«Меньше – значит больше».
Людвиг Мис ван дер Роэ
«Будущее приходит не само по себе. Лишь если мы правильно выполняем свою работу, будет заложен прочный фундамент для будущего», – писал архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ.
Мариа Людвиг Михаэль Мис родился в Аахене в марте 1886 года, в семье торговца мрамором Якоба Миса. Позже, в 1920‑е, к отцовской фамилии он прибавил фамилию матери – Роэ, предварив ее аристократическим «ван дер». Под этой двойной фамилией и прославился.
Немецкий архитектор Мис ван дер Роэ был одним из крестоносцев модернистской архитектуры. Его архитектурный стиль называют минимализмом, и даже сегодня он считается одним из самых востребованных жанров дизайна. Он дал нам знаменитую концепцию «меньше значит больше», которая на сегодняшний день привела к созданию самых заставляющих задуматься дизайнов.
Архитектурный язык 20-го века изменился благодаря концепции Миса ван дер Роэ, который положил начало архитектурному стилю, основанному на простоте и предельной ясности. Мис считал, что дизайн должен больше фокусироваться на функциональности, а не на образах. Он считал, что чистые и простые образы изображают функциональный и в то же время доступный дизайн.
Природа зданий Миса ван дер Роэ была сосредоточена на создании бесшовных конструкций, стирающих барьеры между интерьером и экстерьером.
Его работы демонстрируют простую геометрию и широко используют стеклянные фасады.
Достижение максимума с минимальными формами было ключевым направлением зданий Мис ван дер Роэ.
До 1938 года Мис жил и работал в Германии.
В 1919-1924 годах Мис ван дер Роэ разработал 5, к сожалению, так и не осуществленных проектов небоскребов. Он впервые использовал в архитектуре стекло. И открыл, что плоскости остекленных стен, расположенные под различными углами друг к другу, отражают на своей поверхности все, что «видят»: соседние дома, деревья, водную гладь озера. Они становятся огромными зеркалами. Сама же конструкция здания словно растворяется в окружающем пространстве.
С 1930 по 1933 год Мис был директором школы Баухауз (учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 годы, и определившая многие основные направления в искусстве и архитектуре на весь XX век, но в 1933 году было разогнано нацистами) .
Международный стиль
Вершиной европейского этапа карьеры Миса ван дер Роэ был павильон Германии на Международной выставке 1929 году в Барселоне (известный также как Барселонский павильон). Здание образуют расположенные на низком мраморном подиуме стены и колонны. Кроме эстетически совершенного сочетания зеленого мрамора, хромированной стали и серого стекла, павильон украшают только два облицованных темным стеклом бассейна, отражающие падающий свет, скульптура Георга Кольбе и специально сконструированные «барселонские кресла», которыми позже оборудовались многие здания Миса ван дер Роэ.
В 1930 году Мис ван дер Роэ был назначен директором «Баухауза» - школы авангардистского искусства, основанной Вальтером Гропиусом. Вскоре школа была переведена из Дессау в Берлин, где, однако, была закрыта после прихода к власти Гитлера в 1933 году. Нацисты объявили модернистскую архитектуру культурным большевизмом, после чего Мису ван дер Роэ перестали поступать официальные заказы.
В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. В США Мис оставался и творил до конца своей жизни. Умер в 1969 году в Чикаго. За свою плодотворную карьеру, Мис ван дер Рое успел воплотить свой необычный стиль в заниях в Европе и в Америке. В США его новаторство, максимально стеклянные фасады и металлический каркас зданий пришлись как раз вовремя: настало время строительства первых стеклянных небоскрёбов Америки.
Переезд в США
В 1938 году начался второй этап архитектурной карьеры Миса ван дер Роэ, на этот раз в США. После переезда он принял предложение возглавить факультет архитектуры Чикагского института Армора (с 1940 - Иллинойский технологический институт) и следующие 20 лет руководил строительством зданий института, лично проектируя многие из них.
В этот период он разработал собственный архитектурный стиль, основанный на использовании стального каркаса. Соблюдая правила пожарной безопасности Чикаго, Мис ван дер Роэ покрывал сталь бетоном, после чего создавал вокруг вторую стальную конструкцию. После успеха строительства на территории института Мис ван дер Роэ создал проекты нескольких жилых и административных зданий.
"Стеклянный дом"
Идея проекта родилась на вечеринке, где состоялось знакомство архитектора Людвига Мис ван дер Роэ с заказчицей, врачом Эдит Фарнсуорт.
Задача звучала так: создать резиденцию для отдыха, игры на виолончели и прогулок к реке.
Архитектор решил построить дом, где не будет границ между внутренним и внешним пространством. Из-за сплошного остекления мир за окном ощущается так, как будто ничто вас не разделяет. Единственное приватное место — два санузла, расположенных за деревянными панелями в центре здания.
Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей
Дом был заказан известной в Чикаго женщиной-врачом Эдит Фарнсуорт в 1945. Проектирование было завершено к 1947. После завершения проекта строительство было отложено, так как заказчица ожидала получения наследства. Постройка началась в 1950 году и была завершена в 1951.
К окончанию строительства между заказчицей и архитектором возник конфликт. Ван дер Роэ подал на Фарнсуорт в суд, требуя недоплаченные ему деньги за строительство. Фарнсуорт выдвинула встречный иск. Суд решил дело в пользу архитектора, обязав Фарнсуорт выплатить деньги.
На протяжении всей своей жизни архитектор Мис ван дер Роэ создавал и воплощал в жизнь свое видение удивительной концепции архитектуры «кожа да кости», которая отражала его цель — дать человеку возможность удовлетворить себя в современном мире. Более того, Мис всегда стремился к отображению свободных и открытых пространств, заключенных в базовую структурную рамку. Он также получил Президентскую медаль свободы в 1963 году.
Мис своими известными работами изменил восприятие архитектурного дизайна. Он также представил миру концепцию использования новых материалов и передовых технологий в архитектуре. Здания Миса ван дер Роэ со временем стали ориентиром. Они также помогли нам изучить новые возможности в дизайне, а также концепцию минимализма. Модернизм в архитектуре был направлен на следование тенденции функционального и элегантного дизайна. Таким образом, в некотором смысле также означало уничтожение старых концепций и образов, связанных с архитектурой. Мис в своих работах показал нам, как достигается переход от традиционных концепций к современным концепциям. Его идеология изучения «новой» эстетики дала нам знаковые современные структуры.
В августе 1969 года Мис ван дер Роэ скончался. Памятником ему стали его нестареющие дома. И восхищенные отзывы: его работы – «воплощение воли архитектора решить задачу нашего времени методами и средствами будущего… Эволюция человеческого жилища, идущая от пещеры, закончена. Новый путь указан…»
Статьи о других архитекторах модернизма: