Найти тему
Sto.Let.Nazad

«Бэтмен»/«The Batman» (2022). Кризис американского кино на примере нового фильма о культовом герое

Оглавление

Мы свидетели упадка американского кинематографа. По крайней мере, в том сегменте, который рассчитан на массового зрителя. Дефицит идей, слабость сценарной драматургии, нарочитая политизированность с реверансами в сторону BLM-проблематики, гомосексуальных и трансгендерных свобод. Кино стало пропагандистским, выполняющим политический заказ. В «Бэтмене» (2022) этого меньше, чем в других фильмах последней пары лет, но и его затянуло в этот водоворот.

[Подпишитесь здесь на мой канал, впереди ещё много интересных заметок]

На самом деле очень хорошо, что американские кинопрокатчики, выступив портив нашей спецоперации на Украине, отказались крутить в России новый фильм о Бэтмене, это сэкономило нашим людям где-то от 450 до 1200 рублей за билет. Правильно. Лучше дождаться его в хорошем качестве на торрентах и ознакомиться с новым продуктом. На торрентах он уже есть и в приемлемой озвучке. Но поверьте, это не тот фильм, который вы захотите пересматривать. Он почти ничего вам не даст. Ни на эстетическом, ни на интеллектуальном или эмоциональном уровне. Он даже не расширяет представление о вселенной легенды о Бэтмене, что особенно обидит фанатов. А что касается хорошо насмотренных зрителей, киноманов, то их вкус будет просто оскорблён. Но я отнюдь не ставлю на этом фильме крест, потому что есть в нём некоторые удачные сцены и кадры, персонажи, и есть большой потенциал для хорошего сиквела.

Об остром дефиците идей

Зодиак

Начну с того, что внешний образ и стиль Загадочника, основного антагониста кинокартины, точь-в-точь соответствует известному американскому серийному убийце, прозванному «Зодиаком». О нём тоже сняты фильмы, что даёт возможность просто сопоставить этих персонажей. Мэтт Ривз, режиссёр и сценарист «Бэтмена», был настолько верен концепции Зодиака, что даже превратил Загадочника, эксцентричного интеллектуала (каким мы привыкли его видеть), в кровавого маньяка, просто «макрушника», собственноручно забивающего своих жертв насмерть.

Слева Зодиак, справа - Загадочник
Слева Зодиак, справа - Загадочник

«Пила»

Что касается интеллектуальной составляющей Загадочника, то тут речь идёт о самом беспардонном плагиате злодея серии фильмов «Пила». Причудливые механические устройства, узниками которых становятся жертвы, мастерская по изготовлению этих приспособлений-убийц. Загадочник предлагает сыграть в игру, даёт шанс выжить, «которого не было у него». А когда злодей появляется на заднем сиденье машины за спиной жертвы, не хватает только маски свиньи, чтобы даже самый неопытный зритель вспомнил о «Пиле».

Кадр из "Пилы"
Кадр из "Пилы"
Кадр из "Бэтмена" (2022)
Кадр из "Бэтмена" (2022)

Ошейник-бомба

Это устройство оказывается на шее одной из жертв. Укажу лишь на старый и довольно хороший фильм «Смертельные узы» (1991), где вокруг этой идеи выстроен весь сюжет. И напомню о нашумевшем «Отряде самоубийц» (2016), где заминированная шея – тоже важный элемент сюжета.

И многое другое…

Монологи Бэтмена и его размышления о Готэме в духе «этот город прогнил» – не могут не напомнить Роршиху из фильма Зака Снайдера «Хранители» (2009), снятого по серии комиксов гениальных Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Сцена, когда Бэтмен вламывается в ночной клуб, пытаясь добраться до Пингвина, аналогична сцене, когда Бэтмен раскидывает охранников в клубе, в котором находится Сальваторе Марони, но уже в фильме Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь» (2008). И оттуда же показанное в эфире местного телевидения видеообращение маньяка (у Нолона – Джокер, у Ривза – Загадочник), издевающегося над жертвой. А вот плебс, скандирующий на улицах в поддержку манька, это уже цитирование сильнейшего фильма «Джокер» (2019) Тодда Филлипса. И в завершении всего основная музыкальная тема, сопровождающая главного героя в «Бэтмене» (2022) – ремейк (и очень узнаваемый) имперского марша из «Звёздных войн».

Да, кинематограф за сто с лишним лет накопил солидный архив образов, мотивов, приёмов, которыми активно пользуются режиссёры. Интерпретируют, инкорпорируют в свои художественные пространства. И зачастую весьма удачно, без каких бы то ни было швов. Но в данном случае речь идёт о нагромождении самых узнаваемых вещей. И это мешает просмотру.

Тонкости детективного сюжета

Этот фильм – детектив, а не «супергеройский боевик». От боевика там лишь элементы. Долгое, почти трёхчасовое, расследование (моя жена даже уснула во время просмотра). Детектив в принципе непривычный жанр для киновселенной Бэтмена, он выгодно работает лишь в видеоиграх о Бэтмене (напр. «Batman: Arkham City» 2011), где важно заинтриговать игрока, максимально долго держать его у компьютера или консоли, всё глубже погружать в мир игры. В кино же о супергероях всё иначе. Устоявшаяся характерология (образы персонажей) вселенных комиксов «DC» или «Marvel» требует остроты сюжета, эффектного экшена, нагнетания конфликта и яркой кульминации. Возможно, Мэтт Ривз решил шагнуть за Заком Снайдером и «Хранителями» (где детективная линия – одна из основных), но планка была взята непреодолимая.

Опасность детективного сюжета заключается и в том, что он делает фильм одноразовым. На протяжение всего действия разрешается загадка. Её решение – смерть интриги. Чтобы этого не случилось и к фильму хотели возвращаться – детективу нужна философия, завораживающая эстетика, неповторимость кадров, сцен, внутренняя драма персонажей, их сильная харизма, как, например, в «Настоящем детективе» (2014) или тех же «Хранителях». В «Бэтмене» (2022) этого нет.

Социально-политический контекст

Смысловой лейтмотив фильма – власть сосредоточена в руках белы привилегированных «мудаков» / «невыносимых придурков» (используется слово: «assholes» англ.). И логично, что против взрослого белого коррумпированного мэра баллотируется молодая чернокожая женщина, независимая и требующая для Готэма реальных перемен. Что это если не присест в сторону BLM. Даже уличные хулиганы и мародёры действуют в стилистике видеохроник времён масштабных BLM-протестов. Особенно символичен кадр, когда чернокожая мэр возвышается над всеми во время уличной встречи с горожанами, пережившими страшнейший теракт, устроенный, кстати, белым злодеем.

-5

Мало этого – на стороне антагониста ещё и белые маргиналы, становящиеся в кульминационный момент безумными уличными стрелками, расстреливающими простых людей (не секрет, что для штатов это серьёзная проблема).

Современная идеология американского «негризма» страшна. Такое ощущение, что они стремятся превратить Америку, да и весь Запад, в нечто вроде ЮАР, где у свергнутых белых гражданских прав меньше, чем у чёрных.

Из приятного для российских патриотов, к которым я себя, безусловно, отношу

Одна из героинь фильма, Анника, по гражданству и национальности – эстонка (это видно, когда крупным полном показывают её паспорт). Но в фильме её называют просто «русской». Для американских обывателей все восточные европейцы – просто «русские». Приятно.

Книга "Нигилизм и готика. Альманах" (2022) уже в главных библиотеках
Антон Ефимов | Заметки2 мая 2022

Но есть и сильные стороны

В фильме показан «Бэтмен», который стал таковым всего два года назад. Это очень молодой герой. Его костюм далёк от совершенства, видно, что нос к маске просто пришит. Создаётся ощущение некой странности, карнавальности. И сюжет получает развитие как раз в ночь Хэллоуина. Брюс Уэйн даже побаивается высоты. А из методов борьбы с врагами у него – грубое насилие, жёсткая рукопашка. Такой образ Бэтмена, антонимичного фильмам Зака Снайдера («Бэтмен против Супермена. На заре справедливости» 2016, «Лига справедливости» 2021), где Бэтмену уже около пятидесяти, очень перспективен.

У режиссёра отлично получился образ Пингвина. Он ещё не босс мафии, а правая рука Фальконе. Актёру Колину Фаррелу, безусловно, удалась эта роль. Это единственный персонаж фильма, сделанный на высоком уровне.

Важно отметить и некоторые очень удачные кадры и сцены. Например, кадр вертикального бега Бэтмена вниз по опоре высокой башни. Эффектный выход Бэтмена из тьмы, его первое появление в фильме. А также завораживающий въезд на мотоцикле в убежище Бэтмена, чему предшествует движение вниз по крутой подземной лестнице и дальше по тёмным катакомбам.

Сцена бегства Бэтмена из полицейского участка, где с героя пытались снять маску – нечто новое в фильмах об этом персонаже. А кроме этого – сцена схватки Бэтмена в тёмном коридоре с вооружёнными автоматическим оружием бандитами, когда происходящее становится видимым лишь при вспышках выстрелов и искрах от костюма героя.

И нельзя не отметить сцену встречи Загадочника с молодым Джокером (лицо которого обезображено) в психлечебнице Аркхем. Джокер говорит: «Готэм любит истории возвращения». Это многообещающе и заставляет ждать сиквела.

И в завершении

Вообще, местами заметно, что «Бэтмен» (2022) смонтирован грубо. По всей видимости, существует несколько сцен и кадров, не вошедших в прокатную версию. И при просмотре режиссёрской версии, вероятно, впечатление от фильма может быть другим. Буду ждать.