Найти в Дзене
Игра Лила

Критическое мышление и человеческая психика

Современное общество столкнулось с ярко выраженной проблемой – многие люди легко поддаются влиянию лженаучных теорий, псевдонаучных концепций и различных теорий заговора. Причина этого кроется в особенностях человеческой психики и эволюционных механизмах нашего мозга. Чтобы разобраться в корне проблемы, необходимо подробно рассмотреть ключевые факторы, влияющие на наше критическое мышление.

Энергозатратность критического мышления
Наш мозг потребляет около 25% всей энергии, получаемой организмом из пищи и для эффективного расходования ресурсов в ходе эволюции выработались определенные механизмы, позволяющие экономить энергию там, где это возможно,
одним из таких механизмов стало ограничение критического мышления.

Критическое мышление – очень энергозатратный процесс, требующий напряженной работы неокортекса – самой молодой в эволюционном плане части мозга человека поэтому для оптимизации энергопотребления наш мозг предпочитает полагаться на социальный интеллект, подражая мнению других людей, чем самостоятельно анализировать информацию.

Социальная направленность мозга проявляется в том, что при необходимости принять решение человек с высокой долей вероятности будет ориентироваться на мнение других, а не тратить усилия на самостоятельный анализ. Если Маша сказала не ставить прививку из-за тяжелых металлов, то мозг предпочтет принять это мнение на веру, чем разбираться самостоятельно, так экономится энергия за счет отказа от критического осмысления ситуации.

Фрагментарность критического мышления
Способность к критическому мышлению развивается постепенно и не сразу достигает зрелого уровня, например у детей критическое мышление работает крайне фрагментарно, что подтверждается многочисленными исследованиями. Организация «Лиза Алерт», занимающаяся поиском пропавших детей, провела эксперимент: детям многократно повторяли, чтобы они ни при каких обстоятельствах не уходили с игровой площадки с незнакомыми людьми. Тем не менее, 96% детей пошли за актером, сказавшим, что их ждет мама за углом.

Полноценно критическое мышление формируется лишь к 25 годам, что связано с завершением роста и развития лобных долей мозга, поэтому вплоть до этого возраста люди демонстрируют повышенную внушаемость и легко попадают под влияние авторитетов, не анализируя ситуацию самостоятельно.

В подростковом и юношеском возрасте, когда критическое мышление еще не развито в полной мере, людям проще заводить друзей и вступать в романтические отношения. Критический анализ партнера в этом возрасте затруднен, поэтому решения принимаются скорее на эмоциональном уровне: «у него классные кроссовки», «у нее красивая фигура», так человеческий мозг адаптивно снижает нагрузку по включению критического мышления в период полового созревания, упрощая социализацию.

Эффект толпы и склонность к упрощению
Многие псевдонаучные концепции активно эксплуатируют психологический феномен «эффекта толпы». Если какая-то идея набирает популярность и приверженцев, люди склонны принимать её без глубокого критического осмысления, поскольку большинство людей в средние века верило, что Земля плоская, то это не делало данное утверждение истинным; история знает множество подобных примеров массового заблуждения.

Упрощение и отсутствие необходимости приводить доказательства является еще одним магнитом для человеческого сознания. Псевдонаучные теории не требуют сложных объяснений, всё подаётся предельно просто и зрелищно. В противовес, наука базируется на принципе доказательности, что всегда сопряжено со сложными обоснованиями, формулами, цифрами – а это воспринимается как скучное и утомительное для мозга.

Ещё одним преимуществом псевдонауки является
броскость прогнозов. Предсказывая будущее, она даёт простые и конкретные ответы: «25 июня в 4 утра выйди на балкон, подмигни солнышку – и через год встретишь суженого». Наука же по определению имеет ограниченную предсказательную силу. Точный научный прогноз по любому вопросу сопряжен с анализом множества переменных и, как правило, даёт лишь вероятностную оценку события в будущем. Человеческий мозг испытывает облегчение, получая прямолинейные и зрелищные «решения», и отторгает скучную доказательность реальной науки.

Практические рекомендации
Осознавая особенности работы человеческого разума, можно выработать ряд практических рекомендаций для преодоления тяги к псевдонауке и повышения критического мышления:

1)
Нельзя принимать важные решения в эмоционально нестабильном состоянии. Как положительные, так и отрицательные эмоции ограничивают способность к трезвому анализу: брак, финансовые вложения, карьерные решения – все это требует ровного эмоционального фона.

2) Помнить, что
мнение других людей не всегда базируется на фактах. Зачастую мы принимаем мнение авторитетов, не удосужившись критически его проверить, поэтому стоит сомневаться в любой информации и анализировать её самостоятельно, особенно если она исходит от людей, имеющих влияние на нас.

3)
Популярность и распространенность идеи не делают её истиной. Многие прорывные научные теории первоначально воспринимались в штыки и отвергались большинством, и наоборот, были периоды, когда человечество искренне верило в плоскую форму Земли.

4)
Критически относиться к упрощенным решениям и обобщениям. Псевдонаука преподносит всё максимально просто, в отличие от доказательной и детализированной реальной науки, истина же зачастую сложна и требует глубокого погружения в тему.

5)
Помнить об ограниченной предсказательной силе науки. Броские прогнозы и сценарии будущего – один из коньков псевдонауки. Серьезная наука редко позволяет себе столь категоричные прогнозы без учета многочисленных факторов и условий.

-2


Повышение критического мышления и осознание когнитивных ловушек человеческого разума позволяет противостоять влиянию псевдонауки и теорий заговора, сохраняя трезвый аналитический подход к информации.
Рациональность и доказательность должны стать преобладающими качествами современного человека, чтобы прогресс цивилизации не был подавлен волной лженаучных мифов.