Найти в Дзене
Денис РационалЪ

Ночные поезда, зачем так быстро, если хочется спать?

На сети дорог долгие годы довольно успешно развивается программа "Дневной Экспресс" (даже при покупке билетов через сайт РЖД или приложение, такое наименование указывается напротив поезда как бренд) и дневные поезда хорошо себя зарекомендовали, потому что обладают рядом очевидных достоинств для пассажиров:

1. скорость

2. возможность бюджетной поездки как в плацкартных вагонах, так и в вагонах с местами для сидения

3. отсутствие необходимости "ночёвки в поезде".

Для железнодорожников такие поезда тоже удобны, при правильно составленном расписании 1 состав за сутки может делать сразу 2 рейса (туда и обратно), а при скоростном номере поезда, можно ещё поднимать цену на проезд практически неограниченно, особенно в периоды массового выезда.

И если с "Дневными Экспрессами" в целом всё хорошо и ясно, то вот "Ночные Экспрессы", точнее ночные поезда, в своём большинстве заметно хромают:

- расписание часто составлено так, что полноценно отдохнуть в поезде вряд ли получится

- многие из ночных поездов заметно дороже по стоимости проезда с дневными поездами аналогичного маршрута.

Поэтому, в том числе, благодаря этим недостаткам, которые не были своевременно устранены, из расписаний исчезли многие потенциально удобные ночные поезда, такие как №603/604 Москва-Орёл (прибытие в Орёл в 4:34), №105/106 Москва-Курск, №603/604 Москва-Смоленск (прибытие в Смоленск в 5:50), №662/661/674/673 Москва-Иваново-Кинешма (прибытие в Иваново в 5:хх), №99/100 Москва-Брянск (прибытие в Брянск в 5:50) и другие.

Железнодорожники пытались на маленьком плече максимально выжимать из пассажира выгоду, делая поезд фирменным, а потом ещё и скорым, а пассажир не понимал для чего ему переплачивать за условно ночной поезд, в котором толком не выспаться (прибытие в 4:хх-6:хх), да ещё билет стоит на 30%-50% дороже, чем в дневной сидячке. Пассажиры платили за фирменность и скорость в ночном поезде, которая была им не нужна.

Для примера стоимость проезда в дневном и ночном поезде Москва-Нижний Новгород и Саранск, на 13 марта 2024 года, вторник.

Москва-Нижний Новгород
Москва-Нижний Новгород

Москва-Саранск
Москва-Саранск

В обоих случаях ночной поезд дороже дневного, вне зависимости от удобства расписания.

В результате этих "эффективных" решений: повышения стоимости проезда и снижения времени ночного сна, значительную часть таких поездов пришлось отменить, оптимизировав часть персонала.

А ведь по-хорошему всего-то надо было сделать удобное для пассажира/как для себя расписание поезда, поубавить аппетиты по стоимости проезда и поезда хорошо бы населялись при этом конечно планировать дневное использование составов ночных поездов, как например на линии Москва - Санкт-Петербург в дни массовых перевозок.

Одним из немногих удачным примеров "обратного хода" ночных поездов стало изменение расписания поезда №35/36 "Нижегородец" Нижний Новгород-Москва, когда после многолетних попыток его ускорения, наконец-то пришло понимание, что ночью хочется спать и высыпаться. Теперь расписание поезда стало практически идеальным, 23:10-7:10 и зеркальное в оба направления (раньше было 23:55-6:25).

-4

Идеальными ночными поездами являются многие фирмачи на линии Москва - Санкт-Петербург, особенно хороши коммерческие перевозчики:

ГрандЭкспресс 23:40-8:36

Мегаполис 0:20-9:00

Ночной Экспресс 1:05-9:47,

наглядный пример заинтересованности в пассажире.

После появления ГрандЭкспресса хорошо так подтянули расписание поезда №3/4 "Экспресс" оно стало 23:30-8:30, зеркально, в плане расписания он идеален.

-5

Но далеко не все поезда на главном ходу Москва - Санкт-Петербург гоняются за комфортом пассажиров в пути, многие как и раньше гоняются в прямом смысле за показателями средней скорости, согласно которым, чем быстрее, тем лучше.

А вот на других направлениях ситуация значительно хуже, ночной поезд как правило один и он не очень удобный.

Примеры:

Ночной поезд №148 Москва-Кострома имеет такое расписание 23:20-4:55, что можно делать скажем туристу в это время в Костроме зимой/и летом тоже, вопрос который не имеет ответа, да и жителю города, кроме как ехать высыпаться особо ничего и не пожелаешь. А вот если бы прибытие было скажем в 7:40-8:00, то уже, и город активен, и свет естественный появится. Расписание при движении в Москву аналогично плохое.

А вот следом идущий поезд №2 Москва-Владивосток до Костромы более удобный, отправляется позже и едет дольше, чем прямой поезд.

П.С. причём от Москвы до Ярославля поезд (Кострома) следует очень бодренько (3:40), далеко не все поезда днём проходят этот участок также быстро, при этом он за счёт этой скорости "снимает" часть грузовых поездов на участке Александров-Ярославль, которым и так сложно.

Поезд №662 Москва-Иваново прибывал в 5:хх в полностью спящий город, по приезду либо в гостиницу/либо домой спать, в чём смысл ночной поездки не ясно, а вот прибытие в 7:30-8:30 привлекательность поезда повышало бы значительно, поэтому и более поездний поезд №674 Москва-Кинешма был значительно популярнее.

Сейчас аналог Москва-Иваново поезд №474 имеет расписание 22:05-5:05, "удобство" этого поезда очевидно.

Поезд №42 Москва-Великий Новгород, тоже единственный на направлении и тоже с "прекрасным" расписанием 22:07-6:24, поезд прибывает относительно терпимо в спящий город, но смещении отправления и прибытия хотя бы на час, сделало бы его значительно удобнее для большинства пассажиров, да и Чудово в более вменяемое время.

Поезд №42 Москва-Саранск сейчас имеет такое расписание 21:50-7:00, опять же прибытие на конечный пункт условно нормальное, если бы это был мегаполис, но тут ещё важна специфика поезда, он обслуживает и промежуточные станции маршрута, прибытие на которые нормальным назвать сложно: Зубова Поляна 3:48, Потьма 4:00, Торбеево 4:21, Ковылкино 4:59 и т.д., отправляясь из Москвы часа на полтора-два позже, время прибытия на все станции маршрута только бы улучшились.

Поезд №380 Москва-Первомайск имеет следующее расписание 20:32-7:26, Берещино не менее важная станция на маршруте в 6:01, тут прям максимально очевидно, что более позднее отправление (+2 часа) сделало бы этот поезд удобным максимально большому количеству пассажиров и Арзамас стал бы не 3:35, а хотя бы в 5:35, что уже лучше глубокой ночи.

-6

Расписание движения поездов в сторону Москвы тоже требует проработки, но тут объективно всё сложнее, высокая концентрация разных поездов с плотным прибытием утром, ограничивает возможности (хотя Нижегородец смогли завести на Москву-Ярославскую к 7:10), а вот что мешает делать удобное расписание поездов прибывающих на полупустые провинциальные станции, это вопрос.

Всё могло бы решиться максимально быстро, если бы железнодорожники регулярно тестировали такие ночные поезда в качестве обычных пассажиров, тогда решения по улучшению расписания принимались бы в кратчайшие сроки и максимально продуманно.

Одним словом ночные поезда должны и могут быть удобными и комфортными для пассажиров, но этим надо профессионально заниматься.