На сети дорог долгие годы довольно успешно развивается программа "Дневной Экспресс" (даже при покупке билетов через сайт РЖД или приложение, такое наименование указывается напротив поезда как бренд) и дневные поезда хорошо себя зарекомендовали, потому что обладают рядом очевидных достоинств для пассажиров:
1. скорость
2. возможность бюджетной поездки как в плацкартных вагонах, так и в вагонах с местами для сидения
3. отсутствие необходимости "ночёвки в поезде".
Для железнодорожников такие поезда тоже удобны, при правильно составленном расписании 1 состав за сутки может делать сразу 2 рейса (туда и обратно), а при скоростном номере поезда, можно ещё поднимать цену на проезд практически неограниченно, особенно в периоды массового выезда.
И если с "Дневными Экспрессами" в целом всё хорошо и ясно, то вот "Ночные Экспрессы", точнее ночные поезда, в своём большинстве заметно хромают:
- расписание часто составлено так, что полноценно отдохнуть в поезде вряд ли получится
- многие из ночных поездов заметно дороже по стоимости проезда с дневными поездами аналогичного маршрута.
Поэтому, в том числе, благодаря этим недостаткам, которые не были своевременно устранены, из расписаний исчезли многие потенциально удобные ночные поезда, такие как №603/604 Москва-Орёл (прибытие в Орёл в 4:34), №105/106 Москва-Курск, №603/604 Москва-Смоленск (прибытие в Смоленск в 5:50), №662/661/674/673 Москва-Иваново-Кинешма (прибытие в Иваново в 5:хх), №99/100 Москва-Брянск (прибытие в Брянск в 5:50) и другие.
Железнодорожники пытались на маленьком плече максимально выжимать из пассажира выгоду, делая поезд фирменным, а потом ещё и скорым, а пассажир не понимал для чего ему переплачивать за условно ночной поезд, в котором толком не выспаться (прибытие в 4:хх-6:хх), да ещё билет стоит на 30%-50% дороже, чем в дневной сидячке. Пассажиры платили за фирменность и скорость в ночном поезде, которая была им не нужна.
Для примера стоимость проезда в дневном и ночном поезде Москва-Нижний Новгород и Саранск, на 13 марта 2024 года, вторник.
В обоих случаях ночной поезд дороже дневного, вне зависимости от удобства расписания.
В результате этих "эффективных" решений: повышения стоимости проезда и снижения времени ночного сна, значительную часть таких поездов пришлось отменить, оптимизировав часть персонала.
А ведь по-хорошему всего-то надо было сделать удобное для пассажира/как для себя расписание поезда, поубавить аппетиты по стоимости проезда и поезда хорошо бы населялись при этом конечно планировать дневное использование составов ночных поездов, как например на линии Москва - Санкт-Петербург в дни массовых перевозок.
Одним из немногих удачным примеров "обратного хода" ночных поездов стало изменение расписания поезда №35/36 "Нижегородец" Нижний Новгород-Москва, когда после многолетних попыток его ускорения, наконец-то пришло понимание, что ночью хочется спать и высыпаться. Теперь расписание поезда стало практически идеальным, 23:10-7:10 и зеркальное в оба направления (раньше было 23:55-6:25).
Идеальными ночными поездами являются многие фирмачи на линии Москва - Санкт-Петербург, особенно хороши коммерческие перевозчики:
ГрандЭкспресс 23:40-8:36
Мегаполис 0:20-9:00
Ночной Экспресс 1:05-9:47,
наглядный пример заинтересованности в пассажире.
После появления ГрандЭкспресса хорошо так подтянули расписание поезда №3/4 "Экспресс" оно стало 23:30-8:30, зеркально, в плане расписания он идеален.
Но далеко не все поезда на главном ходу Москва - Санкт-Петербург гоняются за комфортом пассажиров в пути, многие как и раньше гоняются в прямом смысле за показателями средней скорости, согласно которым, чем быстрее, тем лучше.
А вот на других направлениях ситуация значительно хуже, ночной поезд как правило один и он не очень удобный.
Примеры:
Ночной поезд №148 Москва-Кострома имеет такое расписание 23:20-4:55, что можно делать скажем туристу в это время в Костроме зимой/и летом тоже, вопрос который не имеет ответа, да и жителю города, кроме как ехать высыпаться особо ничего и не пожелаешь. А вот если бы прибытие было скажем в 7:40-8:00, то уже, и город активен, и свет естественный появится. Расписание при движении в Москву аналогично плохое.
А вот следом идущий поезд №2 Москва-Владивосток до Костромы более удобный, отправляется позже и едет дольше, чем прямой поезд.
П.С. причём от Москвы до Ярославля поезд (Кострома) следует очень бодренько (3:40), далеко не все поезда днём проходят этот участок также быстро, при этом он за счёт этой скорости "снимает" часть грузовых поездов на участке Александров-Ярославль, которым и так сложно.
Поезд №662 Москва-Иваново прибывал в 5:хх в полностью спящий город, по приезду либо в гостиницу/либо домой спать, в чём смысл ночной поездки не ясно, а вот прибытие в 7:30-8:30 привлекательность поезда повышало бы значительно, поэтому и более поездний поезд №674 Москва-Кинешма был значительно популярнее.
Сейчас аналог Москва-Иваново поезд №474 имеет расписание 22:05-5:05, "удобство" этого поезда очевидно.
Поезд №42 Москва-Великий Новгород, тоже единственный на направлении и тоже с "прекрасным" расписанием 22:07-6:24, поезд прибывает относительно терпимо в спящий город, но смещении отправления и прибытия хотя бы на час, сделало бы его значительно удобнее для большинства пассажиров, да и Чудово в более вменяемое время.
Поезд №42 Москва-Саранск сейчас имеет такое расписание 21:50-7:00, опять же прибытие на конечный пункт условно нормальное, если бы это был мегаполис, но тут ещё важна специфика поезда, он обслуживает и промежуточные станции маршрута, прибытие на которые нормальным назвать сложно: Зубова Поляна 3:48, Потьма 4:00, Торбеево 4:21, Ковылкино 4:59 и т.д., отправляясь из Москвы часа на полтора-два позже, время прибытия на все станции маршрута только бы улучшились.
Поезд №380 Москва-Первомайск имеет следующее расписание 20:32-7:26, Берещино не менее важная станция на маршруте в 6:01, тут прям максимально очевидно, что более позднее отправление (+2 часа) сделало бы этот поезд удобным максимально большому количеству пассажиров и Арзамас стал бы не 3:35, а хотя бы в 5:35, что уже лучше глубокой ночи.
Расписание движения поездов в сторону Москвы тоже требует проработки, но тут объективно всё сложнее, высокая концентрация разных поездов с плотным прибытием утром, ограничивает возможности (хотя Нижегородец смогли завести на Москву-Ярославскую к 7:10), а вот что мешает делать удобное расписание поездов прибывающих на полупустые провинциальные станции, это вопрос.
Всё могло бы решиться максимально быстро, если бы железнодорожники регулярно тестировали такие ночные поезда в качестве обычных пассажиров, тогда решения по улучшению расписания принимались бы в кратчайшие сроки и максимально продуманно.
Одним словом ночные поезда должны и могут быть удобными и комфортными для пассажиров, но этим надо профессионально заниматься.