Хронологически самая первая социально предписанная и биологически предзаданная роль - это роль Дочери. Ее женщина получает в момент появления на свет, с ней умирает и одновременно остаётся в памяти родственников и в записях актов гражданского состояния. Все мы чьи-то дочери - хотим этого или нет.
Какие нарративы сопровождали эту роль в предшествующие эпохи? Какие социальные стереотипы сопровождают ее сегодня? Из исторических документов и художественных текстов мы можем составить представление, что основными качествами Дочери были добрый нрав, скромность, хозяйственность, послушание и уважение к старшим. Это роль, безусловно, подчиненная - и в фольклоре, например, чаще всего предельно обезличенная, схематичная: Дочь либо "хорошая" - либо "плохая".
Хорошая Дочь - как бы заготовка будущей Матери, Жены и Хозяйки, и ей должно демонстрировать те достоинства, которые свойственны этим "большим" ролям. А если она их не демонстрирует, то становится в глазах общества Плохой Дочерью.
Вспомните многочисленные сказки про двух дочерей - "Морозко", "Госпожа Метелица" и т.д. - и вы, вероятно, поймете, о чем речь.
И самый, пожалуй, ужасный из ее возможных проступков - это неблагодарность.
Неблагодарная дочь - распоследняя из негодяек, тьфу на неё (при этом к неблагодарным сыновьям отношение намного мягче - "ну он же мальчик, что с него возьмешь").
Так сложилось во многом потому, что на протяжении веков дочь воспринималась как обуза - она ведь "из дома смотрит". Выйдет замуж - перейдёт в другой род и будет работать на его благо. Да ещё и часть семейного имущества с собой прихватит в виде приданого. В родительском доме Дочь живет, в общем-то, в долг. А долги нужно отдавать. Поэтому святая обязанность Дочери до замужества - быть трудолюбивой (очень трудолюбивой), благодарной родителям за всё, что от них видит, и как можно меньше отсвечивать.
Неравенство дочерей и сыновей бытовало не только в семейных отношениях, но и в области имущественного права - достаточно вспомнить майорат, порядок наследования, при котором недвижимость целиком передаётся старшему сыну в обход дочерей. Именно поэтому мамаша Беннет из "Гордости и предубеждения" (а также сотни тысяч ее безымянных современниц) так стремилась выдать замуж своих дочек - вне брака девушки их круга, исключенные законом из числа наследниц, были фактически лишены средств к существованию.
Только муж мог обеспечить барышне из небогатой дворянской семьи положение в обществе, кров и пропитание - именно поэтому даже такой сомнительный экземпляр, как мистер Коллинз, занимал на ярмарке женихов далеко не последнее место.
И это даже с учётом того, что у каждой из девочек Беннет все-таки был кое-какой личный доход и наверняка имелось приданое: постельное и столовое белье, личная одежда, посуда, утварь. А в семьях "попроще" старший сын получал мельницу, средний - осла, младший - кота, а дочери... А дочери зачастую были вынуждены сами зарабатывать себе на приданое. Именно поэтому около 80% сельских девушек в Европе оставляли родной дом примерно в возрасте 12 лет (на 2 года раньше своих братьев) и отправлялись на заработки, чтобы накопить деньги на замужество. В среднем на это уходило порядка 10-12 лет.
Дочери бедняков работали птичницами, доярками, прачками, трудились на сборе фруктов, производстве кружев и шёлка (выполняя самую тяжёлую и низкооплачиваемую работу), становились служанками, подавальщицами в трактирах, девушками на побегушках. К 25-30 годам, если им удавалось скопить сумму, необходимую для замужества, они были "выработаны" настолько, что с облегчением оставляли свою "карьеру" и выходили замуж за любого более-менее подходящего кандидата - что, несомненно, роднило их с девочками Беннет, хотя и те, и другие вряд ли бы это признали.
Выйдя замуж, Дочь становилась Женой, переходя из власти Отца во власть Мужа. Но быть Дочерью она при этом, разумеется, не переставала - и продолжала нести весь груз ответственности, связанный с этой ролью. Так, например, считалось (и что греха таить, считается по сей день), что женщины лучше мужчин приспособлены к заботе о слабых и больных. Поэтому на их плечи гораздо чаще ложился (и ложится) уход не только за маленькими детьми в доме мужа, но и за престарелыми родителями под отчим кровом.
Это приводит к так называемому сэндвич-эффекту, когда женщина вынуждена помогать и старшим родственникам в силу их немощности, и своим детям в силу их несамостоятельности.
В общем, быть Дочерью всегда было сложно. В силу вышеупомянутых исторических и социальных факторов в мировой культуре и искусстве найдётся не так уж много примеров свободных, гармоничных и взаимоуважительных отношений между Дочерьми и их родителями - зато примеров обесценивания, манипуляций, шантажа, угроз, абьюза, психологического и физического насилия, созависимости - хоть отбавляй:
- "Ты не дочь мне больше" - кричит Джульетте госпожа Капулетти.
- "Мне не нужна дочь с дипломом" - заявляет Малвине полковник Рибейринью в романе Амаду "Габриэла, гвоздика и корица".
- "О дочерях женщины не помнят", - признается Фиона Клири в "Поющих в терновнике".
И хотя в этих книгах отражены обычаи и нравы давно ушедших эпох, мы и сегодня часто узнаем в их персонажах себя - и своих близких.
А вам эти ситуации знакомы? Или вы считаете, что все вышеописанные стереотипы - пережиток далёкого прошлого? Делитесь в комментариях в нашем телеграм-канале!
Что почитать по теме:
- История женщин на Западе : в 5 т. / [Под общ. ред. Жоржа Дюби и Мишель Перро ; пер. с англ. А. В. Карасева и др.]. - СПб. : Алетейя, 2005-2018 (ГУП Тип. Наука).
Ещё:
_____________________
- Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.