Найти тему

«Мы вообще не чувствуем, что в аниме вкладывают большие деньги»: о проблемах индустрии без прикрас

Восьмое марта — отличный день, чтобы поговорить о женщинах в аниме-индустрии. Особенно о тех, кто пытается говорить о проблемах и ищет пути их решения. В этом вопросе особенно выделяется Тэруми Нисии — аниматорка, известная по работе над такими столпами, как «Ван-Пис», «Покемоны», «Невероятные приключения ДжоДжо» и «Магическая битва». В 2019-м она открыто выступила с критикой аниме-индустрии, а следом дала объемное интервью TokyoScope, где рассказала о переработках, слабых кадрах, трудностях со здоровьем и других проблемах. Прошло пять лет, но, судя по неприятностям у той же MAPPA, оно остается более чем актуальным. «Покебол с предсказанием» перевел его, чтобы вы лучше понимали изнанку японской анимации.

Тэруми Нисии
Тэруми Нисии

Почему вы захотели работать в аниме-индустрии?

— На самом деле я хотела рисовать мангу. Я работала с редакторской командой Shonen Jump, чтобы опубликовать свою работу, но потому увидела «Евангелион» и решила заняться аниме. Оно просто выглядело круче. Я училась в младшем колледже, когда «Евангелион» стал по-настоящему популярным, и мне хотелось работать над чем-то, подобным ему или «Юной революционерке Утэне».

Каковы были условия, когда вы начинали в индустрии?

— Было очень весело. Я переехала из Осаки в Токио, чтобы работать в студии. Это было лучшее время в моих карьере и жизни. Я попала на что-то вроде учебной программы в студии Cockpit. Я занималась тем, что любила, и получала за это деньги. На жизнь не хватало: мне платили 2800 иен ($25) в месяц во время испытательного срока, но и доверяли мне только трассировку чужих рисунков. Пару месяцев спустя мне предложили работу за 50 000 иен ($40) в месяц — сидеть на телефоне, заниматься продажами и кое-какой менеджерской работой.

«Евангелион»
«Евангелион»

Как развивалась ваша карьера?

— Я довольно долго работала под начало Кагавы Хисаси — директора анимации «Красавицы-воина Сейлор Мун». Затем — десять лет под руководством Ёсихико Умакоси — дизайнера персонажей и директора анимации «Моей геройской академии». Следом я помогала режиссеру Кунихико Икухаре с «Пингвиньим барабаном» — и где-то здесь начала работать более независимо и с проектами покрупнее. Недавно делала для Netflix сериал «Рыцари Зодиака: Святой Сэйя», но, пожалуй, наибольшего международного внимания я добилась благодаря «Невероятным приключениям ДжоДжо: Несокрушимому алмазу».

Почему вы захотели поговорить о негативной стороне аниме-индустрии?

— Примерно в 2014-м, когда я работала над «Мастером Муси», аниме убрали из эфира из-за того, что мы не уложились в график, и премьеру пришлось переносить на сезон. Мне было чертовски плохо из-за этого. А потом я начала присматриваться к индустрии в целом и заметила, что подобное происходит всё чаще: производство шоу регулярно не укладывалось в дедлайны. Где-то здесь я и поняла, что это большая проблема.

Дизайн героини к аниме «Юная революционерка Утэна»
Дизайн героини к аниме «Юная революционерка Утэна»

«ДжоДжо» столкнулся с этим где-то в 2015-2016-м: казалось, что нам просто не хватает людей для эффективной работы. Индустрия оказалась в ситуации, когда никто не мог правильно сделать раскадровки, а большие студии не могли найти подрядчиков, способных этим заниматься. Раньше такого не было.

В чем, на ваш взгляд, причины кадровых проблем?

— Мы оказались в ситуации, когда сериалов выходит всё больше, но при этом нельзя снижать планку анимации, так что приходится слишком много работать. Раньше не приходилось так часто обращаться к внештатникам, но сегодня такое встречается сплошь и рядом. А это, в свою очередь, увеличило количество людей, необходимых для производства одного проекта. В прошлом для выполнения работы требовалось месяца два, а сегодня приходится работать с удвоенным штатом, чтобы уложиться в месяц.

Цел из «Красавицы-воина Сейлор Мун»
Цел из «Красавицы-воина Сейлор Мун»

Так что если ваш сериал длится от 12 до 24 или 36 эпизодов, и его продлевают, то приходится, соответственно, увеличивать количество людей, задействованных в проекте. Это усложняет не только менеджмент, но и всё остальное.

Вместо того, чтобы аниме делала одна студия, приходится отдавать задачи на аутсорс сразу десятку, плюс все работают над кучей проектов одновременно. А если при этом удерживать планку качества и сокращать время на выполнение проектов, то работа становится всё сложнее и сложнее. Проджект-менеджеры реально перестают спать. Они работают 24/7.

Ключевая анимация «Моей геройской академии»
Ключевая анимация «Моей геройской академии»

В твиттере вы написали: «...с увеличением объемов работы в последние годы многие в индустрии выгорают — ментально и физически». У вас есть конкретные примеры?

— Двое моих сэмпаев скончались в возрасте 40 с небольшим, и я уверена, что в этом виноваты переработки. У многих случаются аневризмы или сердечные приступы из-за переработок. Многие делали перерыв в работе над проектами, так как врачи настаивали, что им необходим отдых. Я лично знаю человека, который работал линейным менеджером на производстве и довел себя до кровяного сгустка в ноге: он не мог ходить и был вынужден брать отгулы. Есть и примеры смертей — некоторые попадают в новости, но есть и те, о которых вы не слышите: когда люди из-за переработок берут перерыв по медицинским причинам.

Пытаются ли в аниме-индустрии найти выход из сложившейся ситуации?

— Большинство смирилось с положением дел, и я особо не вижу, чтобы кто-то пытался что-то исправить. Обычно на студиях не так уж много сотрудников, поэтому аутсорс и подрядчики используются повсеместно. То есть проблему не решить в рамках одной студии. Все должны делать это вместе. И пока все работают с аутсорсом и постоянно находятся в середине производства, решить проблему практически невозможно.

«Мастер муси»
«Мастер муси»

20 лет назад ситуация не была такой, как сегодня. Не было столько сериалов, а подбор осуществляли более тщательно. Сегодня работы слишком много, а рук — слишком мало. Так что если у вас есть хотя бы немного таланта — вы найдете место в индустрии. Это не значит, что вы будете зарабатывать кучу денег или хотя бы сможете себя обеспечить, но, по-крайней мере, вы станете участником процесса.

Еще одна проблема в Японии — сохранение [кадров]. У нас множество отличных художников и молодежи, которая хочет попасть в аниме-индустрию, но, когда я начинала в конце 1990-х, из десяти человек, попадавших на студию, за три года отсеивалось 80% — и оставалось только двое. Нет достоверной статистики, сколько аниматоров (и как долго) работает в индустрии, но, если судить по моему опыту, происходит что-то подобное. Я знаю всего несколько человек, кто начинал примерно со мной — и продолжает работать до сих пор.

«Невероятные приключения ДжоДжо: Несокрушимый алмаз»
«Невероятные приключения ДжоДжо: Несокрушимый алмаз»

— Как вы думаете, аниме снижает качество?

— Определенно.

Мы много говорим о проблемах в аниме-индустрии. А что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

— Сейчас я работаю в студии, которая старается нанимать талантливых художников в штат (а не по договору подряда) и обучает их цифровым методам, чтобы создавать аниме с использованием технологий.

Мы видим, что уже выходит аниме, которое сделали с помощью CGI, но выглядит оно как традиционная двухмерная анимация, поэтому я верю, что можно найти решение, использующее оба метода для создания некоего гибрида.

«Рыцари Зодиака: Святой Сэйя»
«Рыцари Зодиака: Святой Сэйя»

Преимущества и недостатки есть как у CGI, так и двухмерной анимации, но мне кажется, что цифровизация процесса более выгодна. При работе старыми методами неизбежно множество затрат. Так что я пытаюсь придумать, как совместить два стиля так, чтобы зрители могли наслаждаться традиционным аниме, а мы могли использовать современные технологии для увеличения эффективности процессов.

Еще одно неоспоримое преимущества перехода к цифре: мы можем подключать зарубежных подрядчиков, чтобы они тоже участвовали во всех процессах.

Что могут сделать фанаты, чтобы помочь работникам аниме-индустрии?

— Мне часто задают этот вопрос фанаты из Японии. Они говорят:

«Мы покупаем много аниме-мерча, но деньги не достаются тем, кто создает сериалы, и они всё еще недостаточно зарабатывают. Что мы можем сделать?».
«Невероятные приключения ДжоДжо: Несокрушимый алмаз»
«Невероятные приключения ДжоДжо: Несокрушимый алмаз»

Самое простое и популярное решение — приходите на фан-мероприятия вроде Комикета и покупайте додзинси у аниматоров, которые работают над вашими любимыми шоу. В этом случае деньги достаются им напрямую.

Еще есть штуки вроде Pixiv FANBOX, который похож на Patreon. Patreon у меня тоже есть, но мне трудно им заниматься, так как нужно всё делать на английском — и я не особо понимаю, как качественно взаимодействовать с зарубежными фанатами. Но, как мне кажется, это действенный способ для фанатов поддержать любимых аниматоров со всего мира, которые работают над вашими любимыми проектами.

Арт Тэруми Нисии по «ДжоДжо»
Арт Тэруми Нисии по «ДжоДжо»

Что еще нам нужно?

— Нам нужно больше людей, которые понимают индустрию и при этом видят проблемы и несправедливость. И пытаются их исправить. Нам нужны люди, которые помогли бы нам придумать, как помочь творцам зарабатывать.

Что насчет зарубежных компаний, которые вкладываются в производство аниме?

— Мы вообще не чувствуем эффекта. Вы часто слышите, что в аниме вкладываются большие деньги, но я не чувствую, чтобы они отправлялись в карманы хороших художников.

«Магическая битва»
«Магическая битва»

Оплата — еще одна проблема. Из-за того, как оплачивается работа в индустрии, выплаты могут быть частичными или занимать немало времени. Когда начинается работа над проектом, они могут заявить что-то в духе:

«Отлично, делайте 12 серий. А мы начнем платить, когда получим 12 эпизодов».

Это не всегда плохо, но раньше так в аниме-индустрии не делалось, так что, видимо, это влияет на распределение бюджетов. Это новый процесс. Никто еще не привык так делать аниме, так что управлять процессами трудно.

В идеале всё производство оставалось в рамках одной студии, вообще без аутсорса, как, например, в случае с «Механическими руками».

«Механические руки»
«Механические руки»

Использование небольших команд для создания качественной работы без множества проверяющих на каждом этапе позволило бы увеличить эффективность. Но у нас нет отработанного процесса подготовки аниматоров такого уровня, что им не нужен контроль качества.

Сейчас приходится работать над первым этапом [ключевой анимации], потом вторым — и только потом финализировать и раскрашивать. По-хорошему тот, кто раскрашивает кадры, должен делать анимацию с самого начала.

Автограф Тэруми Нисии
Автограф Тэруми Нисии

Проблема в том, что у нас просто нет настолько высококвалифицированных людей, так как процесс обучения хуже, чем хотелось бы, а художникам не платят по достоинству. Если бы они получали, сколько стоят на самом деле, вы бы увидели, что больше аниматоров задерживается в индустрии.

Вы хотели бы сказать что-нибудь зарубежным фанатам?

— Каждый раз, когда я посещаю тематические ивенты за рубежом, ко мне приходят фанаты и спрашивают: «Я тоже хочу быть аниматором. Как я могу попасть в индустрию?» На подобных мероприятиях я обычно стараюсь быть тактичной и мягкой. Но на самом деле я думаю, что каждый, кто хочет попасть в аниме-индустрию, должен понимать условия. У нас нет профсоюзов и подобающей защиты сотрудников.

«Рыцари Зодиака: Святой Сэйя»
«Рыцари Зодиака: Святой Сэйя»

Мне жаль, что мои слова могут отпугнуть потенциально хороших аниматоров из-за рубежа. У меня нет такой цели. Но мне хочется, чтобы художники понимали: условия в индустрии сейчас довольно суровые. Нужно это хорошо понимать, прежде чем попытаться войти в этот мир.

На самом деле мне очень хочется, чтобы иностранцы пришли в отрасль и помогли изменить всё к лучшему. Так что я приветствую тех, кто согласится войти в аниме-индустрию.