Для того чтобы понять, почему необходимо преобразовывать исходные фотографии и в каком направлении двигаться, попробуем выработать некоторые общие принципы. На основе этих принципов будет доработана технология средней сложности с использованием программ-экшенов и шаблонов.
Примеры взяты из поездок по Западному Кавказу и его главному водосборному бассейну Кубани, а также рек, впадающих в Черное море. Это и "оправдание" таких действий во имя "правильного" отображения действительности. Некоторые профессионалы относятся к этому скептически и говорят, что нужно уметь фотографировать, и этого достаточно. Я считаю, что они правы только наполовину.
Снимки без последующего преобразования - одно из направлений и довольно сложное. Найти что-то интересное таким образом - дорогого стоит. В преддверии Олимпиады-2014 подобные демонстрировались на вокзале в Сочи. Автор - Антон Ланге. Я часто без дела заходил в залы ожидания и засматривался на их природно-железнодорожную тематику. При этом мечтал их обработать и увидеть, что из этого получится.
Цель публикации - обосновать важность обработки фотографий для правильного и/или красивого отображения действительности.
Задачи:
- выработать определения;
- выяснить, когда фотоаппарат отображает окружающую действительность;
- определить объективные и субъективные причины несоответствия тому, что видит человек, и полученному фотоаппаратом;
- угадать желания конечного потребителя контента.
Итак, дадим определения цветам, в данном случае в пейзажах (авторское мнение):
1. Действительные - видимые на близкой дистанции. Зависят от параметров освещения.
2. Реальные - какие видит человек. Частный случай п.1. С увеличением дальности добавляется влияние атмосферы.
3. Аппаратные - восприятие через фотоаппарат. Как и в п.2 присутствует влияние воздуха. Дополнительно вносит искажения разница в яркости частей снимка.
4. Реалистичные - это когда нет сомнений, что снимки и обработке не подвергались. Преобразуются в фоторедакторах так, чтобы картинка казалась естественной. А также живописной. Иначе зачем ее обрабатывать?
Для больших расстояний и разнице в яркости они в значительном числе случаев могут быть гораздо ближе к действительным чем реальные! Это зависит от фотографа.
5. Привлекательные - нравятся зрителям, но обработка явно чувствуется.
Я руководствуюсь четвертым пунктом.
Причины, объясняющие необходимость обработки фотографий:
1. Объективные - к ним отнесем искажения вносимые атмосферой и самим ф/а.
Тут надо повториться и заострить внимание на средние и дальние расстояния когда человек видит не те цвета, которые есть в действительности. Но мы же снимаем с большим увеличением (приближением). Поэтому это учитывается.
Однажды перед поездкой на плато Лаго-Наки были проанализированы предыдущие снимки. Оказалось, что в кристально чистом зимнем воздухе, ели горы Мезмай на расстоянии 4-х километров были черными. По приезду на место к хребту Азиш-Тау это оказалось правдой! Но с расстояния в 800 м, у водопада Каскадный на реке Курджипс, они вполне средне-зеленые. Ну а об осенних желтых цветах и говорить нечего. Они становятся бледно-серыми. Горы вообще синеют. Но дальние снимки обычно с 5-15 кратным увеличением. И цвета не отражают действительность. Горы можно оставлять синими. Это красиво.
2. Субъективные - на экране зачастую магия природы пропадает. Возникает необходимость увеличения яркости и насыщенности. В связи с этим преобразования для компьютера и для смартфона в идеале должны быть разными. И еще одно замечание. Где-то я читал, что изображение должно вызывать те чувства, которые испытывал фотограф наяву. Т.е. он уверен - да, я это видел.
3. Ситуационные - когда реальные цвета не удовлетворяют понятию красоты. Зависит от сезона, погоды, освещенности, надгоризонтного положения, отсутствия перспективы и объемности.
Сезонные - время хороших цветов ушло. Весной яркая зелень. Летом поблекшая. Два варианта. Или отказаться от фотосессии, или усиливать фоторедакторами. Кстати, бывает и наоборот - растительность настолько насыщена зеленым, что этому поверят только местные жители. Такое встретилось в Отрадненском районе Краснодарского края.
Погодные - серенькие облака не особо привлекают ценителей пейзажа. Для примера взята фотография из олимпийского 2014 года, хребет Псехако Газпром-Лаура. В Красной Поляне таких сделано несколько тысяч. И случайно пара десятков в формате RAW. Один приводится до и после преобразования.
Освещенность - во многих утренних и вечерних пейзажах наблюдаются прекрасные рассветы и закаты. А вот горы, лес даются затемненные. Может оно так и наяву, но современные методы позволяют показать детали и часть фотографии не будет пустой.
Надгоризонтные - у далеких объектов захватывается только нижняя часть небесной сферы. Как правило абсолютно невыразительная, если это не восход или заход солнца. Но при фактическом приближении, вид будет совсем другим! Цвет и рельефность в этом случае усиливается. Очень редко, всего лишь пару раз, производилась замена на небо, сфотографированное тут же с малым увеличением. "Обман", но не 100-процентный.
Перспектива и объемность - при дальних съемках относительные дистанции между объектами становятся меньше и тональность нивелируется. Это относится к яркости и резкости.
И последние замечания. Для большинства людей иногда необходимо незаметно приукрасить действительность.
Некоторые фотки публикуются впервые.
И, так как мне очень нравится Кавказ, на первом месте помещаю фотокартину легендарного Эльбруса.