Найти в Дзене
Яблоки для Евы

Что не так с "идеальными жёнами"?

Оглавление

Сегодня для счастливого супружества у женщины должно быть много мужества, блестяще подметил когда-то Игорь Губерман. Позволим себе поправить почтиклассика лишь в одном - для счастливого супружества женщине всегда требовалось много мужества. Впрочем, для несчастливого - тем более.

Жена - одна из главных, "больших" женских ролей. Ещё сто-двести лет назад практически каждая девочка начинала готовиться к ней буквально с младенчества. И оно понятно - в одиночку было не выжить (а для родителей Дочь, как мы помним, являлась обузой). Про счастье, понятное дело, никто не думал - оно вообще не присутствовало в системе традиционных семейных ценностей. Любовь при заключении брака могла быть приятным бонусом, но считалась совершенно не обязательной, а иногда даже вредной для семейных отношений.

Брак был не про любовь, а про совместное экономическое и генетическое выживание. Недаром слово "супруги" имеет один корень с "упряжью" и "упряжкой" - а вовсе не со "счастьем" и "любовью".

Задача Мужа заключалась в обеспечении крова и средств к существованию. Он платил налоги и представлял семью в общине. Роль Жены была практически неотделима от ролей Матери и Хозяйки - ей надлежало помогать Мужу во всем, что касалось семьи, детей и дома. Отсюда и ее закрепленные в мировой культуре "положительные качества" - верность, рачительность, работоспособность, терпение, почтение к мужу и старшим родственникам, "ласковая строгость" по отношению к детям.

Античный идеал Жены - супруга Одиссея, Пенелопа. Это полная противоположность своего мужа: он путешествует - она ждёт, он изменяет - она хранит верность, он воюет - она ткет. Муж олицетворяет собой поиск и движение, Жена - стабильность и покой.

Джон Уильям Уотерхаус, Пенелопа и женихи, 1912.
Джон Уильям Уотерхаус, Пенелопа и женихи, 1912.

Подобные представления были общепринятыми и практически неизменными на протяжении эпох, постепенно сформировав образ безупречной Жены - добродетельной, отзывчивой, послушной мужу, хозяйственной, бесконечно терпеливой, ставящей интересы семьи превыше своих. В середине XIX века этот образ был поэтически сформулирован и воплощен в концепции "angel in the house" (ангел в доме). Выражение, которое после безжалостно высмеивали суфражистки, заимствованно из одноименной поэмы Ковентри Патмора, которую он написал в 1854 году. В поэме Патмор описал свою жену Эмили, которую считал идеальной женщиной. Она предстает перед нами как хрупкое, нежное, трепетное, очаровательное существо, живущее только одним желанием — как можно лучше служить своему мужу, поддерживать его, радовать и успокаивать (а в свободное время - воспитывать их общих детей, неустанно заботясь об их физическом и интеллектуальном развитии).

Эмили Патмор. Изображение из свободных источников.
Эмили Патмор. Изображение из свободных источников.

Любопытно, что примерно в то же время в Восточной Азии формируется традиционный идеал женственности, коротко сформулированный в известном выражении "Хорошая жена, мудрая мать" и представляющий рождение детей и их образование как патриотический долг женщины. Обе концепции пользовались популярностью в консервативных кругах и использовались в качестве идеологической платформы для борьбы с "новыми женщинами", выступавшими за равноправие полов.

Идеал японской жены периода Мейдзи. Изображение из свободных источников.
Идеал японской жены периода Мейдзи. Изображение из свободных источников.

Вирджиния Вулф в 1966 году написала про "ангела в доме": "она беспокоила меня, тратила впустую мое время и так мучила меня, что в конце концов я убила ее". Но в широком общественном сознании всё обстояло, мягко говоря, иначе. В Великобритании и США образ "ангела в доме" долгое время пользовался огромной популярностью и к середине XX века трансформировался в новый буржуазный идеал Жены, хорошо знакомый широкой публике по образу Бет Энн из популярного сериала "Почему женщины убивают".

Бет Энн, "Почему женщины убивают". Изображение из свободных источников.
Бет Энн, "Почему женщины убивают". Изображение из свободных источников.

Этот "идеал" существовал почти исключительно в рамках среднего класса, где Муж зарабатывает достаточно для того, чтобы полностью обеспечивать семью. Жена в таком случае может не работать. Ее предназначение заключается в том, чтобы быть удобной для мужа и детей, обслуживать их бытовые и эмоциональные потребности, а общественные обязанности фактически сводятся к необременительной благотворительности - благодаря этому она не вступает в конкуренцию с мужем, позволяя ему реализовываться в роли добытчика.

В семье со столь четким разделением гендерных ролей невозможен ролевой конфликт, а значит - все будут благополучны счастливы. По крайней мере, так полагали американские социологи Толкотт Парсонс и Роберт Бейлз, в работе которых такое положение вещей было представлено в качестве социальной нормы. За это их много и активно критиковали феминистки, но фокус в том, что 1950–1960-е годы ХХ века действительно были уникальным и, возможно, единственным периодом в развитии западного общества, когда нуклеарная модель семьи с мужчиной-кормильцем и женщиной-домохозяйкой доминировала как в статистической, так и в социальной реальности. Для этого времени характерны высокий уровень брачности и низкая разводимость, а также небольшое число внебрачных детей. Именно поэтому послевоенное время в Европе и США часто называют "золотым веком семьи". Но не всё то золото, что блестит - и история Бет Энн тому доказательство.

Изображение из свободных источников.
Изображение из свободных источников.

В конце 1960 годов ситуация стала стремительно меняться. Произошел так называемый второй демографический переход - повысился средний возраст вступления в брак и рождения первого ребёнка, увеличился интервал между родами, стало гораздо больше рождений вне официального брака и людей, вообще никогда не вступавших в зарегистрированный брак и не имевших ни одного ребёнка. В результате либерализации разводного законодательства повысилось количество разводов. Уменьшилось число рождений на женщину — вчерашние "ангелы" начали массово получать высшее образование и устраиваться на работу.

Социальные метаморфозы привели к тому, что традиционный брак утратил свои классические хозяйственные функции: экономическое выживание и взращивание детей стало доступным не только в рамках семьи. Появились новые формы брака, в том числе изначально не рассчитанные на появление детей. И содержание роли Жены трансформировалось - она перестала быть исключительно Хозяйкой и Матерью, послушной помощницей Мужа и "ангелом в доме", превратившись в его полноправную спутницу и партнёра.

Изображение из свободных источников.
Изображение из свободных источников.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что сегодня и мужчины, и женщины ищут в браке эмоциональной близости, заботы и поддержки. На первый план выходят не хозяйственные навыки и "ангельская" жертвенность, а способность строить гармоничные и долгосрочные отношения. Именно они становятся смысловой осью и главной ценностью современной семьи - и лично нас это очень радует.

Что почитать по теме:

  • История женщин на Западе : в 5 т. / [Под общ. ред. Жоржа Дюби и Мишель Перро ; пер. с англ. А. В. Карасева и др.]. - СПб. : Алетейя, 2005-2018 (ГУП Тип. Наука).
  • Семейный портрет. Как трансформировались модели семьи и зачем государству нужна семейная политика. Жанна Чернова, Постнаука, 2021.

Ещё:

_____________________

  • Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.
  • У нас есть Телеграм-канал - там тоже хорошо и можно комментировать.