Найти в Дзене
Наследие истории

Суворовская «Наука побежать»: от дивных мифов к фактам

В предыдущей публикации мы упоминали «Науку побеждать». Сегодня мы рассмотрим ее подробнее, тем более поговорить есть о чем.

Что нам известно о «Науке побеждать» (далее по тексту как обычно в фигурных скобках наши {авторов данной публикации} примечания)?

В 1796 году А.В.Суворов получил назначение командующим Юго-западной армией. Это назначение было связано с планами правящих кругов тогдашней России похода в Западную Европу для подавления республиканской Франции и восстановления в ней свергнутой французами королевской власти.

Подготовка войск производилась полководцем в Тульчинском лагере (современный город Тульчин). По-видимому, именно в этот период, готовя войска к трудному и длительному походу, Суворов обобщил свой многолетний опыт воспитания и обучения войск и их победоносного вождения в целом ряде войн и изложил этот опыт в краткой инструкции-памятке, названной впоследствии «Наукой побеждать»» (Караев Г. Н. Суворовская «Наука побеждать» в свете передовой советской военной науки. — Л.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Ленинградское отделение, 1950).

Вместе с тем «до настоящего времени не найдены архивные материалы, которые позволили бы установить точно, когда именно была написана А. В. Суворовым «Наука побеждать»...

Автор одной из лучших биографий полководца Александр Фомич Петрушевский в книге «Генералиссимус князь Суворов» утверждает: «Составление «Науки побеждать», или, по крайней мере, объявление её по войскам в виде обязательного руководства, относят обыкновенно к 1796 году, а некоторые даже к концу года, по кончине Екатерины. Последние основываются вероятно на том, что в этом произведении Суворова упоминается имя Императора Павла, — доказательство слабое, потому что замена одного имени другим дело весьма простое. В действительности руководство дано войскам гораздо раньше, а записано историографами Суворова лишь в 1796 году. … по «Науке побеждать» войска под начальством Суворова обучались не только в Польскую кампанию, но и до нее, когда Суворов находился в Херсоне. Из некоторых мест «Науки» усматривается, что она объявлена по войскам после второй Турецкой войны, и что затем кое-что прибавлено в нее после Польской. Не может быть никакого сомнения, что она существовала раньше, но только в несколько ином виде; нынешняя же окончательная редакция ей придана в первой половине 1796 года

«Наука побеждать» состоит из двух частей — «вахт-парада» и «словесного поучения» (сам А.В.Суворов слово «вахт-парад» в приказах не употреблял, именовал - «учение разводное». Название «вахт-парад» было официально установлено «Воинским уставом о полевой пехотной службе» (Павла I) только в 1797 г.).

Ученье разводное – это приказ или наставление о том, как производить ученье перед разводом. Наставление это предназначалось преимущественно для офицеров, но было очень хорошо известно и солдатам. Начинаясь словами, что ученье перед разводом имеет влияние на обучение, «вахт-парад» указывает на весь ход ученья сначала до конца, поясняет разные частности и дает наставления на многое, что признается более важным.

«Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом» говорилось после развода, громогласно, наизусть, перед фронтом, командиром или другим штаб-офицером. «Поучение» это состоит из небольшого числа уставных правил того времени и, главною долею, собственно — Суворовских наставлений и афоризмов, не только боевых, но касающихся и разных сторон внутреннего быта войск» (Петрушевский А. Ф. Генералиссимус князь Суворов. — СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1884).

Вот фрагмент статьи Михаила Ивановича Драгомирова, где коротко и по делу изложена суть вахт-парада и словесного поучения солдатам (Сборник оригинальных и переводных статей М. Драгомирова / М. Драгомирова - СПб.: Тип. Балашова, 1881. - 2 т.).

Михаил Иванович Драгомиров (1830-1905), государственный и военный деятель, военный теоретик и педагог, генерал от инфантерии, генерал-адъютант. Занимался с 1850-х гг. вопросами военной педагогики, придавал большое значение моральному фактору в войне и развивал идею А.В. Суворова учить солдата тому, что необходимо в бою; выступал против муштры, за воспитание у солдат сознательного отношения к выполнению своих обязанностей, подчёркивал роль личного примера офицера. Исключительную роль Драгомиров отводил военной дисциплине и ратовал за внедрение в армии строгой законности, обязательной для всех военнослужащих. Много сделал для развития тактики стрелковых цепей. Автор трудов по военной истории, тактике, обучению и воспитанию войск. Написанный им в 1879 г. «Учебник тактики» служил более 20 лет основным пособием для обучения офицеров искусству тактики. (по материалам «Википедии»)
Михаил Иванович Драгомиров
Михаил Иванович Драгомиров

По словам одного из первых издателей «Науки побеждать» П. Кузнецова, А.В.Суворов «...роздал сие сочинение в полки, приказал роздать в каждую роту, советовал вытвердить оное офицерам, предписал читать часто солдатам и для того присовокупил разговор с ними образом для них вразумительным. Через сне сблизил он себя с своими подчиненными, дал им уразуметь свои мысли, должность солдата и сделал оных, как по своему выражению, так и на деле, богатырями» (Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни А. В. Суворова, изд. 3-е, 1814 г.).

Маркиз дю Бокаж, о котором мы подробно рассказывали в одной из предыдущих статей, упоминает, что «фельдмаршал имел обычай сам говорить с войсками. Каждый свой смотр, парад он закан­чивал весьма длинною речью (иногда двухчасовою), в которой подробно разъяснял, что нужно для того, чтобы быть хорошим солдатом, хорошим офицером. Он указывал ошибки, сделанные войсками в одном случае, хвалил за то, как они вели себя в другом. Наконец, он передавал им в своих ре­чах общие основания военного искусства».

О чем конкретно говорил полководец солдатам, дю Бокаж точно сказать не мог: «Я сожалею, что не знал русский язык настолько хорошо, чтобы сохранить некоторые из этих речей. Я тщетно просил нескольких офицеров перевести мне хоть сколько-нибудь значительные фрагменты. Но манера речи маршала была такой отрывочной, его предложения такими короткими, а переходы настолько быстрыми, что, пока мне объясняли один отрывок, маршал говорил уже о другом предмете, и невозможно было уследить за ним; иногда мы просто перестаем понимать суть, когда от нас ускользнуло всего лишь только одно слово».

Из воспоминаний «старого воина» Якова Старкова мы знаем, что это была за речь: «Всякий раз после ученья он говорил войску наставительную речь из своего Катехизиса с прибавлениями; хвалил, или хулил ученье, объяснял, что хорошо и что худо делали, и наставлял, как сделать лучше». «Солдатским катехизисом» Старков называет как раз «словесное поучение» солдатам, в своих воспоминаниях приводит выдержки из него.

Яков Михайлович Старков (1775—1856) — русский военачальник, полковник, участник Швейцарского похода А. В. Суворова и Отечественной войны 1812 года, автор книги «Воспоминания старого воина о Суворове». Родился в 1775 году в Воронеже. 22 февраля 1790 года вступил в Азовский пехотный полк рядовым. В 1792 году под руководством А. В. Суворова принимал участие в русско-польской войне. Принимал участие в сражениях при Бресте и Тирасполе, где был уничтожен корпус Сераковского, а также при Зельве, Столбцах и Несвиже. В 1793 году участвовал в различных мелких стычках при приведении литовских провинций в подданство России. В 1794 году участвовал в сражении при Крупчицах, Кобылке (здесь был уничтожен 5-тысячный отряд Макрановского) и наконец при взятии штурмом Праги. В 1799 году во время похода в Италию Старков находился в корпусе генерал-лейтенанта Ребиндера, во время блокады и взятии крепости Тортоны состоял в батальоне охотников под командованием полковника Харламова. В дальнейшем принимал активное участие во всех битвах Итальянской компании. Вместе с армией Суворова перешёл через Альпы. 4-го июня 1801 года Старков был произведен в первый офицерский чин. Во время кампании 1805 года русских войск против Наполеона Старков находился в авангарде армии М. И. Кутузова, исполняя должность адъютанта при князе Багратионе (по материалам Википедии).
"Старый воин" Яков Михайлович Старков
"Старый воин" Яков Михайлович Старков

Так же и князь Григорий Семенович Волконский, воспитывавший солдат своей 2-й дивизии по суворовским принципам и заслуживший отдельную похвалу фельдмаршала, называл в своих тульчинских приказах «словесное поучение солдатам» - «фельдмаршальский разговор о службе», который следует «говорить громогласно; ротным командирам, унтер- .офицерам и капралам прилежно сей разговор фельдмаршальской объяснять и толковать…».

Григорий Семёнович Волконский (1742 — 1824) — генерал от кавалерии, один из «екатерининских орлов», Оренбургский военный губернатор, член Государственного совета, кавалер всех Российских орденов. Г.В. Волконский чудесил не хуже Александра Васильевича, считал, что после смерти полководца, именно в него (т.е. в Г.В.Волконского) вселился «дух Суворова». В общем, весьма занятная личность, достойная отдельной публикации
Григорий Семёнович Волконский
Григорий Семёнович Волконский

Как было указано выше, историк Александр Фомич Петрушевский, утверждал, что А.В.Суворов создал «Науку побеждать» не за один день. В основе тактики лежит тридцатилетний опыт великого полководца. Длительное время он совершенствовал ее и целенаправленно внедрял.

Есть иные свидетельство, например, уже упоминавшегося выше «старого воина» Якова Старкова, о том, что "солдатский катехизис" использовался Суворовым при обучении Ряжского пехотного полка в конце 1792 - начале 1793 г.: «Александр Васильевич, по воле государыни императрицы, в 1792 году или в начале 1793-го (не упомню), прибыл в г. Херсон для командования войсками, в том краю расположенными. Он занял комнату на Греческом Форштадте. Комендантом в Херсонской крепости был полковник Девитт. Здесь расположен был Ряжский пехотный полк: командиром его был полковник Марков. Солдаты этого полка были в высочайшей степени запущены, и вовсе не занимались службою; имели свои хаты-мазанки, веди торговлю рыбою и всякою мелочью; словом, на ратников нисколько не походили. Увидавши это, Александр Васильевич в то же время приступил к их образованию по-своему. Он начал учить их сам лично каждый день, исключая воскресенья и праздников; дал им известный свой катехизис, и требовал, чтобы каждый солдат знал все написанное в нем, и вытвердивши, вторично помнил и исполнял; требовал усердия к службе, молодцеватости, бодрости, опрятности и истинного почтения и любви к православной нашей вере; строил, по правилам науки, земляные укрепления, становил в них по очереди каждую роту, учил защищать укрепление; невзначай, поздно вечером, собирал остальные роты и шел ночью штурмовать это укрепление. Так в короткое время Александр Васильевич, никого не браня и не наказывая, привел полк в высочайшее совершенство. После ученья и развода караулом, он говорил речь ратникам, вливал в них дух повиновения, христианства и богатырской самости; и воины полюбили его полным сердцем, истинною душою, — и из двух тысяч человек, для мирного жителя страшных своею безнравственностью, Александр Васильевич сделал русских ратников, храбрых и честных».

Т.е. солдатский катехизис, оно же словесное поучение солдатам, уже существовал в виде рукописи в 1792-92 гг., но считается, что это была не окончательная редакция.

Отдельные элементы Вахт-парада и словесного поучения можно обнаружить в возрастающем порядке и в ряде приказов и наставлений Суворова начиная с 70 гг.:

  • «В каждом пехотном карпоральстве ротных четыре стрелка; сии бьют в их ранжире... вернейшее застреливание противных, а особ­ливо старших и наездников» (1778 г.) – [Стрелки бьют наездников и набе­гающих неприятелей, а особливо чиновников {т.е. командиров}: плутонги палят в их толпы» («Наука побеждать»)];
  • «С пленными поступать чело­веколюбиво, стыдиться варвар­ства» (1778 г.), «В поражениях сдающимся в по­лон давать пощаду» (1794 г.) – [«Неприятель сдался — пощада» («Наука побеждать»)];
  • «Во время атаки все командные слова подтверждать громогласно взводным командирам; когда же «ура!», тогда взводные командиры в кавалерии — «руби!», в пехоте и казаках — «коли!» громогласно» (1794 г.) – [«Атакуй первую неприятельскую линию! "В штыки! Ура! Взводные командиры: «коли, коли!» Рядо­вые — «ура!» громогласно» («Наука побеждать»)].
  • и т.д.

При сравнении суворовских прика­зов с «Наукой побеждать» видна преемственность и развитие так­тических взглядов Суворова. Более того, заметна большая работа, которую провел Суворов над текстом вахт-парада и словесного поучения: фразы стали отрывисты, сжаты до скупости, выразительны. «Недаром Суворов требовал от офицеров и сержантов не пере­сказа и не растолкования своего «Разговора с солдатами их языком», а заучивания наизусть для буквальной передачи солдатам». (A. H. Кочетков. К вопросу об истории, текстологии и библиографии «науки побеждать» а. В. Суворова // суворовский сборник. М., 1951. С. 157 – 182))

Учитывая вышеизложенное, нет никаких оснований считать, что вахт-парад и словесное поучения были составлены единовременно и тем более одновременно.

В следующих двух публикациях мы продолжим изучать «Науку побеждать», в частности, узнаем что ни к содержанию книги, ни к ее названию - "Наука побеждать", ни к публикации Александр Васильевич никакого отношения не имел.

А пока подведем промежуточные итоги:

  • архивных материалов, которые позволили бы установить точно, как и когда именно была написана А. В. Суворовым «Наука побеждать», нет;
  • у Суворова была своя тактика и своя методика воспитания и обучения солдат, которые он создавал не за один день. Длительное время он совершенствовал ее и целенаправленно внедрял. В основе тактики лежит тридцатилетний опыт великого полководца;
  • готовя войска в Тульчинском лагере к трудному и длительному походу, Суворов обобщил свой многолетний опыт, и изложил этот опыт в вахт-параде и словесном поучении;
  • вахт-парад – это наставление как производить с начала и до конца учение перед разводом по караулам; словесное поучение - небольшое число уставных правил того времени и, главною долею, собственно — Суворовских наставлений и афоризмов, не только боевых, но и касающихся и разных сторон внутреннего быта войск;
  • и вахт-парад и словесное поучение готовилось А.В.Суворовым, как сказали бы сегодня, «для внутреннего пользования», были розданы в каждую роту для чтения солдатам;
  • Александр Васильевич всякий раз после ученья сам говорил войску наставительную (иногда двухчасовою) речь из своего словесного поучения, но с прибавлениями;
  • нет никаких оснований считать, что вахт-парад и словесное поучение солдатам были составлены одновременно и тем более единовременно.

Продолжение следует...