9 февраля — день рождения Макото Синкая, одного из самых известных аниме-режиссеров современности, мастера облаков, гуру романтических историй и чемпиона проката. В российских кинотеатрах как раз показывают его классическую работу «5 сантиметров в секунду». В честь 51-летия режиссера аниме-канал «Покебол с предсказанием» перевел интервью с Синкаем, которое в 2011 году у него взяло издание Otaku in Review на нью-йоркском Comic Con, где он рассказал о «Ловцах забытых голосов», влиянии Ghibli, Мураками и лондонских музеев, а также о том, почему для него так важны детали.
— Итак, вы считаете, что «5 сантиметров в секунду» — ваша самая сильная работа?
— Многие так говорят, но с момента выхода прошло четыре года, и я бы хотел, чтобы больше людей обратили внимание на «Ловцов забытых голосов». Эти тайтлы совершенно разные, у них разные стили и темы, поэтому некоторым одно нравится больше другого.
— К сожалению, я еще не видел новый фильм, буду на показе завтра. Рецензенты сравнили стиль с работами студии Ghibli, есть ли какое-то влияние?
— Нет ни одного японского создателя анимации, на которого не повлияла бы Studio Ghibli. Такова атмосфера, в которой мы живем.
— А что повлияло конкретно на вас? Есть ли что-нибудь в вашем прошлом, что до сих пор влияет на вашу работу?
— Во время учебы в университете я изучал современную японскую литературу и стал большим поклонником Харуки Мураками. Я думаю, это сильно повлияло на мой стиль повествования, поскольку я перечитываю его романы снова и снова.
— Тема ваших первых трех работ можно охарактеризовать как «отношения через расстояние и время». Почему эта тема находит в вас такой отклик?
— Когда я делал эти три фильма, я много думала о человеческих взаимоотношениях — и в то же время в игру вступали новые технологии. Человеческие отношения и то, как люди общаются, были темой, о которой я много думал. Когда я создавал «Голос далекой звезды» (2002), люди в Японии только начинали часто пользоваться мобильными телефонами и отправляли мейлы, короткие сообщения. Из-за этой технологии иногда сообщение приходило на пять минут позже, через два часа или, может быть, через день, или, в случае с «Голосом», даже через несколько лет. Я думал о том, как новые технологии влияют на развитие отношений.
— А какая основная тема «Ловцах забытых голосов»? Это также было исследование человеческих взаимоотношений и того, как люди общаются?
— Самая большая разница в том, что это также о человеческих взаимоотношениях, о том, как люди относятся друг к другу, но на этот раз речь идет об отношениях между живым человеком и человеком, который уже ушел из жизни. Это ключевая разница. Это всё еще о человеческих взаимоотношениях, но на этот раз об отношениях с кем-то, кто уже ушел из жизни.
— Песня Масаёси Ямадзаки One more time, one more chance играет важную роль в финале «5 сантиметров в секунду». Как она повлияла на создание фильма?
— Мы делали проект, я не планировала придумывать новую песню, которая соответствовала бы истории. Я рассказывал историю, которая произошла в 90-х, поэтому я прослушал кучу поп-песен, которые были написаны в ту эпоху. Когда я услышал Масаёси, то подумал, что One more time, one more chance идеально подходит, и она была чрезвычайно популярна в момент выпуска, так что все были с ней знакомы.
— В начале второй части «5 сантиметров в секунду» появляется великолепный кадр солнца, восходящего «позади» Земли (см. выше). Можете ли вы рассказать о его создании?
— Такаки, мужскому персонажу, снилась девушка, которая ему нравилась, но была очень далеко. В кадре они оба на далекой планете, то есть ему снится, что он с ней, хотя она очень далеко. Этот образ возник из чего-то немного другого. Когда я учился в старшей школе, мне постоянно снился сон, в котором я заблудился на далекой звезде. Я тогда по-настоящему увлекался научной фантастикой и читал ежемесячный научный журнал под названием «Ньютон». Сегодня изображения в научных журналах создаются компьютером, но в то время они были нарисованы от руки, и я думал, что они действительно классные. Так что я много думал об этом, у меня были такие сны.
— Манга «5 сантиметров в секунду» скоро выйдет в США. Как манга и фильм сочетаются друг с другом?
— Обычно в Японии сначала появляется манга, становится популярной, продается миллионными тиражами, а затем делают аниме. История, стоящая за этой мангой, такова: сначала, когда я придумал историю, я сделал аниме. В нем было много вещей, которые я хотел улучшить, поэтому затем я написал короткий роман, где исправил моменты, которые, по моему мнению, были слабыми в аниме. Вскоре после этого ко мне обратилось издательство Kodansha: они спросили, могут ли сделать мангу на основе этого короткого романа. Манга на самом деле является кульминацией как аниме, так и романа, поэтому я считаю, что это лучшее представление о работе, которую я хотел создать. В ней сочетаются лучшие элементы аниме и книги. Я рекомендую людям убедиться в этом самим.
— Я хотел бы узнать ваше мнение о японской анимационной индустрии в целом. Что думаете о последних тенденциях и тематических элементах в новейшем аниме?
— Прямо сейчас в Японии снимается много аниме на самый разный вкус, и это хорошо. Появляются новые стили аниме: например, слот noitamina на Fuji TV. Само слово — это «анимация» задом наперед, поэтому они берут аниме и постоянно пробуют что-то новое. Не знаю, успешно ли это с точки зрения экономики, и сам я не смотрю много аниме, но знаю, что происходит. В старые времена аниме было очень похожим, и всё было типичным, поэтому я думаю, что новые разновидности аниме полезны для индустрии. Однако в долгосрочной перспективе остается под вопросом, куда движется 2D-анимация в Японии. Как мы видим, в Соединенных Штатах 3D доминирует и становится всё более популярным. Я думаю, что в конечном счете это произойдет и в Японии, а это означает, что то, что мы знаем как аниме сегодня, может исчезнуть из-за наступления 3D и потому, что в наши дни всё меньше и меньше людей действительно могут создавать аниме. Это немного печально, но это просто эволюция, и именно так всё должно развиваться в будущем.
— В последние десять-пятнадцать лет люди, которые занимаются фоновой анимацией, уходят на пенсию или из индустрии. Тем не менее вы уделяете большое внимание детализации фона и крошечным элементам мизансцены. Например, в «Она и её кот» (1999) всё выглядит компактным и красивым, но в то же время фоны наполнены выразительными деталями. Почему это так важно?
— Когда я создавал «Она и её кот», то параллельно работал над фэнтезийной RPG. В фэнтезийной ролевой игре ваше окружение очень богато и детализировано. Но я жил в типичной маленькой японской квартире, и вокруг были бетонные телефонные столбы с множеством электрических проводов. Это типичное окружение, когда мы живем в очень маленьком месте. Несмотря на то, что обстановка может быть усеяна уродливыми вещами, я хотел найти красоту в том, что меня окружает. Даже живя в маленькой квартире, окруженной линиями электропередач, я хотел, чтобы всё выглядело детально и красиво, показать, что жить в такой обстановке нормально. Поэтому я и уделяю особое внимание этим деталям.
— Время, проведенное в Англии, вдохновило вас на работу?
— Я прожил в Лондоне год, и первые шесть месяцев я ходил в английскую школу, хотя мне было 35 лет. Я ходил в школу с группой студентов колледжа. Следующие шесть месяцев я работал над сценарием для «Ловцов забытых голосов». За это время я смог посетить все музеи — особенно мне понравились Британский музей искусств и Музей всемирной истории, где были представлены древние артефакты. Когда посмотрите фильм, вы увидите руины древних цивилизаций, так что посещение музеев повлияло на меня именно с этой стороны. Однако, посмотрев фильм, вы не подумаете, что в нем есть британское влияние. Пока я был в Лондоне, мне просто удалось изучить кое-какие глобальные вещи.
— Будущим режиссерам анимации вы рекомендуете независимую стезю или им следует пойти классическим путем: начав с ключевой анимации, подниматься по карьерной лестнице в индустрии?
— Сейчас трудно предложить оптимальный способ, потому что нет никаких барьеров для входа. Если вы художник и хотите что-то создать, — выложите это в интернет, и все смогут это увидеть. Но у этого есть некоторые недостатки: вы чувствуете, что ваша работа выполнена, вы просто показали её всем. Это отличается от былых времен, когда вы что-то делали и относили издателю, чтобы узнать, опубликуют ли это. Было много возни и переговоров, необходимых для завершения работы. В этом смысле даже здорово, что теперь вы можете быстро выполнить свою работу. Но плюсы есть и у работы в студии, в подъеме по карьерной лестнице таким образом: нужно согласовывать и оттачивать работу, прежде чем она выйдет на всеобщее обозрение. Приходится немало потрудиться, прежде чем показать что-то публике. Может быть, лучше всего было бы сделать лучшее из возможного самостоятельно и опубликовать её. После будет легче общаться со студиями, и тогда вы сможете перейти в профессиональную команду и работать над чем-то. Может быть, это лучший способ.
- Все переведенные интервью можно прочитать тут
- Поддержите канал, если уже читаете и любите, что там творится
- Подпишитесь на бусти — там дополнительные обзоры, интервью и стримы