Старинная английская пословица гласит: "Мужчины могут работать от зари до зари, но женский труд не заканчивается никогда" ("Man may work from sun to sun, but woman’s work is never done"). Казалось бы, там, где женщины ещё в прошлом веке получили равные с мужчинами права, эта народная мудрость давно должна была лишиться своей актуальности. Ан нет - согласно статистике, даже в развитых странах львиная доля домашних обязанностей и сегодня приходится на долю женщин.
Отчего так происходит? Почему для некоторых женщин и сегодня, в век бытовых гаджетов, фудтеха и клининга, так важно быть "хорошими хозяйками"? И когда "хорошая хозяйка" превращается в "универсального солдата"? Попробуем разобраться!
Woman’s work is never done
Для начала давайте сразу развенчаем миф о том, что раньше женщины не работали, поэтому домашний труд был их вкладом в общее семейное благосостояние - как бы компенсацией за то, что они не зарабатывали денег.
Это не так. Европейские женщины работали наравне с мужчинами - по крайней мере, в обозримое Новое время.
Жена фермера трудилась в поле и хлеву не меньше своего мужа. Она также ухаживала за скотом, птицей и пчёлами, выращивала овощи, собирала урожай, заготавливала его впрок. Нередко мужчины уходили на заработки, трудились на сезонных работах.
Жёны священников следили за чистотой и порядком в церкви, занимались благотворительностью, ухаживали за больными. Жёны ремесленников и торговцев активно участвовали в семейном бизнесе, выполняя самые разнообразные функции - от подсобного рабочего до организатора. Жена мясника нередко стояла за прилавком, отпуская покупателям потроха, колбасный фарш и кровяную колбасу. Жена владельца типографии - смешивала чернила, чистила шрифт, отмеряла материал или ленты. Жены коммерсантов во многих торговых домах Амстердама и Лондона выполняли бухгалтерские обязанности.
Во многих городах торговать от своего имени замужним женщинам препятствовали местные обычаи, цеховые правила или муниципальные законы. Тем не менее женщины занимались торговлей, даже если лавка или палатка были арендованы на имя их мужей. Так, торговки рыбой в Амстердаме, Марселе, Париже, Глазго, Эдинбурге и Лондоне продавали свой товар на рынке в розницу, в то время как мужчины занимались оптом.
Очевидно, что женщины играли огромную роль в домашней экономике - во многих семьях именно женский труд имел решающее значение. Но чем бы женщины не занимались, они никогда не посвящали этому всего своего времени. Их всегда ждали другие занятия: ухаживать за детьми и стариками, ходить за покупками, приносить воду, убирать, готовить и т.д.
Если муж выполнял одну трудовую функцию, его трудовые обязанности были четко установлены, начинались и завершались в определенный час и обычно оставляли ему немного свободного времени (которое он проводил в таверне или на деревенской площади), то женский труд действительно "никогда не кончался" - после мирного дня трудового вместо того, чтобы вкушать плоды законного отдыха наравне с мужьями, женщины шили и штопали, вязали и гладили белье.
Праздность считалась пороком - поэтому даже представительницы высших сословий, принимая визитёров, всегда должны были быть чем-то заняты: вышивать, читать, рисовать.
Высокородные аристократки организовывали работу слуг, руководили поместьями с помощью управляющих и приказчиков, устраивали приемы от имени своего мужа, занимались благотворительностью. На жену-бездельницу смотрели как на бедствие для ее мужа.
Власть хозяйки
Святая обязанность мужчины - добывать имущество, женщины - его копить, хранить и по мере своих сил приумножать. Поэтому к числу главных достоинств хозяйки вне зависимости от ее происхождения, имущественного и социального положения относились рачительность и бережливость, аккуратность, практичность, трудолюбие, выносливость. А ещё находчивость и организаторские способности, ведь хозяйка - это не только про бесконечный труд, но и про власть, право распоряжаться семейными ресурсами и поступать с ними по своему усмотрению.
Власть над домашним хозяйством была фактически единственной формой власти, доступной для большинства женщин в те времена, когда они не имели права ни распоряжаться своей жизнью, ни владеть имуществом.
Неудивительно, что эта власть представлялась (и до сих пор представляется) такой привлекательной. Но как и у любой другой власти, у неё были и есть свои побочные эффекты. Чрезмерная уверенность в своей правоте, отсутствие гибкости, догматичность, стремление к гиперконтролю, неумение делегировать полномочия, излишняя зависимость от мнения окружающих - это далеко не все возможные "тёмные пятна" на светлом образе идеальной хозяйки.
Тихая революция
На протяжении столетий чем "хозяйственнее" была женщина, тем выше она поднималась в глазах общества. С началом активной урбанизации и индустриализации число работающих замужних женщин, как это ни странно на первый взгляд, начало снижаться, но затем с ростом сектора услуг в начале XX века стало, наоборот, расти.
Великая депрессия 1930-х годов поспособствовала активному выходу женщин на работу, но послевоенные годы в Европе и США стали "золотым веком семьи". Это, вероятно, был единственный период в истории человечества, когда в обществе действительно статистически доминировала семья с мужем-кормильцем и женой-домохозяйкой, которая на несколько десятилетий превратилась в идеальную ролевую модель.
Но в 1970-х годах, когда западный мир захлестнула вторая волна феминизма, восприятие этой роли в глазах общества стало стремительно трансформироваться. Раньше женщины чаще рассматривали профессиональную деятельность как временное средство прокормить семью в тех случаях, когда для этого не хватало мужской зарплаты. При этом выбор был крайне ограничен - рукоделие, торговля, работа прислугой и т.д.
Именно в это время в обществе всё шире распространялось представление о том, что роль домашней хозяйки для женщины унизительна, что она мешает раскрытию личностного потенциала и ставит женщину в экономическую зависимость от мужчины.
Несмотря на это, и сегодня бОльшая часть домашних обязанностей в развитых странах приходится на долю женщин, даже если они трудятся ещё и вне дома. При этом исследования говорят, что:
- чем меньше разрыв в заработках мужей и жен, тем более равномерно распределяется домашняя работа;
- чем выше уровень образования мужей, тем больше они участвуют в домашних делах;
- чем выше престиж профессионального занятия мужей, тем меньше они занимаются ведением домашнего хозяйства - при этом престиж профессионального занятия женщин не имеет выраженной связи с временными затратами на домашний труд.
Иными словами, женщины-профессора так же моют посуду, как женщины-продавцы, а вот мужчин-профессоров втянуть в этот процесс куда как сложнее.
Существует даже термин "незавершенный гендерный переход" - он описывает ситуацию, когда более высокий уровень занятости женщин не приводит к росту ответственности мужчин за ведение домашнего хозяйства и заботу о детях и престарелых родственниках.
Диалоги с "внутренней хозяйкой"
По данным социологов, в развитых странах временные затраты на домашние дела у работающих мужчин неуклонно растут, а у женщин уменьшаются. Асимметрия всё ещё сохраняется, но с каждым десятилетием становится всё менее выраженной. Кроме того, общество становится лояльнее к тем, кто не хочет заниматься домашним трудом и делегирует бытовую нагрузку профессионалам. Несмотря на это многие женщины продолжают комплексовать из-за того, что не соответствуют своим собственным или общественным представлениям об образцовой хозяйке.
Сегодня с одной стороны ещё не изжит стереотип, согласно которому домашнее хозяйство - это та область, в которой женщина просто обязана проявить себя, иначе она как бы не совсем женщина. А с другой - сохраняется пренебрежительное отношение к домашней работе как к чему-то вторичному, несущественному и даже зазорному... По крайней мере, к женской домашней работе.
Многие современные женщины вынуждены балансировать на грани этих двух, казалось бы, взаимоисключающих представлений, и это, к сожалению, не делает их счастливее.
Женщинам в СССР приходилось трудиться наравне с мужчинами, а иногда даже больше. Десятилетиями люди росли в определенной парадигме лозунгов почти победившего коммунизма, где - как и в Европе XVIII-XIX веков - осуждалось безделье, превозносился долг, а труд был смыслом жизни. В такой среде росли наши бабушки, в этой среде родились и выросли наши мамы, и мы тоже несём в себе это наследство. Чтобы не передать его нашим дочерям, нам порой приходится много работать - но уже не по дому, а над собой.
Нет ничего плохого, если человек разделяет ценности, доставшиеся "по наследству", и живёт в согласии с ними. Однако нет ничего хорошего, если принятые извне убеждения входят в противоречие с собственным Я.
Так бывает, когда женщина любит свою профессию, работает с интересом, но мучается от конфликта со своими внушёнными установками, которые утверждают, что женщина должна и дом вести с любовью, и бытом заниматься, а если у неё полы немыты и дети третий день едят пельмени, то нехорошая она хозяйка и даже нехороший человек.
Многим из нас сделали в своё время прививку идеализма и перфекционизма, вот это вот "в человеке всё должно быть прекрасно". Но идеалы недостижимы, жизнь и люди несовершенны, и в итоге мы живём с ощущением, что постоянно не дотягиваем. Или превращаемся в универсальных солдат, которые тянут на себе работу, дом, быт, детей, помощь пожилым родителям - тянут, пока не свалятся.
"Наследственные" идеалы и бытующее в определенных кругах представление о домашней работе как о чём-то несущественном и вгоняют женщин в постоянную фрустрацию. К счастью, с собственными установками можно работать - внушённое не значит должное к исполнению. А чьи-то нереалистичные представления быстро меняются, если дать человеку поработать "домохозяйкой". У Елены Михалковой, российской писательницы и автора детективов, есть про это отличная книга, называется "Охота на крылатого льва". Рекомендуем к прочтению, если тема вам актуальна.
Мир меняется, идеалы тоже. Может быть, уже не за горами то время, когда гендерный переход наконец-то завершится и женский труд будет заканчиваться... Хотя бы иногда.
Что почитать по теме:
- Goldin, C. Understanding the Gender Gap: An Economic History of American Women
- Клецин, А.А. Распределение домашних обязанностей между супругами: факты, проблемы, интерпретации.
- Хафтон, О. Женщины, труд и семья (История женщин на Западе, т. 3)
- Чернова, Ж. Семейный портрет. Как трансформировались модели семьи и зачем государству нужна семейная политика.
- Михалкова, Е. Охота на крылатого льва
Ещё:
_____________________
- Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.