Найти в Дзене

Распространённые проблемы на семейном образовании и их решение

Оглавление

При переводе ребёнка на СО важно принять твёрдое решение. Уверенность в том, что вы действуете, исходя из интересов сына или дочери, поможет преодолеть все трудности, с которыми сталкивается родитель.

Даже люди, по долгу службы или из лучших побуждений убеждающие вас отказаться от перехода на СО, ведут себя не так активно, если чувствуют вашу твёрдую позицию. И, напротив, если решение принято не до конца, то на вашем пути будут возникать различные препоны бюрократического и психоэмоционального свойства. Так что тщательно всё обдумайте, обсудите с семьёй, убедитесь в правильности выбранного пути.

Переход на семейное обучение

Итак, прежде всего придётся уладить бюрократические формальности. Помимо стандартных документов, удостоверяющих личности ребёнка и его законного представителя, необходимы фотографии ученика 3 х 4 см и три официальные бумаги:

· Заявление/уведомление о смене формы обучения (подаётся в департамент образования по месту проживания). Можно попробовать заполнить бланк на сайте местного государственного образовательного портала. Если же такой возможности нет, то обратитесь лично. Заявление пишется в свободной форме.

· Заявление на отчисление из школы по причине перехода на СО. Заполняется даже в том случае, если фактически вы не меняете учебное заведение.

· Прикрепление к школе для прохождения аттестации. Заявление пишется на имя директора. Можно выбирать — остаться в старой школе или перейти в любую другую, работающую с экстернами.

Помочь заполнить формы и выдать необходимые бланки должен методист или завуч по воспитательной работе в учебном заведении. Помните: вы не просите оказать услугу, не запрашиваете согласие представителей сферы образования — вы пользуетесь своим правом, и отказать вам нельзя. Вежливо, но твёрдо отметайте возможные возражения со стороны школы — закон на вашей стороне.

Организация учебного процесса и режим дня

Естественно, СО — более свободная форма обучения, чем очная. Однако режим и распорядок необходимо установить с первых дней, чтобы не приучать ребёнка бездельничать. Схема «занятия — отдых — кружки по интересам» прекрасна в своей простоте. Ежедневный ранний подъём и отход ко сну не позже 21-00 помогут ему быть бодрым и продуктивным.

Чрезмерная нагрузка

Часто родители, осознавшие, что вся ответственность за обучение отныне лежит на них, перегибают палку. Они начинают требовать от детей идеального выполнения заданий по всем предметам, добавляя дополнительные занятия по тем, с которыми у ребёнка трудности. Некоторые папы и мамы пытаются доказать всем, что их решение перевести ученика на СО было правильным и процесс обучения можно интенсифицировать, шпигуя школьника знаниями. В обоих случаях чрезмерная нагрузка ведёт к снижению, а в дальнейшем и к исчезновению мотивации, выгоранию ребёнка и родителя, испорченным отношениям дома.

Необходимо соблюдать режим занятий строго, но без фанатизма. Ребёнок имеет право на неудачи. Вполне допустимо усвоить какую-то тему не до конца, сделать не все задания. Так же, как и у взрослого, у школьника бывают головные боли, он может не выспаться, быть не собранным и сосредоточенным, а вялым и пассивным. Это нормально. Перфекционизм здесь только вредит.

Отсутствие мотивации

По-настоящему мотивированных учеников на самом деле мало. Гораздо приятнее заниматься тем, что нравится, а не тем, что нужно. Поэтому сохранение мотивации — одна из основных проблем домашнего образования.

Многие родители, замечая, что ребёнок не успевает, например, по точным наукам, интенсифицируют занятия зачастую в ущерб его любимым предметам. Такой подход нецелесообразен. Если ребёнок ярко выраженный гуманитарий, то, скорее всего, в будущем он изберёт профессию, в которой точные науки не нужны. Упор всегда следует делать на то, в чём ученик хорош, что ему нравится.

Проблемы с аттестацией

Они бывают не у всех. Многое зависит от личности учащегося и отношения школы. Адекватные учителя, помогающие экстернам, правильная организация проведения среза знаний, позитивный настрой ребёнка — и аттестация позади. А на руках табель с прекрасными отметками. Однако многое может пойти не так, как планировалось. Ученик, допустим, растеряется в непривычной обстановке. А, не получив ожидаемой поддержки от учителей, запаникует и не раскроет свой потенциал. Помните, что ребёнок идёт на СО не ради оценок, а ради знаний, приобретаемых в обстановке эмоционального и психологического комфорта. Главное — получить проходной балл, и результат ниже ожидаемого не должен разочаровать ни вас, ни ребёнка. Если отличные оценки для вас важны, задумайтесь, стоит ли переходить на семейное обучение, ведь пятёрки гораздо проще получать в классе.

Учебный план

Типовой учебной программы (можно взять её в школе или скачать с официальных образовательных ресурсов) стоит придерживаться, чтобы в будущем не было проблем с аттестацией. Желательно сотрудничать со школой, чтобы вовремя узнавать об изменениях и дополнениях, вносимых Министерством просвещения РФ в учебный процесс. Однако родители вправе варьировать подходы к обучению ребёнка, добавляя и видоизменяя отдельные уроки, форму, приёмы и методы подачи материала. Хорошо иметь комплект учебников, соответствующих ФГОС, по которым занимаются дети в школе, где ребёнок будет сдавать аттестацию. Иначе можно получить неприятный сюрприз, например, при написании контрольной по английскому языку. Если грамматические темы одни и те же из учебника в учебник, то лексический материал значительно различается. Такова проблема домашнего обучения —ученик может просто не знать ту или иную пословицу, фразу, выражение, потому что он читал совсем другие тексты и учил другие стихи.

Как избежать этих трудностей

Планирование на ранних этапах и сотрудничество со школой — два ключа к успеху ребёнка на СО. До начала занятий необходимо разработать их план, оставив допуски на болезни и форс-мажоры. Проконтролировать соответствие плана официально принятому в школе и не допускать отступлений от режима. Исключение — ситуации, когда это действительно необходимо. Ориентируйтесь на ребёнка, его склонности и потребности. И не забывайте, что ему придётся существовать в социуме, где нужно следовать правилам, подчиняться необходимости, а не только собственным желаниям.

Автор статьи: Нина Кашавкина

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: