Найти тему
Наблюдательница жизни

Нежный "Бархат" для императрицы

Кавалергард коснулся руки императрицы и она, вспыхнув, не отвела взгляд, а задержала на его глазах, притягательных и завораживающих. За эти восхитительные глаза она прозвала его "Бархат". С трудом оторвав взгляд от его лица, она взяла письмо, которое он ей протягивал и поблагодарила его. Когда он ушел, она закрыла дверь и облокотилась на нее спиной, мечтательно прикрыв глаза.

Кто бы мог подумать, что она, замужняя дама и государыня Российской Империи, станет волноваться словно девчонка из-за симпатичного и молодого кавалергарда. Подумать только, он был моложе ее на пятнадцать лет!

Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Неизвестный художник. Копия с оригинала К. Робертсон
Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Неизвестный художник. Копия с оригинала К. Робертсон

Когда после 1832 года врачи объявили Александре Федоровне, что рожать ей больше нельзя и близость с мужем под запретом, она была в отчаянии. Несмотря на то, что муж ее утешал и уверял в любви, ей было больно наблюдать за тем, что у него появилась Варвара Нелидова, дама, с которой он мог уединяться.

Конечно, все это хранилось в тайне. Нелидова была сама скромность, но по дворцу ползли слухи, да и сама государыня порой ловила на себе сочувственные взгляды фрейлин.

Государь с каждым днем все больше занят Нелидовой. Ходит к ней по нескольку раз в день. Он и на балу старается все время быть близ неё. - писала статс-дама Мария Дмитриевна Нессельроде. - Бедная императрица все это видит и переносит с достоинством, но как она должна страдать

 Портрет Николая I, 1830-е. Художник Вильгельм Карл Ульрих
Портрет Николая I, 1830-е. Художник Вильгельм Карл Ульрих

К своему удивлению, Александра Федоровна осознала, что ей тоже хочется внимания.

Сложившаяся щекотливая ситуация с мужем, появление при дворе Варвары Нелидовой, потребность ощущать себя желанной и привлекательной привели к тому, что Александра Федоровна начала замечать мужчин возле себя. Если раньше все, кроме любимого супруга, были лишь фоном, то теперь она с интересом приглядывалась к своему окружению и с радостью отмечала, что нравится молодым людям.

В 1835 году возле императрицы сформировалась группа из четырех кавалергардов: Скарятин, Куракин, Бетанкур и Трубецкой. Они постоянно сопровождали государыню, и она с улыбкой их называла "мои четыре кавалергарда".

Вы знаете: чтобы я не утомлялась, мои казаки вносят меня в гору... потом переодевание, обед, музыка, тирольские песни, игры. Комплот моих четырех кавалергардов со мной против Орлова, чтобы помешать ему меня схватить
Портрет князя Александра Борисовича Куракина. 1840 год. Художник Гау Владимир Иванович. Один из кавалергардов Александры Федоровны
Портрет князя Александра Борисовича Куракина. 1840 год. Художник Гау Владимир Иванович. Один из кавалергардов Александры Федоровны

Кавалергарды относились к императрице с огромным уважением. Она была для них словно Богиня, которой они с воодушевлением поклонялись. Из всех них она выделяла Александра Трубецкого. К сожалению, его портрета в молодые годы не сохранилось, но можно не сомневаться, что он был хорош собой.

Александра Федоровна писала своей подруге Софье Бобринской весьма откровенные письма:

Бархатные глаза (будем раз навсегда говорить обо всем Бархат, так удобнее) могут рассказать Вам о бале, они словно бы грустили из-за участи брата, но постоянно останавливались на мне и задерживались около двери, у которой я провожала общество, чтобы перехватить мой последний взгляд, который между тем был не для него

Государыня наслаждалась волнующей атмосферой полупрозрачного флирта, пронизывающих взглядов, замаскированных признаний и ощущением, что ее любят. Каждый день она виделась со своими галантными кавалерами, вела с ними витиеватые беседы и получала новую порцию эндорфина.

Чтобы видеть Трубецкого почаще, Александра Федоровна даже придумала поручить своей подруге, чтобы именно Бархат доставлял записки, которыми она обменивалась с Бобринской.

На днях мне принесли Вашу записку в Ораниенбаум, когда я одевалась, и я не знаю почему, мне вдруг показалось, что посыльным был Бархат, но нет, я знаю, что нет!.. Нужно, чтобы когда-нибудь Бархат передал одно из Ваших писем.

Портрет графини Софьи Александровны Бобринской 1827 год. Художник Пётр Федорович Соколов
Портрет графини Софьи Александровны Бобринской 1827 год. Художник Пётр Федорович Соколов

Благодаря Софье, государыня смогла встречаться с Трубецким в более неформальной обстановке. Дело в том, что Софья приходилась Трубецкому кузиной. Она приглашала Александру Федоровну в гости в дом Трубецких. Хозяином был глава семейства - князь Василий Сергеевич Трубецкой, отец Александра.

В доме Трубецких Александра Федоровна спокойно общалась с Бархатом, не переживая, что будет скована присутствием мужа. Там устраивались балы и она могла быть еще ближе к Трубецкому.

Вечером, когда я танцевала с Бархатом, со мной произошла очень, очень неприятная вещь: я почувствовала, — пусть не думают об этом дурно, — что у меня спадает <…> пришлось убежать в другую комнату, и хотя все произошло в мгновение ока, меня мучил стыд из-за фатальности этого происшествия. Скажите, что он Вам говорил об этом? Мне так стыдно

Конечно, императрица была осторожна и не допускала того, чтобы оставаться наедине с Бархатом. Для нее он был возможностью проверить силу своих женских чар, с ним она могла беззаботно кокетничать и играть в куртуазную любовь. Но все равно до Николая Павловича дошла информация о том, что его жена чрезмерно увлечена кавалергардом.

Государь полностью доверял императрице, знал, что она его не подведет, но при этом считал, что ее поведение недопустимо. Дело в том, что Трубецкой был далек от деликатности Варвары Нелидовой. Он часто допускал промахи, компрометировал Александру Федоровну и в целом вел себя столь уверенно, что это смахивало на бестактность.

Если сперва Николай наблюдал за увлечением жены, словно за шалостью ребенка, то постепенно наглость Трубецкого стала вызывать в нем раздражение. Зарвавшегося кавалергарда необходимо было поставить на место.

Костюмированный бал в Зимнем дворце при императоре Николае I . Начало 1830-х годов. Художник Виллевальде
Костюмированный бал в Зимнем дворце при императоре Николае I . Начало 1830-х годов. Художник Виллевальде

В марте 1837 года Александра Федоровна сделала в своем дневнике лаконичную запись:

Император со мной говорил от своего имени и от имени других

На флирте была поставлена точка. Второй раз Николаю разговаривать на эту тему с женой не пришлось. Государыня раз и навсегда уяснила, что для ее статуса непозволительны подобные развлечения.

Про Николая и Варвару Нелидову можно прочитать в статье "Запретная тайна":

Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала.