Найти в Дзене
Sto.Let.Nazad

Фильм «Нюрнберг» (2023): гитлеровское подполье в 1940-ых и в 2020-ых

Посмотрел «Нюрнберг» (2023) Николая Лебедева. Вообще, меня не надо убеждать, что современный российский кинематограф поднимает голову. Мы умеем снимать серьёзное, глубокое кино. Кроме «Нюрнберга» из запомнившихся и попавших в личную коллекцию – «Союз спасения» (2019). Вот такое кино мы ждём. А не идиотского «Майора Грома: Чумного доктора» (2021), которого я разгромил в своей рецензии (см. ссылку). Конечно, есть замечания и к «Нюрнбергу». Замечания есть всегда. Ну, во-первых, Лебедев был вынужден местами замедлять кадры активных сцен, «экшновых». Например, моменты взрывов. Понятно, взрыв – это вспышка, а хочется, чтобы зритель всё рассмотрел. Вот и стали замедлять. И замедляли много чего, не только взрывы. И выглядит это нарочито, неэстетично, дефективно. Второе: нарезка частых кадров на моменте волнительной встречи любовников на лестнице (герои смотрят друг на друга, и кадры со взволнованными лицами быстро-быстро туда-сюда сменяют один другой). Это эффект в духе раннего советского кино
Постер фильма
Постер фильма

Посмотрел «Нюрнберг» (2023) Николая Лебедева. Вообще, меня не надо убеждать, что современный российский кинематограф поднимает голову. Мы умеем снимать серьёзное, глубокое кино. Кроме «Нюрнберга» из запомнившихся и попавших в личную коллекцию – «Союз спасения» (2019). Вот такое кино мы ждём. А не идиотского «Майора Грома: Чумного доктора» (2021), которого я разгромил в своей рецензии (см. ссылку).

Конечно, есть замечания и к «Нюрнбергу». Замечания есть всегда. Ну, во-первых, Лебедев был вынужден местами замедлять кадры активных сцен, «экшновых». Например, моменты взрывов. Понятно, взрыв – это вспышка, а хочется, чтобы зритель всё рассмотрел. Вот и стали замедлять. И замедляли много чего, не только взрывы. И выглядит это нарочито, неэстетично, дефективно. Второе: нарезка частых кадров на моменте волнительной встречи любовников на лестнице (герои смотрят друг на друга, и кадры со взволнованными лицами быстро-быстро туда-сюда сменяют один другой). Это эффект в духе раннего советского кино. Выглядело как пародия, даже хотелось рассмеяться. И третье: детские меловые рисунки на стене в комнате, где держали похищенную девочку, выведены явно взрослой рукой…

В остальном – никаких вопросов. И по монтажу, и по декорациям, об игре Евгения Миронова и Сергея Безрукова и говорить нечего. Точнейшее попадание в персонажей. Очень продуманный сценарий. Зацепили и проблему «власть – не государство», и тему сталинских репрессий. И всё это хорошо легло в магистральные темы ответственности за страну, верности, профессионализма, военной необходимости, справедливости, неотвратимости возмездия. Затронута и тема всегда существовавшей и очень странной, даже непостижимой, симпатии между американцами и русскими.

И теперь о главном. Об идеях. Их в «Нюрнберге» много, но для меня принципиальное значение имеет одна. Немцы после проигрыша в войне в подавляющем большинстве остались верны Гитлеру. Да, тихо. Да, на кухнях. Но остались. И тут Лебедев продолжает тему, начатую (или продолженную) в одном из моих любимых фильмов "Ночной портье" / "Il Portiere Di Notte" (1974). Правда, там показана Австрия, которая была частью Третьего Рейха. Я уже писал об этом фильме в одном из постов:

«В "Ночном портье" режиссёр выразил непопулярную мысль, что многие немцы, австрийцы - от профессоров до мелких лавочников - после краха Третьего Рейха, Гитлера остались верны нацизму и его партийной и армейской субординации. Они дышали мыслью о возвращении своих регалий, положения в мире, могущества. Они скрывали нацистских преступников, убивали свидетелей, фальсифицировали документы, выводя себя и своих единомышленником из-под удара правосудия».

Те же идеи и в «Нюрнберге» Лебедева. Показано гитлеровское подполье, пытающееся помешать Нюрнбергскому процессу. Продемонстрирована неискоренимая в широких слоях населения верность нацизму.

И не секрет (и это могут подтвердить многие русские жившие и живущие в Германии), что целая нация после Второй мировой войны затаила обиду на русских / советских / российских. Тёмная национальная мечта немца – это увидеть Россию побеждённой. И побеждённой именно в бою, разгромленную. Поэтому звучат соответствующие заявления в контексте российской СВО на Украине. Им было недостаточно смерти СССР (смерти, на самом деле, от старости; устарели сами политические и экономические теории коммунистов; на вторую, обновлённую, жизнь наши вожди и вождики оказались неспособны, в отличие от коммунистов Китая, сотворивших экономическое чудо). Им хочется закрыть свой немецкий (и немцами же придуманный) гештальт. Все же понимают, что лидер ЕС – Германия. Немцы управляют всеми основными процессами в этом союзе. Ничего не утверждаю, не претендую на истину, но связи между поствоенным гештальтом и нынешней их внешней политикой – вижу.

И в завершении ещё кое-что из моего поста о «Ночном портье»: «Самая большая тайна маленького европейского мира заключается в том, что они никогда (в общей массе) не переставали быть колонистами, нацистами, фашистами, расистами. В зависимости от экономической и военно-политической конъюнктур они вынуждены были рядиться в одежды демократов, борцов за права человека, поборников толерантности».

#нюрнберг #кино #россия #германия #украина