Сегодня для счастливого супружества у женщины должно быть много мужества, блестяще подметил когда-то Игорь Губерман. Позволим себе поправить почтиклассика лишь в одном - для счастливого супружества женщине всегда требовалось много мужества. Впрочем, для несчастливого - тем более.
Жена - одна из главных, "больших" женских ролей. Ещё сто-двести лет назад практически каждая девочка начинала готовиться к ней буквально с младенчества. И оно понятно - в одиночку было не выжить (а для родителей Дочь, как мы помним, являлась обузой). Про счастье, понятное дело, никто не думал - оно вообще не присутствовало в системе традиционных семейных ценностей. Любовь при заключении брака могла быть приятным бонусом, но считалась совершенно не обязательной, а иногда даже вредной для семейных отношений.
Брак был не про любовь, а про совместное экономическое и генетическое выживание. Недаром слово "супруги" имеет один корень с "упряжью" и "упряжкой" - а вовсе не со "счастьем" и "любовью".
Задача Мужа заключалась в обеспечении крова и средств к существованию. Он платил налоги и представлял семью в общине. Роль Жены была практически неотделима от ролей Матери и Хозяйки - ей надлежало помогать Мужу во всем, что касалось семьи, детей и дома. Отсюда и ее закрепленные в мировой культуре "положительные качества" - верность, рачительность, работоспособность, терпение, почтение к мужу и старшим родственникам, "ласковая строгость" по отношению к детям.
Античный идеал Жены - супруга Одиссея, Пенелопа. Это полная противоположность своего мужа: он путешествует - она ждёт, он изменяет - она хранит верность, он воюет - она ткет. Муж олицетворяет собой поиск и движение, Жена - стабильность и покой.
Подобные представления были общепринятыми и практически неизменными на протяжении эпох, постепенно сформировав образ безупречной Жены - добродетельной, отзывчивой, послушной мужу, хозяйственной, бесконечно терпеливой, ставящей интересы семьи превыше своих. В середине XIX века этот образ был поэтически сформулирован и воплощен в концепции "angel in the house" (ангел в доме). Выражение, которое после безжалостно высмеивали суфражистки, заимствованно из одноименной поэмы Ковентри Патмора, которую он написал в 1854 году. В поэме Патмор описал свою жену Эмили, которую считал идеальной женщиной. Она предстает перед нами как хрупкое, нежное, трепетное, очаровательное существо, живущее только одним желанием — как можно лучше служить своему мужу, поддерживать его, радовать и успокаивать (а в свободное время - воспитывать их общих детей, неустанно заботясь об их физическом и интеллектуальном развитии).
Любопытно, что примерно в то же время в Восточной Азии формируется традиционный идеал женственности, коротко сформулированный в известном выражении "Хорошая жена, мудрая мать" и представляющий рождение детей и их образование как патриотический долг женщины. Обе концепции пользовались популярностью в консервативных кругах и использовались в качестве идеологической платформы для борьбы с "новыми женщинами", выступавшими за равноправие полов.
Вирджиния Вулф в 1966 году написала про "ангела в доме": "она беспокоила меня, тратила впустую мое время и так мучила меня, что в конце концов я убила ее". Но в широком общественном сознании всё обстояло, мягко говоря, иначе. В Великобритании и США образ "ангела в доме" долгое время пользовался огромной популярностью и к середине XX века трансформировался в новый буржуазный идеал Жены, хорошо знакомый широкой публике по образу Бет Энн из популярного сериала "Почему женщины убивают".
Этот "идеал" существовал почти исключительно в рамках среднего класса, где Муж зарабатывает достаточно для того, чтобы полностью обеспечивать семью. Жена в таком случае может не работать. Ее предназначение заключается в том, чтобы быть удобной для мужа и детей, обслуживать их бытовые и эмоциональные потребности, а общественные обязанности фактически сводятся к необременительной благотворительности - благодаря этому она не вступает в конкуренцию с мужем, позволяя ему реализовываться в роли добытчика.
В семье со столь четким разделением гендерных ролей невозможен ролевой конфликт, а значит - все будут благополучны счастливы. По крайней мере, так полагали американские социологи Толкотт Парсонс и Роберт Бейлз, в работе которых такое положение вещей было представлено в качестве социальной нормы. За это их много и активно критиковали феминистки, но фокус в том, что 1950–1960-е годы ХХ века действительно были уникальным и, возможно, единственным периодом в развитии западного общества, когда нуклеарная модель семьи с мужчиной-кормильцем и женщиной-домохозяйкой доминировала как в статистической, так и в социальной реальности. Для этого времени характерны высокий уровень брачности и низкая разводимость, а также небольшое число внебрачных детей. Именно поэтому послевоенное время в Европе и США часто называют "золотым веком семьи". Но не всё то золото, что блестит - и история Бет Энн тому доказательство.
В конце 1960 годов ситуация стала стремительно меняться. Произошел так называемый второй демографический переход - повысился средний возраст вступления в брак и рождения первого ребёнка, увеличился интервал между родами, стало гораздо больше рождений вне официального брака и людей, вообще никогда не вступавших в зарегистрированный брак и не имевших ни одного ребёнка. В результате либерализации разводного законодательства повысилось количество разводов. Уменьшилось число рождений на женщину — вчерашние "ангелы" начали массово получать высшее образование и устраиваться на работу.
Социальные метаморфозы привели к тому, что традиционный брак утратил свои классические хозяйственные функции: экономическое выживание и взращивание детей стало доступным не только в рамках семьи. Появились новые формы брака, в том числе изначально не рассчитанные на появление детей. И содержание роли Жены трансформировалось - она перестала быть исключительно Хозяйкой и Матерью, послушной помощницей Мужа и "ангелом в доме", превратившись в его полноправную спутницу и партнёра.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что сегодня и мужчины, и женщины ищут в браке эмоциональной близости, заботы и поддержки. На первый план выходят не хозяйственные навыки и "ангельская" жертвенность, а способность строить гармоничные и долгосрочные отношения. Именно они становятся смысловой осью и главной ценностью современной семьи - и лично нас это очень радует.
Что почитать по теме:
- История женщин на Западе : в 5 т. / [Под общ. ред. Жоржа Дюби и Мишель Перро ; пер. с англ. А. В. Карасева и др.]. - СПб. : Алетейя, 2005-2018 (ГУП Тип. Наука).
- Семейный портрет. Как трансформировались модели семьи и зачем государству нужна семейная политика. Жанна Чернова, Постнаука, 2021.
Ещё:
_____________________
- Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.