2 февраля 2024 года в Госдуме был представлен интересный законопроект, направленный на резкое ужесточение наказаний за несколько видов нарушений для российских водителей. Следует отметить, что текст данного законопроекта был подготовлен ещё в 2023 году. Основная цель законопроекта заключается в усилении контроля за нарушениями, связанными с габаритным контролем и перегрузкой, прежде всего среди водителей грузовых автомобилей.
Однако стоит отметить, что некоторые из предложенных поправок затрагивают статьи Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся всех категорий водителей - от владельцев легковых автомобилей до грузовиков, а также частных автомобилистов в целом.
Ужесточение наказания за невыполнение требования об остановке
Наиболее интересным изменением является внесение поправок в статью 12.25 КоАП РФ часть вторая, которая долгое время не подвергалась изменениям. Эта статья предусматривает штраф от 500 до 800 рублей за игнорирование требования сотрудника полиции об остановке.
Часто мы сталкиваемся с видеороликами, где нарушители не останавливаются по требованию сотрудников ГИБДД, что приводит к погоням. В результате таких погонь часто происходят аварии с материальным и даже физическим ущербом для участников дорожного движения.
Однако суть изменений заключается не только в ужесточении наказания за игнорирование требования полиции. Новые поправки также распространяются на требования остановки со стороны таможенников и органов государственного надзора, включая Ространснадзор для грузовиков.
Сейчас предусмотрен только однократный штраф от 500 до 800 рублей за игнорирование таких требований. Однако законопроект направлен на введение новых наказаний, где штраф будет составлять от 7 000 до 10 000 рублей, что в 20 раз больше минимального размера штрафа. Таким образом, это изменение статьи предполагает более серьезные последствия для нарушителей и повышение ответственности за повторные нарушения.
Относительно повторных нарушений, в случае их возникновения по части второй статьи 12.25 КоАП РФ, предусмотрено не только штраф, но и лишение водительских прав на срок до 6 месяцев. Это значительное ужесточение, которое призвано усилить ответственность нарушителей и предотвратить повторные нарушения.
Ужесточение наказания за нарушения по весогабаритному контролю
Кроме того, предложенным законопроектом также предусмотрено ужесточение наказаний в отношении нарушений весогабаритного контроля для водителей и владельцев грузовиков.
Предложенные изменения включают ряд важных мероприятий по ужесточению наказаний в области весогабаритного контроля для водителей и владельцев грузовиков.
В частности, предлагается увеличить срок давности нарушений до 1 года. За превышение габаритов до 10 см предлагается ввести штраф в размере 100 000 рублей для владельца транспортного средства. В настоящее время штрафы составляют от 1000 до 5000 рублей для водителей, от 10 000 до 15 000 рублей для должностных лиц и от 100 000 до 150 000 рублей для юридических лиц.
Кроме того, предлагается ввести отдельное наказание за игнорирование законных требований уполномоченных должностных лиц относительно прохождения весогабаритного контроля. Водителю будет наложен штраф в размере 10 000 рублей, а также будет применено лишение прав на 6 месяцев. Для владельца транспортного средства предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей.
Введение отдельного штрафа за нарушения требований знаков и разметки при проезде пунктов автоматического весогабаритного контроля является ещё одним нововведением. Также предусматривается штраф за несоблюдение дистанции на таких пунктах, применяемый к транспортным средствам с полной массой более 3,5 тонн. В данном случае предусмотрен штраф для собственника в размере 400 000 рублей.
По данным пояснительной записки данного документа, на сегодняшний день многие водители грузовиков, учитывая незначительное наказание за не остановку, штраф составляет всего лишь от 500 до 800 руб, часто предпочитают проезжать мимо пунктов весогабаритного контроля, игнорируя требования уполномоченных лиц. В качестве примера приводится ситуация в Курганской области, где, по оценкам авторов законопроекта, около 75% грузовиков проезжают мимо пунктов контроля без остановки.
Правительство уже поддержало текст данного законопроекта, однако высказало ряд замечаний. По мнению правительства, предложения должны быть доработаны с учётом целей их разработки, а также следует обосновать необходимость усиления административной ответственности за нарушения требований сотрудников полиции и таможенных органов. При этом правительство выразило поддержку уменьшения размера административной ответственности по статье 12.25 КоАП РФ при условии доработки законопроекта.
Не смотря на замечания правительства, законопроект в том виде, о котором было сообщено, был внесён в Госдуму 2 февраля текущего года.
Когда заработают эти поправки?
Замечания правительства не были учтены на момент внесения законопроекта в Госдуму 11 марта 2024 года. Профильный комитет Думы приступил к работе над ним, и до 9 апреля текущего года принимаются замечания, предложения и дополнения к документу. Первое чтение запланировано на весеннюю сессию в мае 2024 года.
После принятия поправок они вступят в силу через 10 дней после официальной публикации подписанного президентом Федерального закона. Дальнейшая судьба поправок - принятие, отклонение или доработка - будет известна позднее.
"Согласно пояснительной записке к законопроекту, его положения направлены на пресечение нарушений правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, но вместе с тем предлагаемые законопроектом положения части 2 статьи 12.25 КоАП будут распространяться на все виды транспорта без изъятий, что не может быть поддержано. Учитывая изложенное, законопроект нуждается в доработке в соответствии целями его разработки, указанными в пояснительной записке, при этом одновременно следует обосновывать необходимость усиления административной ответственности за невыполнение указанных требований сотрудника полиции и должностного лица таможенного органа, а также кратное увеличение размера административной ответственности по статье 12.25 КоАП. Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации при условии его доработки с учетом высказанных замечаний до внесения в Государственную Думу", - говорится в официальном отзыве Кабмина.
Будем следить за развитием этой ситуации и держать вас в курсе всех новостей. Продолжение этой темы вы найдете в следующих публикациях. Не пропустите важные новости - подпишитесь на наш канал и поставьте лайк, чтобы быть в курсе всех событий!