Найти в Дзене
Мир архитектуры

Ээро Саариен: яркая комета послевоенного дизайна.

Ээро Сааринен и макеты Мемориальной арки в Сент-Луисе
Ээро Сааринен и макеты Мемориальной арки в Сент-Луисе

Современники и "ученики" сравнивали работы Ээро Сааринена с полетами птиц, в которых есть изящество, свобода и четкость линий. В его проектах действительно чувствуется этот непридуманный полет.

Работы этого архитектора-модерниста воплощают в себе дух счастливых послевоенных десятиле­тий: они светлые, полу­прозрачные, просторные и пропорцио­нальные.

За свою недолгую (51 год) жизнь он не только сформировал новый архитектурный язык страны, но и значительным образом повлиял на мировую дизайнерскую практику.

Биография.

В Финляндии в 1910 году в семье архитектора и художницы по тканям родился мальчик, которого назвали Ээро. Когда ему исполнилось 13 лет семья эмигрировала в США. Он изучал скульптуру в Париже и архитектуру в Йельском университете.

Свои первые шаги в проектировании мебели Ээро Сааринен сделал с создателем первого в Америке бюро промышленного дизайна легендарным Норманом Белом Геддесом. А в архитектуре – с отцом.

В 1937 он основал собственную мастерскую вместе с Чарльзом Имзом (Charles Eames) и вскоре прославился как дизайнер мебели органических форм. Как архитектор Сааринен получил известность в 1948 своим проектом Национального мемориала Джефферсона в Сент-Луисе. Огромная арка из нержавеющей стали вновь показала приверженность архитектора к криволинейным, обтекаемым формам.

Эта же тенденция проявилась в знаменитом проекте терминала авиакомпании TWA в Аэропорту имени Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), «Аудитории Кресдж» Массачусетского технологического института (1950-1955) и многих других.

Также очень интересны его новаторские проекты офисных комплексов, к примеру, Технический центр «Дженерал моторс» в Уоррене, штат Мичиган (1946-1955) и исследовательский центр IBM в Йорктауне, штат Нью-Йорк (1957-1961).

Всего за десять с небольшим лет Сааринену удалось создать ряд выдающихся проектов, которые задали векторы развития современной архитектуры.

Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США)

Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США)
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США)
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен

Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен
Терминал TWA в аэропорту Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), архитектор Ээро Сааринен

TWA Flight Center или Терминал TWA, открытый в 1962 году в новом аэропорту Айдлуайлд под Нью-Йорком, произвел неизгладимое впечатление на весь архитектурный мир. Вскоре после убийства президента Дж. Ф. Кеннеди, аэропорт назвали в его честь, что в совокупности с оригинальными формами купола, олицетворяющего «абстрактный символ полета» и позволяющего буквально «парить» над землей, сделали его самым известным и популярным лётным центром не только в Нью-Йорке.

Его «текучие» формы, плавные изогнутые линии, созданные из бетонного массива и стекла, а также открытость интерьера, символизирующего постоянное движение, настолько были захватывающими и новаторскими, что здание стало не просто эталоном масштабного строительства, но и самым узнаваемым символом неофутуристической монументальной архитектуры, которая дарит ощущение невесомости и полета.

К сожалению, терминал пришлось закрыть. А в 2018 году здание реконструировали и сделали в нем бутик-отель TWA Hotel.

Каток Ингаллс

Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен
Каток Ингаллс , архитектор Ээро Сааринен

Похожий на кита каток в кампусе Йельского университета, больше известный под своим прозвищем «Йельский кит».

Сааринен, выпускник Йельской школы архитектуры, был нанят для создания нового хоккейного катка для своей альма-матер. Строительство началось в 1953 году, и в 1958 году состоялось официальное открытие катка Ингаллс с его изящно изогнутой крышей и нависающим «хвостом», за что сооружение получило своё известное прозвище.

Поразительный эффект достигается за счёт железобетонной арки, служащей основой здания и обратной подвеской для сети кабелей, поддерживающих плавные контуры деревянной крыши. Другое преимущество этой конструкции — отсутствие опорных балок или колонн, что обеспечивает беспрепятственный обзор с каждого места арены, вмещающей 3500 зрителей. Длина катка составляет 61 м, ширина — 26 м, а высота потолка в самой высокой точке «горба» — 23 м.

Открывшийся каток Ингаллс привлёк большое внимание, в том числе журналов Sports Illustrated и Architectural Forum, которые назвали его «одним из самых удивительных новых зданий в мире».

Его бионическая форма и новаторский интерьер катка впечатляет по сей день.

Мемориальная арка в Сент-Луисе (штат Миссури, США)

Мемориальная арка в Сент-Луисе  , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе  , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе  , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе  , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе  , архитектор Ээро Сааринен
Мемориальная арка в Сент-Луисе , архитектор Ээро Сааринен

Мемориальная арка в Сент-Луисе (Gateway Arch in St. Louis) или как ее еще называют «Ворота на Запад» является своеобразным памятником западной экспансии Соединенных Штатов и посвящена американскому народу. Захватывающий объект появился после Международного конкурса, на котором и был отобран проект Ээро Сааринена. Арка высотой 192 метра с шириной основания 192 метра (1963-1965 гг.) до сих пор является самым высоким памятником Соединенных Штатов. Многие специалисты сомневались в надежности конструкции и выдвигали предположения о невозможности строительства такой масштабной арки, но в 1965 г. впечатляющее сооружение с крутым изгибом стала визитной карточкой Сент-Луиса и одной из самых узнаваемых достопримечательностей США.

Это монумент считается самым высоким памятником в США. Строительство арки длилось около двух лет, с ноября 1963 по октябрь 1965 года. Для посетителей она открылась только летом 1967 года.

К сожалению, самому автору не посчастливилось увидеть окончательный результат своей работы. Последними его "поправками" стало решение изменить конструкцию башни, внедрив в нее лифт. Сейчас на вершине арки располагается смотровая площадка.

Мебель по дизайну Ээро Саариена.

-19
-20
стол и стулья "Tulip" по дизайну Ээро Саариена
стол и стулья "Tulip" по дизайну Ээро Саариена

Многим Ээро Сааринен известен не как гениальный архитектор, а как дизайнер, создатель популярных икон модернизма — самой узнаваемой и часто копируемой мебели в мире.

Автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы уже в 1920-е годы стали доступны большинству американцев. Однако с приближением кризиса 30-х годов производители сталкивались с растущими трудностями при продаже своих товаров.

Сааринен навсегда изменил отношение к предметам домашнего обихода. Когда Флоренс Нолл пригласила его работать в компании Knoll в 1940 году, у Сааринена уже был огромный опыт проектирования. На протяжении последующих 15 лет Сааринен создал большинство узнаваемых вещей для этой компании — в том числе стул Tulip (1957) и кресла Womb («Чрево», 1948) и Grasshopper («Кузнечик», 1946).

Сааринен умер 1 сентября 1961 года в возрасте 51 года, на пике своего творчества, во время операции по удалению опухоли мозга в Анн-Арборе, штат Мичиган.

#архитектура #мирархитектуры #архитекторы #искусство #современнаяархитектура

Статьи о других выдающихся архитекторах модернизма: