Найти в Дзене
Азнив Грачья: лишилась голоса, но не замолчала
Мусульманки не должны выходить на сцену – в этом отношении законы страны были однозначны. Однако к середине XIX века элита Османской империи распробовала и успела полюбить театр европейского типа. Мужские роли на подмостках Стамбула и других турецких городов доставались преимущественно армянам. А женские – армянкам. Азнив Минасян дебютировала в 1860 году на сцене «Восточного театра» - это была первая профессиональная театральная площадка в Османской империи. Его основатель, Аракел Алтундурян, получил...
3 недели назад
Однажды армяне задумались – а что будет, если вывернуть наизнанку козу?..🐐 И таки вывернули. Ну ладно, не всю козу, а только козью шкуру. Вывернутую шкуру назвали տիկ (тик) и заполнили сырной массой🍶. А потом отправили в մառան (маран), т.е. погреб. И каждые 4-5 дней переворачивали. А через несколько месяцев вытащили, на стол положили, тик разрезали – и оттуда посыпалось «белое золото», сыр մոթալ (мотал)🧀. У него удивительная структура: нежные комочки сливочно-творожной массы пронизаны плотными упругими сырными нитями. У него особый запах – острый, пикантный, но не резкий. У него яркий вкус – это вкус прозрачных горных рассветов, разнотравья, тяжелого, но радостного труда бессчетных поколений пастухов-скотоводов. Раньше мотал делали только весной, в пору первого молока и первой дикорастущей зелени. В сырную массу добавляли урц (ուրց, чабрец)🌿, и мотал созревал, пропитываясь его ароматом. Теперь делают круглый год и не всегда с чабрецом – впрочем, любые травы можно добавить и в готовый мотал. Неизменным остался тот факт, что настоящий мотал готовят женщины👩‍🍳 – переработка молока в Армении традиционно считается женским делом – и только на высокогорье🏔. В силу последнего обстоятельства далеко не все туристы и даже жители страны могут похвастать тем, что его пробовали. К сожалению, последним обстоятельством пользуются недобросовестные производители, которые под видом мотала продают смесь из моцареллы, рикотты, специй и других, зачастую совершенно произвольных ингредиентов😤. Фу на них, не берите такое. Лучше приезжайте на женский культурный уикенд в Дилижан – мы угостим вас настоящим моталом. Напоим вином. Покажем горы. Вам понравится❤️.
1 месяц назад
В начале времён Адам пахал, Ева, как известно, пряла. Потом армянский Адам отправился пить кофе (зачеркнуто) резать по камню и лепить из глины, а армянская Ева тем временем принялась ткать из своей пряжи карпеты. Карпет - традиционный армянский безворсовый ковер, мягкий, но плотный настолько, что, говорят, его трудно разрубить мечом. Вещь абсолютно необходимая в горной местности, где дома строят из камня: карпет и на пол положить можно, и на стену повесить, и под себя постелить, и сверху накрыться. А еще карпет - это своеобразная ширма, которой разделяли, "зонировали" пространство. Ни сквозняков не пропускают, ни звуков, ни запахов. Но помимо своего сугубо практического назначения, армянские ковры всегда имели глубокий сакральный смысл. По символам на них можно прочитать не только историю отдельно взятой семьи, но и всего армянского народа с древнейших времён. Древо жизни, аревахач (солнцекрест), драконы-вишапы, цветы и плоды - все эти символы имеют своё значение и о чем-то повествуют. Когда армянские карпеты и ворсовые ковры-горги превратились в произведения искусства - Бог весть. Сегодня, глядя на богатство красок и узоров армянского ковра, трудно поверить в то, что когда-то это мастерство было общедоступным. А это именно так - ковры ткали в каждой армянской семье, и занимались этим преимущественно женщины. Они и сегодня это делают. Конечно, далеко не все. Но в Армении еще есть мастерицы, которые переняли это сложное и прекрасное ремесло у своих мам и бабушек. P.S. На фото - изделия, выполненные в уникальной технике шулал: гладкая поверхность покрыта объёмным узором. Кажется, что это вышивка, но на самом деле карпет изначально ткется таким образом.
1 месяц назад
Молчание невест, или Почему женщинам в Армении запрещалось говорить
В традиционной многопоколенной армянской семье – гердастане – не было более бесправного человека, чем младшая невестка. Под одной кровлей обитало несколько поколений родственников: родителей, их взрослых женатых сыновей со своими детьми, внуками и нередко правнуками. Численность гердастанов иногда достигала 70-100 человек. Чтобы совместная жизнь такого количества людей не превратилась в хаос, практиковалась жёсткая семейная иерархия и чёткое разграничение гендерных ролей. Главным человеком в семье был тантер – старший мужчина, патриарх...
1 месяц назад
Сегодня принесли вам историю про женщину, которая превратила семейный кризис в небольшую, но красивую бизнес-империю (да-да, мы любим такие истории). Мод Уэст — первая женщина, открывшая детективное агентство в Британии. И это в эпоху, когда порядочным женщинам полагалось томно обмахиваться веером и падать в обморок при виде мышей!.. Но обо всём по порядку. Эдит Мод Эллиотт родилась в 1877-м в семье, которая точно не готовила её к карьере сыщика. В юности она сбежала из дома, чтобы тайно выйти замуж. А потом муж заболел. И Мод поняла: либо она найдет способ зарабатывать, либо семья останется без средств. Она сняла контору и повесила табличку: "Частный детектив". Викторианская Англия чуть не подавилась чаем от удивления — женщина-детектив тогда выглядела так же естественно, как пингвин в пустыне. Но дела пошли. Неверные мужья, пропавшие наследства, семейные тайны — Мод брала то, что требовало женской хитрости. Туда, где мужчина-детектив торчал бы как слон в посудной лавке, она проскальзывала незамеченной. Главным своим козырем Мод сделала умение становиться невидимкой. Сегодня элегантная дама на балу, завтра служанка в особняке, послезавтра нищенка на улице... Любимый трюк — переодевание в вдову. Чёрное платье, вуаль, скорбный вид — и можно сидеть в кафе часами, наблюдая за подозреваемым. Мод шутила, что "похоронила" столько мужей, что пора открывать кладбище. Самое известное дело — кража бриллиантового колье. Полиция сразу зашла в тупик, а Мод решила квест за неделю. Как? Проще простого: устроилась горничной в дом, где произошла кража. "Вором" оказалась жена хозяина, которая при помощи своих же драгоценностей оплачивала карточные долги. Мод публиковала статьи о своих методах, меняя имена и детали. Читатели думали, что это художественная литература — она не спешила разубеждать. Она слушала сплетни, входила в доверие. "Мужчины смотрят на улики, женщины — на людей", — говорила она. И была права. В конце Мод 1930-х исчезла из публичного пространства. Применила навыки маскировки в последний раз и растворилась в толпе. Говорили, ушла на покой. Но перед этим доказала всему миру: часто тайны раскрываются не в курительных комнатах джентльменских клубов, а на кухнях, в гостиных и будуарах, где женщины всегда чувствовали себя как дома. _____________________ Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно. У нас есть Телеграм-канал и И-м - там тоже хорошо и можно комментировать.
2 месяца назад
Друзья, у нас появился новый классный канал в И-ме. Заходите, читайте, подписывайтесь!
2 месяца назад
"Долог мой путь", или Как Маро Маркарян не стала художницей
Родилась она аккурат в «проклятом» 1915 году под Тифлисом. Время было страшное, семья – бедная, а страна – вроде и своя, а чужая… Окончив десять классов, Маро поступила в Тбилисскую Академию художеств. Но вскоре решила сменить кисть на перо: переехала в Армению, поступила на филфак Ереванского университета. Трепетная, романтичная, она начала писать стихи. Когда ей было двадцать, их опубликовали. А через два года она уже вступила в Союз писателей СССР. Став, наверное, одной из самых юных участниц за всю историю этой организации...
2 месяца назад
Испанский стыд за итальянское чтиво
Аннотация нашумевшей "Почтальонши" Франчески Джанноне многообещает историю Анны, которая в 30-е годы XX века становится первой женщиной-почтальоном в патриархальной итальянской глубинке. А мы, как известно, любим про женщин, трудные времена, первопроходство и, чего уж там, глубинку. Увы, еë-то "Почтальонше" и не хватает. И глубинки, и глубины здесь по минимуму. Что чертовски обидно, потому что юг Италии, да ещё и предвоенной, - это такая мощь, что маммамия. Но автор умудрилась превратить её в картон...
2 месяца назад
"Хоть и не красавица", или Как выглядит самый первый портрет в мире?
Если вы сейчас подумали про Древний Египет или там Месопотамию - то зря вы про них подумали. По сравнению с произведением искусства, о котором пойдет речь, древнейшие египетские и хеттские фрески, рельефы и скульптуры - малые дети. Первый портрет в мире был создан в те времена, когда люди еще слыхом не слыхивали о городах, царях и фараонах. И этот портрет удивителен - убедитесь сами. На востоке Чехии есть исторический регион Моравия. На юге Моравии - небольшая деревушка под названием Дольни-Вестонице...
158 читали · 1 год назад
Элиза Донован: "В Сербии есть женщины хорошего поведения - и наоборот"
Родиться в Москве, учиться в Нидерландах, работать в Австралии, жить в США и Великобритании - чтобы осесть в крохотном селе на юге Сербии. Дирижировать церковным хором - и, оставив музыку, стать женой и мамой четверых сыновей. Свободно владеть английским языком - а в быту говорить на сельском диалекте сербского "как деревенщина". Развивать свой бизнес, параллельно занимаясь детьми, домом, садом - а отдыхать... на мотоцикле. О том, как совмещать, казалось бы, несовместимое, найти себя и стать "своей"...
165 читали · 1 год назад
"Мне некогда!", или Почему у женщин нет времени на себя?
Некоторое время назад в рунете появился перевод эссе американской журналистки и писательницы Бриджит Шульте под названием "Главный враг женщин? Отсутствие времени на себя". Бриджит Шульте – автор книги "Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота", которая также переведена на русский язык. Её эссе – очень образное, точное, беспощадное и нажимает на болевые точки. Психолог Екатерина Магер рассуждает о том, на какие мысли наводит этот текст, и почему, в конечном итоге, так важно быть добрее к себе...
109 читали · 1 год назад
Анна Орловская: "В каждой картине заключена тайна"
Вы знаете, сколько оттенков зелёного использовал в своих картинах Анри Руссо? В виде кого изобразил Уинстона Черчилля художник Сазерленд – ангела или бульдога? Как Борис Кустодиев умудрился запечатлеть на своей картине двух нобелевских лауреатов одновременно? Анна Орловская из Санкт-Петербурга - точно знает ответы на эти (и многие другие) вопросы. В своём сообществе «Детектив в мире искусства» она обсуждает с подписчиками загадки известных и не очень произведений живописи, заново открывает незаслуженно забытых художников, помогает понять, как жили и творили люди в другие времена...
1 год назад