Иерархия отношений в семье и основа семейного воспитания
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал полноценной и гармонично развивающейся личностью, но не каждый задумывается, что от того, как складываются ваши отношения в семье, царит ли в них атмосфера счастья, любви и взаимопонимания, зависит нормальное развитие личности ребенка.
Речь пойдет о значении такого понятия как основа семейного воспитания, которое играет важную роль в развитии семейных отношений и воспитании ребенка.
«Проблемные», «трудные», «непослушные», «несчастные» такие дети вырастают вследствие неправильно выстроенных отношений в семье.
Семейные нормы и правила, уклад семьи, стиль общения между членами семьи, их ценности - это те основания, на которых строятся отношения или в определенном смысле «фундамент» семьи, который в дальнейшем имеет огромное значение для формирования и развития личности ребенка.
Как известно, счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он развивается, живет и работает, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве, который в свою очередь зависит от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребенком.
Стиль родительских взаимоотношений непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка.
Это происходит очень рано еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль общения родителей как должный.
Отсутствие основ, правил и норм в семье – это хаос, который представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи.
Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главными источниками обид и конфликтов.
В каждой семье существует своя сложившееся иерархия отношений в семье, которая по- своему оказывает воспитательное воздействие на ребенка.
Семьи, где присутствует чрезмерная авторитарность одного из родителей или обоих. От ребенка требуют безоговорочного послушания и дисциплины. Родители уверенны, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях.
Отношения отличаются напряженностью, дети вырастают сензитивными (чрезмерно чувствительными) и психастеническими (чрезмерно неуверенными).
Семьи, где родители привержены идее целесообразности и необходимости независимого существования взрослых от детей. В семье как бы сосуществуют два мира – мир взрослых и мир детей и пересекаться они не должны.
В таких семьях дети чувствуют свою ненужность, эмоционально обделены, вырастают с чувством, что родители их не любят.
Семьи, идущие на поводу у ребенка, удовлетворяют все его требования. Такие родители посвящают ему всю свою жизнь – ребенок всегда в центре.
Такое отношение родителей может привести к развитию у ребенка эгоистических и чрезмерно активных черт характера.
В семьях существует и равенство позиций как ребенка так и взрослого.
Признается активная роль ребенка в процессе его воспитания. Таким образом, дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
Важно отметить, что правило соблюдения границ, распределение обязанностей и построение определенной иерархии в семье, где каждый занимает свое место и выполняет необходимые функции, - все это поможет сформировать чувство ответственности как у взрослых, так и у детей.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается выстроить правильную иерархию и создать благоприятную атмосферу в семье.