Наш любимый Масааки Юаса дал короткое интервью ANN об изменении аниме-индустрии за те 20 лет, что он занимается режиссурой. Повод — выход подарочного издания с пятью его работами («Игра разума», «Лу за стеной», «Ночь, коротка, гуляй, девчонка!», «На твоей волне» и «Ину-О»), а еще номинация на «Золотой глобус» (в подводке почему-то отдают победу «Пиноккио Гильермо дель Торо»), опенинг ко второму сезону «Семьи шпиона». В общем, не сидит без дела, оставив в 2020-м пост руководителя Science SARU — студии, которую он основал. «Покебол с предсказанием», конечно, не мог пройти мимо — и перевел беседу о переменах в индустрии и Юасе.
— С тех пор, как вы начали режиссерскую карьеру, какое самое большое изменение вы наблюдали в аниме-индустрии?
Переход в диджитал или использование цифровых технологий и компьютерной графики стал самым большим изменением.
— Было ли вообще сложно адаптироваться к этим изменениям?
Да, нам пришлось многое поменять. Нам пришлось адаптироваться к цифровому формату, но мы также смогли делать новые вещи, которые раньше были невозможны. Так что это было хорошо. Еще, думаю, большое изменение заключается в том, что индустрия стала значительно больше с тех пор, когда как будто существовали единые правила, как работать. Теперь же существует так много разных компаний, коллективов и методов — это тоже большие перемены.
— Какой из фильмов бокс-сета стоит посмотреть зрителям, чтобы увидеть переход на цифровой формат?
Думаю, в каждом есть элементы этого изменения. Но в «Лу через стеной» мы использовали Flash-анимацию. Так что я думаю, что это самый авангардный из фильмов. «Игра разума», знаете ли, была первым аниме в эпоху, когда индустрия переходила от рисованной анимации к цифровой. Вот мы и сделали в ней много разных интересных вещей с анимацией.
— Говоря о фильмах, которые входят в бокс-сет: оглядываясь назад, как вы ощущаете творческую эволюцию от «Игры разума» до «Ину-О»?
В «Игре разума» я сделал всё, что мог, будучи дебютантом, и мне также пришлось преодолеть множество трудностей и препятствий, но затем я использовал это[т опыт] в следующих проектах. Думаю, самое важное, в чем я смог обучаться или развиться, — это то, как общаться с аудиторией посредством моих проектов. За последние десять лет я основал студию [Science SARU], и это также повлияло на то, как я управляю делами, потому что мне действительно нужно было выяснить, как помогать команде совершенствоваться, внедрять их набор навыков и выявлять новые, чтобы мы могли сделать проект лучше.
— Есть ли фильмы, которые, по вашему мнению, отражают определенный период вашей жизни? Глядя на него, вы вспоминаете, что переживали в то время.
Да. Я думаю, что это «Игра разума» — мой дебют в качестве режиссера. Когда я работал над этим, я был очень спокойным и непринужденным. Но потом, после премьеры, я внезапно почувствовал всё давление, связанное с тем, чтобы быть режиссером такого фильма. И тогда я буквально заболел. Именно тогда я понял: «О, я действительно нервничал». Что касается «Лу за стеной», мне удалось познакомиться со многими флэш-аниматорами, и эта команда стала основой для студии. Что касается «Ночь коротка, гуляй, девчонка!», мне удалось воссоединиться с командой «Сказа о четырех с половиной татами», и это было весело. А работая над «На твоей волне» — с командой «Лу через стену». Было приятно воссоединиться с коллективом, с которым я работал много лет назад.
Думаю, с «На твоей волне» я начал думать, что почувствуют зрители, когда посмотрят мой фильм. Затем я смог включить в «Ину-О» больше способов коммуникации с аудиторией. Я попытался больше прибегать к стилистике старой анимации. Думаю, создавая «Ину-О», я вернулся к тем ощущениям, которые были у меня во время первой работы над «Игрой разума»; когда я впервые почувствовал себя режиссером и смог работать с этим. Поэтому я думаю, что смог вырасти в разных направлениях и применить то, чему научился в прошлом.
— Сталкивались ли вы с проблемой сохранения художественной верности себе при создании коммерческих работ?
Думаю, я и моя команда стараемся сделать всё возможное для коммерческого проекта, но стремимся к краткости и простоте для понимания. В действительности это лежит на поверхности. Я стремлюсь, чтобы в фильме было, о чем подумать, но и что-то глубоко внутри, поэтому, если кто-то посмотрит на него по-другому, то поймет, что там есть что-то еще. Но при поверхностном взгляде его легко понять.
— Есть ли фильм, который кажется вам самым личным или наиболее отражающим ваши собственные эмоции?
Если фильме основан на манге или романе, я стараюсь сделать его как можно ближе к оригиналу. Но мне кажется, что каждый элемент работы несет в себе то, что я чувствовал в тот момент. В последних проектах я лучше научился включить свои переживания в фильм. Так что трудно выбрать один. Думаю, в каждом из них есть элементы, которые по-разному меня отражают.
- Все переведенные интервью можно прочитать тут
- Поддержите канал, если уже читаете и любите, что там творится
- Подпишитесь на бусти — там дополнительные обзоры, интервью и стримы