Посмотрел «Нюрнберг» (2023) Николая Лебедева. Вообще, меня не надо убеждать, что современный российский кинематограф поднимает голову. Мы умеем снимать серьёзное, глубокое кино. Кроме «Нюрнберга» из запомнившихся и попавших в личную коллекцию – «Союз спасения» (2019). Вот такое кино мы ждём. А не идиотского «Майора Грома: Чумного доктора» (2021), которого я разгромил в своей рецензии (см. ссылку).
Конечно, есть замечания и к «Нюрнбергу». Замечания есть всегда. Ну, во-первых, Лебедев был вынужден местами замедлять кадры активных сцен, «экшновых». Например, моменты взрывов. Понятно, взрыв – это вспышка, а хочется, чтобы зритель всё рассмотрел. Вот и стали замедлять. И замедляли много чего, не только взрывы. И выглядит это нарочито, неэстетично, дефективно. Второе: нарезка частых кадров на моменте волнительной встречи любовников на лестнице (герои смотрят друг на друга, и кадры со взволнованными лицами быстро-быстро туда-сюда сменяют один другой). Это эффект в духе раннего советского кино. Выглядело как пародия, даже хотелось рассмеяться. И третье: детские меловые рисунки на стене в комнате, где держали похищенную девочку, выведены явно взрослой рукой…
В остальном – никаких вопросов. И по монтажу, и по декорациям, об игре Евгения Миронова и Сергея Безрукова и говорить нечего. Точнейшее попадание в персонажей. Очень продуманный сценарий. Зацепили и проблему «власть – не государство», и тему сталинских репрессий. И всё это хорошо легло в магистральные темы ответственности за страну, верности, профессионализма, военной необходимости, справедливости, неотвратимости возмездия. Затронута и тема всегда существовавшей и очень странной, даже непостижимой, симпатии между американцами и русскими.
И теперь о главном. Об идеях. Их в «Нюрнберге» много, но для меня принципиальное значение имеет одна. Немцы после проигрыша в войне в подавляющем большинстве остались верны Гитлеру. Да, тихо. Да, на кухнях. Но остались. И тут Лебедев продолжает тему, начатую (или продолженную) в одном из моих любимых фильмов "Ночной портье" / "Il Portiere Di Notte" (1974). Правда, там показана Австрия, которая была частью Третьего Рейха. Я уже писал об этом фильме в одном из постов:
«В "Ночном портье" режиссёр выразил непопулярную мысль, что многие немцы, австрийцы - от профессоров до мелких лавочников - после краха Третьего Рейха, Гитлера остались верны нацизму и его партийной и армейской субординации. Они дышали мыслью о возвращении своих регалий, положения в мире, могущества. Они скрывали нацистских преступников, убивали свидетелей, фальсифицировали документы, выводя себя и своих единомышленником из-под удара правосудия».
Те же идеи и в «Нюрнберге» Лебедева. Показано гитлеровское подполье, пытающееся помешать Нюрнбергскому процессу. Продемонстрирована неискоренимая в широких слоях населения верность нацизму.
И не секрет (и это могут подтвердить многие русские жившие и живущие в Германии), что целая нация после Второй мировой войны затаила обиду на русских / советских / российских. Тёмная национальная мечта немца – это увидеть Россию побеждённой. И побеждённой именно в бою, разгромленную. Поэтому звучат соответствующие заявления в контексте российской СВО на Украине. Им было недостаточно смерти СССР (смерти, на самом деле, от старости; устарели сами политические и экономические теории коммунистов; на вторую, обновлённую, жизнь наши вожди и вождики оказались неспособны, в отличие от коммунистов Китая, сотворивших экономическое чудо). Им хочется закрыть свой немецкий (и немцами же придуманный) гештальт. Все же понимают, что лидер ЕС – Германия. Немцы управляют всеми основными процессами в этом союзе. Ничего не утверждаю, не претендую на истину, но связи между поствоенным гештальтом и нынешней их внешней политикой – вижу.
И в завершении ещё кое-что из моего поста о «Ночном портье»: «Самая большая тайна маленького европейского мира заключается в том, что они никогда (в общей массе) не переставали быть колонистами, нацистами, фашистами, расистами. В зависимости от экономической и военно-политической конъюнктур они вынуждены были рядиться в одежды демократов, борцов за права человека, поборников толерантности».