Найти в Дзене
Мир архитектуры

Архитектор Ле Корбюзье: самый влиятельный архитектор 20-го века.

Архитектор Ле Корбюзье: самый влиятельный архитектор 20-го века. и почему  французский авангардист почему предлагал снести ее исторический центр.
Архитектор Ле Корбюзье: самый влиятельный архитектор 20-го века. и почему французский авангардист почему предлагал снести ее исторический центр.

27 августа 2023 года исполнилось 48 лет с момента смерти известного во всем мире архитектора Ле Корбюзье. Он считается одним из главных деятелей модернизма, навсегда изменившим подход к строительству. В молодости будущая звезда архитектуры посетил монастырь недалеко от Флоренции и был поражен его обликом. Именно эта поездка существенно повлияла на Ле Корбюзье и определила его стиль — простота келий монахов стала для него главным ориентиром почти в каждом проекте.

Архитектор перевернул представления людей о зданиях, отказался от декора и восхвалял бетон со стеклом. Его профессиональные предпочтения часто критиковали, но недоумение одних было столь же сильным, сколько и восхищение остальных.


За какой бы проект архитектор ни брался, будь то частные виллы, жилые комплексы или церкви, он всегда выходил за рамки условностей. Его вклад в модернизм неоценим, а принципы функционализма Ле Корбюзье стали основой интернационального стиля. Ниже мы представляет десять грандиозных работ архитектора со всего мира. Для того, чтобы увидеть все реализованные проекты выдающегося модерниста нужно посетить самые разнообразные страны — Японию, Россию, Швейцарию, Германию, США, Италию и, конечно, Индию. #ЛеКорбюзье

Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция


Вилла Савой во французском городе Пуасси недалеко от Парижа — одно из главных творений Ле Корбюзье. Он создал его для местного промышленника Пьера Савоя в 1930 году.
Основой заказов молодого архитектора-модерниста служили проекты вилл от богатых людей. Семья Савой заказала у зодчего виллу, так как главе семейства понравились смелые работы Ле Корбюзье. Автор сооружения вновь прибегнул к своим «пяти отправным точкам архитектуры» и сделал главный акцент на расширении пространства и рациональном использовании застраиваемой площади. Бетонные колонны подняли второй этаж, поэтому вилла, как будто парит над землей. Благодаря освобожденному пространству на первом ярусе, постройка является неким продолжением существующего ландшафта и гармонично смотрится на фоне сада. Совершенно ровная крыша позволяет использовать данную плоскость на свое усмотрение: для размещения сада, спортивного инвентаря, гриля или даже бассейна. Горизонтальное расположение окон повысило освещенность комнат и улучшило вентиляцию.

Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция
Вилла Савой, 1930. Пуасси, Франция

«Интернациональный стиль» просматривается здесь повсюду – не загроможденный интерьер, обилие геометрических форм и рациональное использование внутреннего пространства. Неприятные истории преследовали виллу «Савой» с самого начала ее постройки. Во-первых, бюджет превысил первоначальный расчет более, чем в два раза, во-вторых, строительство слишком затянулось и вышло за рамки назначенного времени. В-третьих, плоская крыша со временем дала течь, и хозяева дома подали на модерниста в суд. В-четвертых, семья Савой прожила счастливо в своем доме лишь 10 лет, потому что в 1941 году началась Вторая мировая война и к ним постучались немецкие солдаты. До 1944 года здание использовалась, как казарма для военнослужащих Германии, которые перед тем, как покинуть дом, залили в канализацию бетон, а, занявшие уже негодную для проживания постройку американские военные, стреляли по окнам, которые отлично подходили для мишеней. Вдова Савой по окончанию войны жила в другом месте, а особняк использовала в качестве сарая, рассаживая на когда-то прелестной лужайке овощи и зелень.
Сегодня на вилле функционирует фонд Ле Корбюзье, который занимается сохранением наследия архитектора.

«Пять отправных точек новой архитектуры» :

1. Дома следует поднимать над землей на колоннах: это освобождает место для сада, а также для машины, которая таким образом становится частью архитектурного замысла — два достижения цивилизации, современная архитектура и современный транспорт, объединяются.

2. Крыши надо делать плоскими и на крышах устраивать место для отдыха, для солнечных ванн и для растений. Так мы возвращаем природе то, что дом у нее забрал, заняв какое-то место на земле. И так люди будут сильнее и здоровее. Дело происходит спустя всего 10 лет после страшной эпидемии испанки, которая унесла жизни нескольких десятков миллионов. Но и кроме нее хватало болезней для беспокойства, и самой большой проблемой был туберкулез — пока не была построена система массового здравоохранения, прививок и доступных антибиотиков, считалось, что именно свет и свежий воздух должны быть главными в борьбе с эпидемиями.

3. Здание должно опираться не на прочные стены, а на систему колонн, которые пронизывают его снизу доверху. На колонны опираются горизон­тальные перекрытия — с точки зрения структуры дом становится похож на этажер­ку. Тогда можно стены между комнатами ставить в любом месте, придавать им любую форму, ведь они больше не являются несущими.

Четвертый и пятый принципы тоже следуют из того, как Корбюзье переосмыслил структуру.

4. Не только внутренние стены, но и внешние теперь не являются несущими. Значит, можно делать большие окна, длинными лентами опоясывающие здание, впускающие как можно больше солнечного света.

5. По той же самой причине фасад может выглядеть как угодно.

Модулор.


Ле Корбюзье не ограничивался в творчестве проектированием зданий: он создавал и предметы интерьера. Им был разработан Модулор: система соотношения пропорций и величин, в основе которой было правило Золотого сечения. Этот инструмент для проектирования пропорций в архитектуре был создан в 1942–1948. Система использует человеческие пропорции вместо величин, а также включает математические вычисления. Принципы сделали возможным размещение элементов в соответствии с размерами человеческого тела, позволив увязать различные помещения для человека с его жестами, подобрать оптимальные размеры. К 1950 году система была усовершенствована и применялась изобретателем для работы над зданиями.

модулор Ле Корбюзье
модулор Ле Корбюзье


Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955


«Все в ней взаимосвязано. Поэтичность и лиричность образа порождены свободным творчеством, блеском строго математически обоснованных пропорций, безукоризненностью сочетания всех элементов»


За свою карьеру Ле Корбюзье брался и за проекты религиозных сооружений. В 1954 году он завершил возведение католической церкви Нотр-Дам-дю-О во французском Роншане и в этот раз отошел от простых и исключительно функциональных форм. До этого момента на месте храма располагался другой, но он существенно пострадал во время обстрелов в период Второй мировой войны.

Церковь состоит из массивных каменных стен, увенчанных бетонной крышей изогнутой формы. Несущие колонны скрыты внутри постройки. Внимание также привлекают окна разного размера, которые неравномерно разбросаны по стенам, часть стекол в них — цветные. В этом проекте Ле Корбюзье как будто хотел отойти от мистического аспекта подобных сооружений и показать единение с природой.

Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955

Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Раншане. Годы постройки: 1950—1955


"Жилая единица": Жилой комплекс в Берлине. Место: Западный Берлин, Германия. Годы постройки: 1956—1957


«Это не архитектура для королей или князей, это архитектура для простых людей: мужчин, женщин, детей»
Живя в период постоянного индустриально развития, Корбюзье наблюдал, как с ростом городов, увеличивается и приток городского населения, а вместе с ним и ускоряется темп жизни. Исходя из этих аблюдений, архитектором была придумана концепция функционального жилья
«Дом — машина для жилья». По мнению Ле Корбюзье, жилье, как современное оборудование, должно обладать функциональностью и эффективностью, то есть непосредственно выполнять свою основную задачу — создавать уют и комфорт своему жителю.
Корбюзье выступал за простые в проектировании дома, которые могут производиться массово и быстро. Он также призывал к использованию функциональных форм в дизайне, чтобы достичь максимальной эффективности и экономии материалов.
Жилой комплекс в Берлине: из-за масштабных бомбардировок Берлин переживал крупный жилищный кризис после Второй мировой войны. В качестве решения проблемы архитектор разработал проект многоэтажного социального жилья, состоящего из 530 квартир. Бетонное здание, напоминающее океанский лайнер, стало символом послевоенной модернизации Германии и ярким примером «машины для жизни» Ле Корбюзье.

Концепция "жилой единицы" была впервые успешно реализована в Марселе. Берлинский жилой комплекс является почти точной копией Марсельской жилой единицы, признанной самым значимым примером брутализма всех времен. Корбюзье стремился создать «город в городе», который бы отвечал повседневным человеческим потребностям.

"Жилая единица" в Марселе, архитектор Ле Корбюзье
"Жилая единица" в Марселе, архитектор Ле Корбюзье
"Жилая единица" в Марселе, архитектор Ле Корбюзье
"Жилая единица" в Марселе, архитектор Ле Корбюзье
"Жилая единица" в Марселе, архитектор Ле Корбюзье
"Жилая единица" в Марселе, архитектор Ле Корбюзье
"Жилая единица" в Марселе, архитектор Ле Корбюзье
"Жилая единица" в Марселе, архитектор Ле Корбюзье


Ле Корбюзье в СССР и единственная постройка мэтра в Стране Советов.


Увлечение Ле Корбюзье с СССР оказалось бурным, но коротким. С 1928 по 1930 года он трижды приезжал в Советский Союз, дружил со многими советскими конструктивистами и даже входил в редколлегию журнала «Современная архитектура». Он искренне считал Москву городом будущего и верил, что именно здесь найдет применение своим новаторским идеям. Но смена курса от авангарда к неоклассицизму в СССР произошла слишком стремительно: уже в начале 1930-х Ле Корбюзье навсегда рассорился с советским государством, и из всех идей французского архитектора в СССР успели реализовать только одну.
Дом Центросоюза
Идея строительства здания Центросоюза — организации, которая объединяла потребительские кооперативы во времена НЭПа — возникла в середине 1920-х. Предполагалось, что комплекс будет включать в себя административно-офисные помещения на 2000 рабочих мест, торговые площади, клуб со сценой и фойе, столовую, библиотеку и хозяйственные помещения. В 1928 году объявили международный конкурс на проект здания. По итогам трех этапов конкурса победил проект Ле Корбюзье. Во многом потому, что заказчик, председатель Центросоюза Исидор Любимов, был убежденным ценителем современной архитектуры; но даже советские архитекторы — конкуренты активно способствовали продвижению проекта знаменитого француза.

Строительство началось уже в следующем году. Ле Корбюзье курировал процесс лично. Правда, недолго: после фиаско в конкурсе на проект Дворца Советов — о котором речь ниже — архитектор навсегда обиделся на СССР и завершать строительство пришлось советскому соавтору проекта, Николаю Колли.

Дом Центросоюза, построенный между улицей Мясницкой и нынешним проспектом Сахарова, на самом деле не один дом, а четыре: три расположенных буквой Н восьмиэтажных, где находились офисные помещения, и одно двухэтажное параболической формы, с кинозалом и фойе. На тот момент этот комплекс стал самым крупным административно-офисным зданием в СССР (да, пожалуй, и в Европе).
И, конечно, самым новаторским. В этом проекте Ле Корбюзье воплотил основные принципы своего манифеста «Пять отправных точек новой архитектуры»: столбы-опоры, позволяющие людям и машинам свободно циркулировать под зданием, свободная планировка, которая стала возможной благодаря железобетонным каркасам, «чистый» фасад с минимумом декора, сплошное остекление (дом Центросоюза стал первым в мире крупным офисным комплексом с полностью застекленным фасадом), плоские эксплуатируемые крыши-террасы.

Внутренняя планировка здания Центросоюза тоже была абсолютно новаторской. Рабочие места — чуть ли не впервые в истории — были организованы по принципу open space, без громоздких перегородок. Даже традиционные лестницы Ле Корбюзье заменил пандусами с удобным наклоном в 14° (пройдут еще десятки лет, прежде чем идея «доступной среды» станет массовой), а обычные лифты — патерностерами, или лифтами непрерывного действия: такой лифт представлял собой открытую кабину без дверей, которая постоянно курсировала в шахте без остановок для посадки-высадки пассажиров. Всё было продумано до мелочей: даже система входов была спроектирована с учетом холодного московского климата.

К сожалению, не все технологические инновации, предложенные Ле Корбюзье, были реализованы. Так, архитектор придумал центральную систему охлаждения, отопления и вентиляции, которую назвал «свободным дыханием»: предполагалось, что воздух будет циркулировать в герметичном пространстве между двойными стеклами, летом охлаждая, а зимой утепляя помещения. Но на этапе реализации решили, как водится, сэкономить, поэтому блестящую идею так и не воплотили: из-за этой экономии, как вспоминают работавшие в здании люди, летом кабинеты на солнечной стороне сильно нагревались, а зимой продувались всеми ветрами. Сады на крышах (которые были нужны не только для красоты, но и чтобы избежать последствий расширения железобетона летом) тоже остались лишь на бумаге.

Впрочем, в процессе строительства проект не раз был изменен не только из экономии, но и по идеологическим соображениям: с начала 1930-х архитектурный авангард в СССР стремительно входил в опалу, уступая место помпезному неоклассицизму.

Поэтому, например, чистые лаконичные бетонные фасады Ле Корбюзье впоследствии облицевали красным армянским туфом — архитектор был настолько взбешен, узнав об этом, что даже собирался отказаться от авторства — а стильную лаконичную внутреннюю отделку украсили узорчатым мрамором и натуральным деревом.
Сегодня вид комплекса еще больше отличается от первоначального проекта: в 1970-х проход под зданиями заблокировали, первые этажи застроили, пространства со свободной планировкой разделили перегородками, лифты непрерывного действия демонтировали. Зато рядом с одним из зданий в 2015 году поставили памятник самому Ле Корбюзье — хотя, учитывая все отклонения от первоначального проекта, вряд ли он согласился бы здесь находиться.

Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39
Здание Центросоюза на Мясницкой, 39


Реконструкция Москвы. Концепция "Лучезарный город".
Но планы Ле Корбюзье простирались гораздо дальше отдельных проектов: он мечтал реконструировать города целиком. Еще в начале 1920-х архитектор обнародовал «План Вуазен» — радикальный проект полной перестройки правого берега Парижа. Ле Корбюзье предлагал полностью снести 240 гектаров старого центра и заменить их восемнадцатью стеклянными 50-этажными небоскребами, построенными на равном расстоянии друг от друга. При этом, по задумке архитектора, застраиваемая площадь составила бы всего 5% от территории; остальные 95% заняли бы парки, пешеходные зоны, широкие улицы и автомобильные магистрали.

В Париже проект, разумеется, отвергли. На Москву как город будущего он возлагал куда больше надежд. Разработанный им в 1932 году в рамках конкурса на генплан Москвы проект реконструкции советской столицы был даже более радикальным, чем «План Вуазен».

Архитектор предлагал снести практически весь центр Москвы (пощадив разве что Кремль, Китай-город и особенно ценные архитектурные памятники), избавиться от «средневековой» радиально-кольцевой структуры и построить совершенно новый город с прямоугольной сеткой улиц, логично разделенный на административные, жилые, промышленные и университетские районы.
Идея делового центра была той же, что и в плане реконструкции Парижа: небоскребы и зеленые зоны вокруг.

концепция "Лучезарный город", Париж, архитектор Ле Корбюзье
концепция "Лучезарный город", Париж, архитектор Ле Корбюзье
концепция "Лучезарный город", Париж, архитектор Ле Корбюзье
концепция "Лучезарный город", Париж, архитектор Ле Корбюзье


Подводя итог, можно сказать, что Ле Корбюзье был и остается одним из самых выдающихся архитекторов 20-ого века, повлиявшего на дальнейшее развитие архитектуры. Его принципы функциональности, рационального использования материалов и эстетики по сей день применяются в строительстве жилых и общественных зданий. Его проекты можно считать символом архитектуры 20-ого века. Сам Корбюзье оставил значительный след в истории, а его работы вдохновляют новые поколения архитекторов.

О Шарлотте Перриан, работавшей вместе с Ле Корбюзье, можно почитать здесь:

О друхгих мастерах модернизма: