Найти в Дзене
Яблоки для Евы

Почему так трудно быть дочерью?

Хронологически самая первая социально предписанная и биологически предзаданная роль - это роль Дочери. Ее женщина получает в момент появления на свет, с ней умирает и одновременно остаётся в памяти родственников и в записях актов гражданского состояния. Все мы чьи-то дочери - хотим этого или нет. Какие нарративы сопровождали эту роль в предшествующие эпохи? Какие социальные стереотипы сопровождают ее сегодня? Из исторических документов и художественных текстов мы можем составить представление, что основными качествами Дочери были добрый нрав, скромность, хозяйственность, послушание и уважение к старшим. Это роль, безусловно, подчиненная - и в фольклоре, например, чаще всего предельно обезличенная, схематичная: Дочь либо "хорошая" - либо "плохая". Хорошая Дочь - как бы заготовка будущей Матери, Жены и Хозяйки, и ей должно демонстрировать те достоинства, которые свойственны этим "большим" ролям. А если она их не демонстрирует, то становится в глазах общества Плохой Дочерью. Вспомните мно
Оглавление

Хронологически самая первая социально предписанная и биологически предзаданная роль - это роль Дочери. Ее женщина получает в момент появления на свет, с ней умирает и одновременно остаётся в памяти родственников и в записях актов гражданского состояния. Все мы чьи-то дочери - хотим этого или нет.

Какие нарративы сопровождали эту роль в предшествующие эпохи? Какие социальные стереотипы сопровождают ее сегодня? Из исторических документов и художественных текстов мы можем составить представление, что основными качествами Дочери были добрый нрав, скромность, хозяйственность, послушание и уважение к старшим. Это роль, безусловно, подчиненная - и в фольклоре, например, чаще всего предельно обезличенная, схематичная: Дочь либо "хорошая" - либо "плохая".

Хорошая Дочь - как бы заготовка будущей Матери, Жены и Хозяйки, и ей должно демонстрировать те достоинства, которые свойственны этим "большим" ролям. А если она их не демонстрирует, то становится в глазах общества Плохой Дочерью.

Вспомните многочисленные сказки про двух дочерей - "Морозко", "Госпожа Метелица" и т.д. - и вы, вероятно, поймете, о чем речь.
Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

И самый, пожалуй, ужасный из ее возможных проступков - это неблагодарность.

Неблагодарная дочь - распоследняя из негодяек, тьфу на неё (при этом к неблагодарным сыновьям отношение намного мягче - "ну он же мальчик, что с него возьмешь").

Так сложилось во многом потому, что на протяжении веков дочь воспринималась как обуза - она ведь "из дома смотрит". Выйдет замуж - перейдёт в другой род и будет работать на его благо. Да ещё и часть семейного имущества с собой прихватит в виде приданого. В родительском доме Дочь живет, в общем-то, в долг. А долги нужно отдавать. Поэтому святая обязанность Дочери до замужества - быть трудолюбивой (очень трудолюбивой), благодарной родителям за всё, что от них видит, и как можно меньше отсвечивать.

Неравенство дочерей и сыновей бытовало не только в семейных отношениях, но и в области имущественного права - достаточно вспомнить майорат, порядок наследования, при котором недвижимость целиком передаётся старшему сыну в обход дочерей. Именно поэтому мамаша Беннет из "Гордости и предубеждения" (а также сотни тысяч ее безымянных современниц) так стремилась выдать замуж своих дочек - вне брака девушки их круга, исключенные законом из числа наследниц, были фактически лишены средств к существованию.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Только муж мог обеспечить барышне из небогатой дворянской семьи положение в обществе, кров и пропитание - именно поэтому даже такой сомнительный экземпляр, как мистер Коллинз, занимал на ярмарке женихов далеко не последнее место.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

И это даже с учётом того, что у каждой из девочек Беннет все-таки был кое-какой личный доход и наверняка имелось приданое: постельное и столовое белье, личная одежда, посуда, утварь. А в семьях "попроще" старший сын получал мельницу, средний - осла, младший - кота, а дочери... А дочери зачастую были вынуждены сами зарабатывать себе на приданое. Именно поэтому около 80% сельских девушек в Европе оставляли родной дом примерно в возрасте 12 лет (на 2 года раньше своих братьев) и отправлялись на заработки, чтобы накопить деньги на замужество. В среднем на это уходило порядка 10-12 лет.

Дочери бедняков работали птичницами, доярками, прачками, трудились на сборе фруктов, производстве кружев и шёлка (выполняя самую тяжёлую и низкооплачиваемую работу), становились служанками, подавальщицами в трактирах, девушками на побегушках. К 25-30 годам, если им удавалось скопить сумму, необходимую для замужества, они были "выработаны" настолько, что с облегчением оставляли свою "карьеру" и выходили замуж за любого более-менее подходящего кандидата - что, несомненно, роднило их с девочками Беннет, хотя и те, и другие вряд ли бы это признали.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Выйдя замуж, Дочь становилась Женой, переходя из власти Отца во власть Мужа. Но быть Дочерью она при этом, разумеется, не переставала - и продолжала нести весь груз ответственности, связанный с этой ролью. Так, например, считалось (и что греха таить, считается по сей день), что женщины лучше мужчин приспособлены к заботе о слабых и больных. Поэтому на их плечи гораздо чаще ложился (и ложится) уход не только за маленькими детьми в доме мужа, но и за престарелыми родителями под отчим кровом.

Это приводит к так называемому сэндвич-эффекту, когда женщина вынуждена помогать и старшим родственникам в силу их немощности, и своим детям в силу их несамостоятельности. 

В общем, быть Дочерью всегда было сложно. В силу вышеупомянутых исторических и социальных факторов в мировой культуре и искусстве найдётся не так уж много примеров свободных, гармоничных и взаимоуважительных отношений между Дочерьми и их родителями - зато примеров обесценивания, манипуляций, шантажа, угроз, абьюза, психологического и физического насилия, созависимости - хоть отбавляй:

  • "Ты не дочь мне больше" - кричит Джульетте госпожа Капулетти.
  • "Мне не нужна дочь с дипломом" - заявляет Малвине полковник Рибейринью в романе Амаду "Габриэла, гвоздика и корица".
  • "О дочерях женщины не помнят", - признается Фиона Клири в "Поющих в терновнике".
Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

И хотя в этих книгах отражены обычаи и нравы давно ушедших эпох, мы и сегодня часто узнаем в их персонажах себя - и своих близких.

А вам эти ситуации знакомы? Или вы считаете, что все вышеописанные стереотипы - пережиток далёкого прошлого? Делитесь в комментариях в нашем телеграм-канале!

Что почитать по теме:

  • История женщин на Западе : в 5 т. / [Под общ. ред. Жоржа Дюби и Мишель Перро ; пер. с англ. А. В. Карасева и др.]. - СПб. : Алетейя, 2005-2018 (ГУП Тип. Наука).

Ещё:

_____________________

  • Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.
  • У нас есть Телеграм-канал - там тоже хорошо и можно комментировать.