ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТАТЕЙ
Аннотация: в статье рассмотрены основные аспекты написания научно-педагогических статей, их отличительные особенности. Представлены основные элементы научно-педагогической статьи и правила оформления для подготовки статей.
Ключевые слова: научная статья, написание статей, правила оформления статей.
Каждый педагог в своей работе осуществляет не только образовательную, но и научно-методическую деятельность. Неотъемлемой составляющей результата этой работы является формирование нового педагогического опыта, который требует дальнейшего обобщения, распространения в педагогической среде. Формирование данного опыта происходит не только на «интуитивной» педагогической основе, обусловленной опытом отдельного преподавателя, но и на основе объективного научного знания - педагогических исследований, то есть формируется на научном фундаменте.
При этом не всегда педагог знаком с базовыми аспектами и особенностями написания научно-педагогических статей или не имеет достаточного опыта для организации данной работы.
Цель представленной статьи – помочь специалистам методических служб образовательных учреждений и педагогическим работникам в освоении методики оформления научно-педагогических статей.
В представленной статье, мы не говорим о подготовке материалов в стиле фундаментальных академических исследований, это и не требуется в рассматриваемом контексте. Тем не менее, задача обобщения педагогического опыта всегда требует от автора подготовки материала, обладающего элементами научности и основывающегося на соответствующих концепциях и представлениях, а также приближенном в методологии своего написания к научной стилистике.
I. Основные критерии научного знания
Существенной характеристикой любой научной статьи является ее обоснованность не только исключительно авторским мнением, но и соответствие приводимых в ней фактов, тезисов и утверждений критериям научного знания.
В статье Н.Н.Губанова и Н.И.Губанова «Критерии в системе научного знания» [2] приведены следующие основные критерии научности знания: доказательность, непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность, эссенциальность, однозначность, способность к развитию. Рассмотрим их более подробно.
Доказательность– предполагает, что используемые нами суждения являются доказанными (подтвержденными) другими исследованиями, положениями либо данными. Например, утверждение «Обращение к традициям народной культуры в воспитании молодежи неоспоримо важно…» не является доказательным. В данном случае мы говорим скорее об убеждениях и ценностных установках, но не о доказанном факте. Воспитание – сложный и многогранный процесс, в котором тесно переплетены различные системы ценностных установок и доказательно определить роль традиционной народной культуры и ее важность крайне затруднительно. Следовательно, представленный тезис носит скорее декларативный, нежели научный характер.
Рассматривая предложенное утверждение в научно-педагогическом ключе, при написании статьи, целесообразно было бы рассуждать об актуальности обращения к традициям народной культуры в системе воспитательной работы, что обуславливается целым рядом нормативно-правовых документов в сфере образования или рассматривать возможности традиционной народной культуры в организации воспитательной работы на примере существующих педагогических практик.
Непротиворечивость– означает, что используемые вами тезисы, теории и научные концепции не противоречат друг другу. Например, утверждение «Единственным решением проблемы девиантного поведения подростков является проведение профилактической работы, при этом не менее эффективным решением будет и их включение в общественно-полезную работу». Предложенное утверждение содержит в себе противоречие, т.к. первая его часть говорит нам о «единственном решении проблемы», а вторая о наличии другого «не менее эффективного» (решение может быть либо единственным, либо нет).
Эмпирическая проверяемость– под эмпирической проверяемостью подразумевается возможность опытным путем (в ходе эксперимента, наблюдения, вычислений и аналитики) проверить гипотезы и суждения обозначенные автором. К примеру, утверждение «Отказ России от Болонской системы в 2003 году способствовал бы повышению качества высшего образования» не подлежит эмпирической проверке. Мы не можем в ходе эксперимента вернуться в 2003 год и провести реформу системы высшего образования в России.
Воспроизводимость эмпирического материала – данный критерий обуславливает необходимость представления методик, используемых автором для опытного подтверждения фактов и гипотез, с целью возможного повторения авторского эксперимента или наблюдения другими исследователями.
Если в рамках статьи описывается некоторая практика, приведены доводы полученные автором в ходе наблюдения или эксперимента, то необходимо обозначить те методики, которые использовал автор для получения указанных данных. Например, «Образ современной русской деревни воспринимается обучающимися средней школы как…». При использовании данного тезиса уместным будет указать, что такой вывод получен нами в результате контент-анализа творческих сочинений детей, а в приложении к работе представить используемую методику контент-анализа и аналитические материалы с результатами его проведения.
Общезначимость– предполагает обращение автора научной статьи к теориям и гипотезам, которые приняты научным сообществом. Например: «Использование практики Фэн-шуй при организации учебного пространства способствует росту успеваемости обучающихся, за счет гармонизации детей с окружающей средой». Представленный тезис не будет отвечать критериям общезначимого научного знания. В данном случае целесообразнее рассуждать о влиянии самого процесса организации учебного пространства на успеваемость и рассматривать практику Фэн-шуй как один из элементов такой организации. Но доказательная база ваших рассуждений должна быть обусловлена официально подтвержденными теориями, гипотезами, исследованиями в данной области, а не положениями самой практики Фэн-шуй.
Системность– обуславливает взаимосвязь всех элементов научного знания. Структура научной статьи должна иметь логически обоснованную связь ваших тезисов, гипотез. Выводы должны соответствовать заявленным положениям и т.д. В данном случае речь идет о наличии системы знаний, на основе которой выстраивается общая логика научной работы автора.
Эссенциальность– направленность научного знания на выявление сущности рассматриваемых объектов и явлений. Т.е. качественное научное знание не только фиксирует какие-либо факты, но и стремится объяснить причины их возникновения, определить базовые законы функционирования объекта исследования.
Однозначность– означает точность используемой в работе терминологии, исключение двусмысленности толкования приводимых вами тезисов и определений. Если используемые в работе понятия допускают различные трактовки, то их необходимо уточнить и указать, как определяется представленное понятие в вашей работе. Например: «Организация развивающей работы способствует повышению вовлеченности детей в учебную деятельность». В данном случае мы обращаемся к понятию развивающей работы, которое имеет огромное множество значений и требует конкретизации в контексте авторских рассуждений.
Способность к развитию – научное знание постоянно развивается. Появляются новые идеи, эмпирические данные, гипотезы, что способствует переосмыслению имеющегося опыта. В связи с этим, в содержании научно-педагогической статьи целесообразно обозначить имеющиеся ограничения и направления дальнейшего развития представленных автором идей.
Представленный в настоящей статье набор критериев не является исчерпывающим для научного знания. Некоторые исследователи выделяют и другие его критерии[1]. Напоминаем, что мы не говорим о написании статьи в духе серьезного академического исследования, однако следование в работе над статьями предложенным критериям поможет педагогам повысить качество своей работы и приблизить ее к научной стилистике.
II. Подготовка к написанию статьи
Написание статьи начинается с подготовки научно-теоретической базы исследования[2]. Это необходимо для обеспечения доказательности вашей работы. Для этого можно воспользоваться учебными пособиями, научными статьями, нормативно-правовыми и другими документами, относящимися к тематике вашей работы.
Необходимо изучить каким образом объект вашей работы, о котором вы хотите написать статью, представлен в научном поле, какие исследователи занимались данным вопросом, их выводы. Выяснить актуальные социальные и научные тенденции, в поле которых находится ваша работа, имеющиеся научные наработки в данной области и их проблемные аспекты. Подобранные материалы не только послужат доказательной базой вашей статьи, но и будут лежать в основе списка используемой литературы и источников, который является обязательным элементом любой научной статьи.
Далее необходимо определить «дизайн» будущей статьи, т.е. ее структурную основу. В научной стилистике изложения материала наиболее часто используются два формата представления:
1. Доказать гипотезу исследования – при таком формате статьи предполагается, что автор делает некоторое предположение, которое доказывает (или опровергает) с помощью проведения эксперимента.
2. Рассмотреть исследовательский вопрос – формат статьи предполагает исследование предметного поля некоторой выявленной автором проблемы, сравнение имеющихся в научно-педагогическом контексте способов ее решения, предложения своей модели работы в этом направлении.
После того, как вы подобрали научно-теоретическую базу будущей статьи, определились с дизайном работы и используемыми эмпирическими (полученными в ходе опытной работы) данными, можно приступать к написанию научно-педагогической статьи.
III. Оформление статьи
Общие принципы оформления и содержание основных разделов.
Наиболее распространенным форматом написания статей, принятом в международном научном сообществе считается IMRaD[3](Introduction, Methods, Results, and Discussion).
В логике рассматриваемого формата содержательная часть статьи представлена последовательностью разделов: введение; методы (теоретические основы); результаты; обсуждение; заключение. Также к необходимым элементам научной статьи можно отнести название, сведения об авторе, аннотацию, ключевые слова, список используемой литературы и источников. В случае если статья оказывается достаточно объемной, допустимо включить в ее структуру раздел содержание, если содержание не выделяется в отдельный раздел, краткое описание структуры статьи можно обозначить во введении.
Довольно часто возникает необходимость добавить к статье дополнительные материалы (иллюстративный материал, образцы анкет, методик, фотографии), их можно оформить отдельным разделом – приложения.
Общая структура научно-педагогической статьи представлена на рисунке 1. Рассмотрим основные элементы разделов, характерные для научных работ и особенности их содержания, которые определяют дизайн научной статьи.
Аннотация– краткое описание содержания статьи, области ее применения и категории специалистов, которым может быть интересна данная статья. Иногда в аннотацию включается описание основных разделов статьи.
Ключевые слова – список основных слов и терминов, определяющих предметное поле вашей статьи. Может состоять не только из отдельных слов, но и словосочетаний.
Пример написания аннотации:
В статье рассматриваются современные технологии, ориентированные на диалоговое обучение в вузе; обосновывается целесообразность использования личностно ориентированного развивающего обучения и комплексной технологии для формирования предметной, методологической и профессиональной компетентности студентов[4].
Введение – в общем виде введение представляет собой сообщение, предшествующее содержательной части вашей статьи. Цель данного раздела – ввести читателя в тему вашей работы и раскрыть ее основные аспекты.
Рассматривая введение в контексте научной статьи, можно выделить такие элементы данного раздела как: актуальность, цель, задачи, гипотеза (исследовательский вопрос/проблема), объект и предмет исследования, используемые методы. Завершается введение кратким описанием структуры работы, планируемых результатов, области их применения и дальнейшего развития. Рассмотрим более подробно основные элементы раздела введение.
Актуальность– представляет собой обоснование значимости работы, ее востребованности в современной действительности, которая должна быть подтверждена современными тенденциями развития в области предметного поля вашей статьи (исследования других авторов, нормативно-правовые документы, отчеты, доклады различных ведомственных и научных структур и т.д.).
Цель и задачи– под целью работы понимается ее конечный результат - желаемый итог проводимого исследования. Задачи можно рассматривать как этапы в процессе достижения цели, что планируется сделать, для того чтобы ее достигнуть.
В зависимости от дизайна статьи цели и задачи могут быть обозначены в контексте авторского исследования (относиться к исследовательской работе, которую автор выполнил и описывает статье) или контексте статьи как таковой (т.е. указывать на то, с какой целью написана статья и какие задачи призвана при этом разрешить).
Гипотеза – является предположением (догадкой) автора, которое планируется доказать или опровергнуть[5] в ходе проводимого исследования.
Пример формулировки гипотезы:
Прослушивание классической музыки во время практических занятий школьников изобразительным искусством будет улучшать их успеваемость.
Если работа не предполагает доказательство гипотезы, то во введении обозначается проблема или исследовательский вопрос, который автор предполагает рассмотреть в своей статье.
Пример формулировки исследовательского вопроса:
Провести сравнительный анализ современных подходов к профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Объект и предмет исследования– под объектом исследования понимается общее предметное поле исследовательской работы, предметом выступает аспект объекта, непосредственно изучаемый автором.
К примеру, если в рамках своей работы вы рассматриваете особенности организации деятельности обучающихся с использованием методик проектного обучения, то объектом исследования может выступать методология преподавания рассматриваемой вами дисциплины, а предметом конкретная, рассматриваемая вами методика проектного обучения.
Как пишет И.В.Понкин: «Нередко говорят о предметно-объектной области исследования, имея в виду оба эти понятия — «предмет исследования» и «объект исследования», — отражая суть того и иного, а равно особенности их интерреляции (соотношения и взаимосвязи)» [5, с. 67]. Таким образом, во введении допускается объединение данных понятий и формулировка общего предметно-объектного поля исследования.
Структура введения может быть представлена следующим образом:
Методы (теоретические основы) – в данном разделе более подробно раскрывается теоретический базис научной работы, на основе каких теорий, исследований и концепций построена логика исследования, подробно рассматривается его проблемное поле. Также данный раздел предполагает описание методик, применяемых автором в практической части работы.
Обсуждение – представляет собой практическую часть работы. В данном разделе автор проводит анализ полученных им экспериментальных данных, делает подробные выводы по результатам исследования (доказана ли гипотеза; какие результаты получены в ходе рассмотрения исследовательского вопроса) и т.д.
Заключение– обобщающее сообщение по итогам проведенной работы. В заключении представляется краткое резюме по результатам проведенной работы, обозначаются пути дальнейшей разработки затронутой автором проблемы, указывается область применения полученных результатов.
Список литературы и источников – список используемой при написании работы литературы и других источников. Рекомендовано составлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0-100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [9].
Приложения – в данном разделе возможно размещение различных дополнительных материалов, которые автор считает необходимым представить в своей работе или на которые он ссылается, но не включает в основной текст статьи (иллюстрации, фотографии, таблицы, графики и др.).
Цитирование, копирование и заимствование.
Отдельного внимания заслуживает вопрос цитирования, копирования и заимствования при написании статьи. Поскольку научно-исследовательская деятельность предполагает большую работу автора с различными источниками информации, то в процессе написания статьи естественным образом возникает необходимость обращения к данным источникам.
Такая практика является общепринятой в научной работе, т.к. обуславливает многие критерии научности представленной автором работы, о которых мы говорили в начале данной статьи. При этом очень важно соблюдать ряд требований при использовании сторонних источников в своей статье, чтобы исключить плагиат и не нарушить закон.
Важно понимать, что любая информация (тексты, изображения, фотографии) содержащиеся в сети интернет, опубликованных статьях, книжных изданиях и других источниках является объектом авторского права. Свободное использование такой информации в своей работе запрещено, за исключением случаев, когда прямо указано, что данные материалы могут быть использованы другими авторами без каких-либо ограничений.
Рассмотрим основные понятия, которые регламентируют данный аспект работы над научно-педагогической статьей.
Копирование– подразумевает полное заимствование текста (изображений, фотографий и др. информации) из стороннего источника без указания ссылки на данный источник и авторства.
Прямое копирование без указания авторов и первоисточников недопустимо, так как это является плагиатом - использованием результата чужого интеллектуального труда в собственной работе с присвоением авторства.
Исключение составляет случай, когда копирование было допущено с разрешения автора первоисточника либо из источников, которые предполагают свободное использование имеющейся в них информации[6]. Но даже в подобной ситуации дословное копирование текстов других источников в своей работе оставит большие вопросы о компетенции автора статьи. Во-первых, возникает вопрос о вашем личном авторском вкладе в данную работу. Если большая часть статьи содержит не ваши мысли и исследовательские изыскания по рассматриваемой проблеме, а материалы других авторов, то ваша роль скорее составителя, а не автора собственной, уникальной работы. Во-вторых, если вы не указываете первоисточников и авторов скопированных вами текстов (изображений, фотографий и др. информации), а просто добавляете их в свою статью, то даже если вы не подразумеваете за собой авторство на указанные материалы, оно будет подразумеваться всеми, кто будет читать вашу статью.
Цитирование– дословное копирование текста другого автора с указанием источника цитирования. При этом подразумевается, что цитирование должно быть обосновано, т.е. использоваться для подкрепления авторских рассуждений, приведения примеров и т.д. Задача цитирования – более полное раскрытие мысли автора, поддержка приводимых тезисов мнением других исследователей, развитие научной дискуссии, а не замена собственных авторских рассуждений.
В случае если цитирование осуществляется из источников, указанных в списке литературы, то после приведения цитаты проставляются квадратные скобки, в которых указывается порядковый номер источника в списке и страница (для печатных источников) с которой осуществлялось цитирование. Цитирование из источников не указанных в основном списке можно оформить в виде сноски, на текущей странице.
Пример оформления цитаты из источника, указанного в списке литературы:
«Итак, можно дать следующую обобщенную трактовку научного знания: научное знание — это сформированное на основе фактов развивающееся, логически доказываемое, эмпирически проверяемое, системное, непротиворечивое, общезначимое знание в форме восприятий, представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, приближающихся к адекватному (истинному) отражению сущности познаваемых объектов.» [2, с. 4].
Заимствование – представляет собой изложение мысли другого автора своими словами. При этом в случае заимствования, также желательно указать источник. Это можно сделать также как и при цитировании, в квадратных скобках с указанием страницы для источников из списка литературы или в виде сноски.
Оформление заимствования отличается от цитирования. Цитата оформляется дословно и в кавычках (см. пример выше), в случае заимствования используются соответствующие обороты, например: «По мнению А.П.Левичева… (далее приводится перефразированный из первоисточника текст) [17, с. 27]» или «Этот вопрос рассматривал и И.В.Петров, полагая что … (далее приводится перефразированный из первоисточника текст) сноска».
Отметим, что основная задача использования в своей работе материалов других источников посредством цитирования или заимствования заключается в более полном и всестороннем раскрытии собственных идей, доводов и тезисов, а не их замена.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим, что написанию научно-педагогической статьи всегда должен предшествовать некоторый авторский опыт, который в последующем и планируется описать в виде статьи.
Таким образом, от педагога требуется постоянная рефлексия (самоанализ) собственной деятельности, поиск ее научных рамок. Написать научно-педагогическую статью возможно тогда, когда педагог понимает, в контексте каких научных концепций находятся те или иные аспекты его практической работы. Подобное понимание собственной деятельности и будет формировать предметно-объектную область - исследовательское пространство, которое в дальнейшем будет описано в научно-педагогической статье.
V. Список литературы и источников
1. Бугорская Н. В.О диалектике и основном вопросе терминоведения // МНКО. 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dialektike-i-osnovnom-voprose-terminovedeniya(дата обращения: 18.01.2024).
2. Губанов Н.Н., Губанов Н.И.Критерии в системе научного знания. Гуманитарный вестник, 2016, вып. 2 http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2016-02-344.
3. История и философия науки. Часть 1. Общие проблемы философии науки: учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей. — Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. — 244 с.
4. Методические рекомендации по подготовке и написанию научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных / Ассоциация научных редакторов и издателей; под общ. ред. О.В.Кирилловой. М, 2017. 144 с. (прил.).
5. Понкин И.В. Объект и предмет научного или прикладного аналитического исследования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obekt-i-predmet-nauchnogo-ili-prikladnogo-analiticheskogo-issledovaniya (дата обращения: 28.02.2024).
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_псевдонаучных_концепций_и_понятий- дата обращения 18.01.2024 г.
7. https://cyberleninka.ru- Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» - дата обращения 22.02.2024 г.
8. https://moluch.ru/information/kak-sformulirovat-klyuchevye-slova-nauchnoj-stati/- дата обращения 22.02.2024 г.
9. ГОСТ Р 7.0-100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
[1] Желающим более детально изучить данный вопрос мы рекомендуем обратиться к списку используемой литературы, который представлен в конце статьи.
[2] В рамках данной статьи мы предполагаем, что у автора уже имеется некоторый накопленный материал, который он хотел бы обобщить в форме научно-педагогической статьи.
[3] Научные публикации в формате IMRaD впервые появились на страницах научных журналов в конце ХIХ в. В настоящее время этот формат научных статей стал универсальным стандартом, добровольно принятым большинством зарубежных и отечественных журналов [4, c. 29].
[4] Петров А. В., Алмадакова Г. В. Переход от педагогики грамотности к педагогике развития // МНКО. 2013. №5 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perehod-ot-pedagogiki-gramotnosti-k-pedagogike-razvitiya (дата обращения: 22.02.2024).
[5] Стоит отметить, что в научно-исследовательской деятельности отрицательный результат также представляет из себя значимые сведения. Поэтому гипотеза может быть не только подтверждена, но и опровергнута в ходе проводимой автором исследовательской работы.
[6] Желательно при этом иметь подтверждение, что копирование было допущено вами законно (согласие автора материалов на свободное использование, скриншоты интернет-сайтов, где указано, что данная информация может быть свободно использована и т.д.).