Хорошо, что не стали делать экранизацию. Хватит уже. Лично я ждал авторского прочтения, авторской интерпретации, и я её получил. И это великолепно! Этот фильм – для меня, я его аудитория. Прекрасное прочтение романа, а кроме этого – черновиков Булгакова к «ММ». Я посмотрел этот фильм два раза. Дважды в кино ходил. Меня поразила и заворожила атмосфера сталинской Москвы, сталинской империи. Все эти циклопические здания, весь этот каменный коммунистический пафос. В реальности всё это так и не было построено, Великая Отечественная внесла свои коррективы. А у Локшина всё это есть. Громады задний, торжествующий конструктивизм, дирижабли. Это совершенно иная Москва. Из альтернативной истории. Абсолютное торжество коммунизма. И я не увидел какого-то мерзкого изображения сталинской Москвы и советских людей, наоборот – всё в высшей степени достойно. Культурно и красиво. Изображён великий город. Это идеальный фон для развития булгаковского сюжета.
Ефимов А. проза:
Я буду смотреть и пересматривать «Мастера и Маргариту» Локшина, этот фильм попадёт в мою личную коллекцию. Я собираю фильмы. У меня несколько внешних жёстких дисков по терабайту на каждом, и там я держу лучшие фильмы, какие видел. Русских там не так много, но есть. Среди них, например, высоко оценённый мною «Союз спасения» (2019).
Вот мне плевать, каких ты политических взглядов, но дай мне талантливую вещь. По ней я и буду о тебе судить.
Ну а то, что Локшин сталинскую Москву с её храмами коммунизма взорвал в конце фильма, так это нормально. Как уже сказано выше, эта Москва никогда и не существовала, кроме как в этом кино. Наверное, слава богу. И я согласен с общей оценкой коммунистического режима, для меня большевизм – это тоже самое худшее, что когда-либо случалось с Россией.
А вот храмы Христу коммунисты взрывали в действительности.
Актуальные отсылки к теме Крыма, 2022 год в представлении советских футуристов-драматургов и многие другие намёки - важнейшие элементы актуализации фильма и его богатство.
Отдельное спасибо за изображение дурака Ивана Бездомного в образе Максима Горького. Это прямо в яблочко. И это же совершенно точно про безвкусную, рассчитанную ну просто на идиотов, советскую пропагандистскую художественную литературу и современную российскую. Нельзя литературе в пропаганду. Там её смерть. Литература рождается только в сердце. Честность её душа. Индивидуальность её лицо.
Локшин сделал талантливую вещь.
Они привлекли прекрасных иностранных и российских актёров, просто идеально подходящих на роли булгаковских персонажей.
Аугуст Диль (August Diehl) в роли Воланда – ist wunderbar! Какой демонизм, какая ирония, сарказм. Какая обида в глазах Сатаны, когда он возмущается, что и Дьявола даже нет у советских людей. Верным решением был выбор немца на эту роль. Воланд – немец. Литературные контексты булгаковского «Мастера и Маргариты» происходят из немецкого романтизма, и даже глубже того – из немецкого мистицизма. Но это отдельная тема.
(Вы же понимаете, что история Иешуа, которую пишет Мастер – это евангелие от Сатаны. И если нет Бога, то и нет Дьявола, а с этим Воланд не может согласиться, и Мастеру нашёптывают подлинную историю Христа, Мастер нашёл выигрышный лотерейный билет, получил возможность запереться от всех и писать, писать, писать каждый день, каждый час… Чтобы потом опубликовать и напомнить оторвавшемуся от Бога и Дьявола народу, что Христос существовал!).
Как я был рад увидеть Класа Банга (Claes Kasper Bang) в роли Пилата! Правильно, что и Пилата, и Иешуа (Аарон Водовоз, Aaron Vodovoz) играют не русские актёры. Нужно было показать совершенно других людей, далёких от нас, иную ментальность, иную эпоху. Какой взгляд изобразил Банг, когда его Пилат услышал от Иешуа, что Иуда – добрый любознательный человек. Этот взгляд Пилата невероятен, он точен до ужаса. Мудрый, опытный руководитель сморит на святого, наивного, почти идиота (точно Князь Мышкин), который даже не понимает, что его страшно предали. И скрытый глубокий гнев в чёрных глазах Пилата. Браво, Клас Банг! Жалею об одном, что в кино Банга было очень мало. (Советую всем «Дракулу» в исполнении этого актёра, там харизма и мастерство Банга раскрываются во всей полноте).
А какая Маргарита (Юлия Снигирь), боже мой… Это просто небо. За такую можно сто человек укокошить. Чтобы потом, на балу у Сатаны, прикоснуться к её ножке со словами: «Я в восхищении…». Но главное – тоска в глазах этой актрисы. Это тоска Маргариты. Это чертовски точно!
А Полина Ауг в роли Геллы… Ауг с её радикальной красотой, совершенно невероятным типом лица, когда не понимаешь, тебе оно нравится или нет, и вот где-то на границе двух ощущений создаётся образ идеальной вампиршы. И притягательной, и в то же время жуткой, отталкивающей. Ну браво тем, кто Ауг на эту роль привёл!
А какой получился Азазелло (Алексей Розин)! Жуть. Вот это попадание в образ! Вот это уровень!
Дальше писать можно бесконечно. Я обнимаю каждого актёра этой картины. Этот фильм – большой успех! Спасибо вам!
Есть в фильме несколько ошибок. Это связано с монтажом, а кое-где и с актёрской игрой. Я не буду называть эти ошибки. Другие не заметили, ну и не надо. А то только и будет разговоров, что об этом. У нас же плохое запоминается лучше, чем хорошее, и плохое же, как правило, в памяти и остаётся и становится определяющим в оценке того или иного труда. Ну такие у нас люди, что поделать. Гаденькие немножко.