Найти тему
4,1K подписчиков

Дегенерация либеральной идеи в «Cyberpunk 2077»

183 прочитали
В каждый период есть формы искусства, оказывающиеся наиболее подходящими выразителями актуальных проблем, рефлекторами современных мучительных вопросов.

В каждый период есть формы искусства, оказывающиеся наиболее подходящими выразителями актуальных проблем, рефлекторами современных мучительных вопросов. В 19 век это была художественная проза, прежде всего – романы и повести реализма, в 20 веке – кино, а в 21-ом эту функцию стали выполнять, в том числе, видеоигры. Сегодняшнему человеку нужно играть. Мы отказались от взросления, вокруг появляется слишком много электронных игрушек, ум остаётся живым, открытым ко всему новому. Но плохо то, что вечный подросток – вечно глуп, у него нет глубоких мыслей, он существо поверхностное, он не видит далеко. Но не смотря на все негативные тенденции, свидетельствующие об упадке ролевых видеоигр – примитивизация сюжетостроения, характерологии, минимизация интеллектуальности игры (особенно раздражает придуманный для умственно отсталых «компас», показывающий тебе, куда ты должен идти [напр. в «Gothic» (2001), «Gothic II» (2002) такого позора не было]) – некоторые произведения этого вида искусства очень интересны в плане идеологии.

[Подпишитесь на мой канал, впереди ещё много интересных заметок]

Поскольку абсолютным приоритетом для современных разработчиков видеоигр являются аудио-визуальные эффекты («графика») [это же и фактор выпуска и продажи новейших консолей], то и сосредоточились художники именно на конструировании огромных высоко детализированных миров. И в этом преуспели. К разработке привлекают социологов, историков, культурологов, архитекторов, стилистов и т.д. и т.п. И то, с какой тщательностью, дотошностью к деталям, глубиной была продумана и социокультурная, и экономическая, и военно-политическая конъюнктура мира «Cyberpunk 2077», делает эту игру одной из вершин жанра. А вместе с тем заставляет задуматься об образе будущего – о состоянии общества, к которому мы можем прийти. Ведь не смотря на художественную условность этой игры, сделана она людьми, мировоззрение которых зависит от самых расхожих современных идеологем, как и принятых догматически, так и критикуемых или даже отрицаемых. Во всяком случае, это очаги политико-философской рефлексии нашего поколения.

Мир «Cyberpunk 2077» – это либерализм, фанатично доведённый до своего крайнего предела. И это, по замыслу авторов, отнюдь не далёкое будущее.

Мы видим минимизацию государства как такового. Ненавистная полиция находится в состоянии тотального сокращения – преобразования в некое охранное агентство, и охранять они будут тех, кто платит. И на территориях, где нет власти закона, началась власть улиц. Город (действие игры происходит в мегаполисе Найт-Сити) заполонили банды. При этом – этнические. Расизм никуда не делся.

Есть киберпсихопаты, маньяки. Ежесуточно на улицах погибают сотни людей, обычных прохожих. Государственной системы здравоохранения нет, есть скорая помощь, но платная. Приезжают лишь к тем, у кого есть соответствующий полис. Уровень нищеты и безработицы запредельный. Каждый сам за себя. Джунгли. Жизнь ничего не стоит, лишь у некоторых есть личные привязанности, которыми они дорожат.

И это мир высоких технологий. В теле можно заменить и улучшить всё. Трансплантология на высшем уровне. Можно вообще отказаться от биологической составляющей, полностью стать металлическим и пластиковым. Фактически достигнуто бессмертие. Но мир дегуманизирован.

В каждый период есть формы искусства, оказывающиеся наиболее подходящими выразителями актуальных проблем, рефлекторами современных мучительных вопросов.-3

Нет элитарной культуры, только массовая – сплошной секс и жестокость. Процветает рынок шок-видео с убийствами, истязаниями, сексуальным насилием. Чёрный рынок органов, имплантов. Нетраннеры пропадают в сети сутками, сидят в цифровых мирах до истощения и остановки сердца. Это вид тяжёлой зависимости.

В каждый период есть формы искусства, оказывающиеся наиболее подходящими выразителями актуальных проблем, рефлекторами современных мучительных вопросов.-4

Гендерных границ нет. Практически все бисексуалы. По сюжету игры ты можешь реализоваться и в традиционных, и в гомосексуальных отношениях. Можешь сформировать себе гендерно нейтрального персонажа, имеющего признаки обоих полов. Трансвеститы и трансгендеры – норма общества. Но связано это не с половым самоопределением, а с психическими расстройствами, извращениями, проституцией.

В каждый период есть формы искусства, оказывающиеся наиболее подходящими выразителями актуальных проблем, рефлекторами современных мучительных вопросов.-5

Мораль и нравственность низведены до воровских понятий, да и там сплошное предательство, если оно выгодно. Из благородных ценностей –лишь бунт. Да и тот совершенно подростковый, наивный – против системы, портив власти капиталов – и связан с персонажем, которого, по сути, уже и нет в живых (убили полвека назад), есть лишь цифровой конструкт личности. Джонни Сильверхенд. Панк-рокер. Террорист (что тоже говорит о кризисе героики). И совершеннейший маргинал в этом новом циничном мире.

В каждый период есть формы искусства, оказывающиеся наиболее подходящими выразителями актуальных проблем, рефлекторами современных мучительных вопросов.-6

При этом жива ещё демократия и все её процедуры. Как, например, выборы мэра, президента. Есть свобода слова, собраний, только это уже никому не нужно. Реальная власть в руках у конкурирующих и конфликтующих корпораций. В основном, военно-промышленного комплекса. Военные конфликты между государствами утратили идеологическую, историко-политическую подоплёку. Стали коммерческими, договорными.

Конечно, игра есть игра и этот мир обладает своей особой эстетикой. Герои романтизированы, они одиночки, поднимающиеся с социального дна к верхам влияния. Есть в их жизни любовь, дружба, самоотверженность. Использовано множество популярных сюжетных схем: детективные, приключенческие, сюжет-путешествие, -спасение, -сопротивление, -кража, -соревнование и т.п. Всего этого вполне достаточно, чтобы сформировать для игрока (даже самого искушённого) привлекательную историю.

В каждый период есть формы искусства, оказывающиеся наиболее подходящими выразителями актуальных проблем, рефлекторами современных мучительных вопросов.-7

Но ценность «Cyberpunk 2077» именно в том, что там представлена модель вероятного будущего. Антиутопичного. Ведь не обязательно, чтобы антиутопией был только тоталитаризм.