального познания:
➡Субъект и объект познания совпадают: общество (группа людей) познаёт себя же, например, в физике уже объект и субъект познания совпадать не будут: с одной стороны природа, с другой — человек.
➡Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания: от субъекта исследования будет зависеть ход его исследования, как бы он ни старался быть объективным. В нашем исследовании, например, мы старались сделать так, что бы в выборку (кого опрашиваем) попало как можно больше представителей мужского пола.
➡Социальное знание имеет ценностный характер: люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов: например, есть такое понятие «капитализм» — сегодняшний строй: существуют наемные рабочие и капиталисты, так вот это явление разные учёные рассматривают либо как что-то хорошее, либо как что-то плохое.
➡Сложность объекта познания: общество имеет сложную структуру и находится в постоянном развитии: например, знакомая вам классификация обществ: доиндустриальное-индустриальное-постиндустриальное. Каждый тип сильно отличается от другого. Или же хотим мы изучить два общества и посмотреть как оно поддерживает незащищенные слои населения, если мы посмотрим на финансирование со стороны государства, социальные пособия, то может получиться так, что одно общество поддерживает, а другое — нет. Но вывод, может быть, неверным, так как общества могут находиться на разных уровнях развития. И другое общество поддерживает, но не финансированием, а, скажем, продуктами, а также отправляют специально обученных людей для помощи незащищенным слоям.
➡Ограниченная возможность применения такого метода научного познания как эксперимент: общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперимент невозможно произвести заново в тех же условиях. А вот, скажем, в естественных науках этот метод пользуется спросом, так как воспроизвести условия заново очень легко: вспоминаем эксперименты с эбонитовой палочкой! 🪄