Найти тему
Business digest

Как понять что ты хороший руководитель проектов? 10 основных качеств

Оглавление

За тобой "вагон и маленькая тележка" реализованных проектов, и все отзывы от команды, руководства и клиентов сугубо положительные? Тут нечего и сомневаться, вы заслужили похвалы.

Однако вам поручают сложный ответственный проект, но вы не уверены, что справитесь? Руководство может потребовать от вас реализовать проект в максимально сжатые сроки, при отсутствии нужных ресурсов. Но существует ряд объективных критериев, которые определяют хорошего специалиста от «пустого».

Королева и ее команда. unsplash.com
Королева и ее команда. unsplash.com

Посмотрите, на список качеств, что отличает хорошего руководителя проектов, от посредственных:

1. Высокие организационные навыки

Он предъявляет высокие требования прежде всего к себе - такой человек не опаздывает, не забывает ключевые моменты проекта.

Умение планировать, контролировать и координировать работу команды – ключевой навык хорошего "проджекта".

Здесь также важны навыки фасилитации, планирования, тайм менеджмента, soft skills в целом. Сюда можно отнести:

  • Умение спланировать день и избежать прокрастинации.
  • Расставить приоритеты – в первую очередь выполнять наиболее важные задачи.
  • Умение правильно делегировать задачи. Зачастую это позволяет сэкономить время и выполнить работу максимально эффективно.
  • Устанавливать дедлайны. Как мы понимаем, задача без срока – не задача.
  • Умение говорить "нет". Иногда мы берем на себя слишком много задач, потому что не умеем отказывать. Умение говорить "нет" помогает избежать перегрузки и стресса.

2. Коммуникативные навыки

Каждому слову своё место.

Умение эффективно общаться с членами команды, заказчиками и другими заинтересованными сторонами.

Это и умение активно слушать, понимать потребности и ожидания клиентов, команды проекта и других заинтересованных сторон.

Руководитель проекта должен уметь ясно, четко и вежливо выражать свои мысли, чтобы все заинтересованные стороны его понимали однозначно. Это помогает избежать недоразумений и конфликтов.

Хороший PM должен одинаково эффективно выстраивать отношения со своей командой, руководством, другими отделами внутри компании, заказчиком.

Ему также пригодится навыки управления конфликтами.

Обязательно иметь хорошее чувство юмора.

В целом, коммуникативные навыки руководителя проекта играют ключевую роль в успехе проекта. Они помогают этому «дирижеру» эффективно общаться с различными заинтересованными сторонами, обеспечивают согласованность целей проекта и задач и координацию проекта.

Лидер и начальник не всегда одно и то же. unsplash.com
Лидер и начальник не всегда одно и то же. unsplash.com

3. Лидерские качества

Где пастух дурак, там и собаки дуры
Иван Крылов

Это способность мотивировать и вдохновлять команду на достижение целей проекта. Согласитесь, проще следовать за сильной и харизматично заряженной личностью, чем за слабым и ведомым человеком?

У сильного руководителя проектов имеется свое видение. Он держит в голове цели проекта, при этом может сформулировать свое мнение и донести его до команды проекта.

Его также отличает стратегическое мышление – он видит на большом масштабе самые важные составляющие проекта.

Такой специалист может взять ответственность не только за себя, но и за работу всей команды

В целом лидерские качества также играют ключевую роль в успехе проекта. Они помогают ему эффективно управлять проектом, достигать поставленных целей и обеспечивать координацию и интеграцию проекта.

4. Аналитические способности

Если посредственный менеджер проектов будет плыть по течению, то сильный специалист применит свое умение анализировать данные и ситуацию, спрогнозирует возможные риски и найдет оптимальные решения, чтобы их предотвратить. Поэтому с сильным специалистом у проекта больше шансов пройти до финиша без потрясений.

5. Гибкость

Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.
А. Эйнштейн

Проект как живой организм – вокруг может поменяться внешняя среда, произойти внутренние изменения. Способность адаптироваться к изменяющимся условиям и адекватно реагировать на новые требования – большой плюс в копилку хорошего специалиста.

6. Умение работать в команде

Этот пункт немного отличается от второго. Здесь важна способность сотрудничать с другими членами команды, уважать их мнение и находить компромиссы.

Работа в команде предполагает разделение труда, взаимодействие, обмен идеями, обсуждение проблем и поиск решений. Каждый член команды должен уметь слушать и слышать других, уважать мнение и вклад каждого, быть готовым к компромиссам и сотрудничеству.

Важным аспектом работы в команде является распределение ролей и обязанностей. Каждый член команды должен знать, что от него ожидается, и выполнять свои обязанности в соответствии с общим планом.

В целом, работа в команде - это эффективный способ достижения целей, который позволяет использовать сильные стороны каждого члена команды и компенсировать слабые.

Куда же без них? 🐈 unsplash.com
Куда же без них? 🐈 unsplash.com

7. Стрессоустойчивость

Современный мир полон факторов, негативно влияющих на психику человека. Способность работать под давлением и сохранять спокойствие важна для хорошего специалиста.

Каждый человек уникален и это может быть дар от природы, но можно повысить свою выносливость следующими практиками:

1. Регулярно заниматься спортом. Физическая активность помогает снять напряжение, улучшить настроение и повысить уровень энергии.

2. Правильно питаться. Здоровое питание помогает поддерживать оптимальный уровень энергии и улучшить общее состояние организма.

3. Высыпаться. Недостаток сна и отдыха может привести к повышенной раздражительности и снижению стрессоустойчивости.

4. Практиковать медитацию. Релаксация помогает снизить уровень стресса и улучшить эмоциональное состояние.

5. Мыслить позитивно. Оптимистичный взгляд на жизнь и позитивное мышление помогают справляться с трудностями и сохранять эмоциональное равновесие.

6. Обращаться за социальной поддержкой. Поддержка от близких людей, друзей и коллег помогает справиться с трудностями и снизить уровень стресса.

7. Пройти обучение навыкам управления стрессом. Существует множество методов и техник, которые помогают справляться со стрессом, например, глубокое дыхание, мышечная релаксация, визуализация и т.д.

8. Проактивность

Готовность предлагать новые идеи и решения для улучшения проекта.

В этой статье мы писали о важности проактивного подхода в бизнесе.

9. Владение современными инструментами.

Человечество сейчас делает большой шаг вперед в области информационных технологий.

Существует множество приложений и программ, которые помогают управлять временем, например, Todoist, Trello, Google Calendar.

А также софт для управления проектами: Битрикс24, Miro, Jira, MS Project и другие.

И как же в современном мире без использования искусственного интеллекта?

Выбираем лучшего. unsplash.com
Выбираем лучшего. unsplash.com

10. Знание современных методологий

Умение планировать не только «водопадом», а знание гибких подходов, бережливого производства. Это дает хорошему руководителю проектов широкий выбор практик для реализации поставленных целей.

Сравнительная таблица хорошего и плохого руководителя проектов. Скриншот автора.
Сравнительная таблица хорошего и плохого руководителя проектов. Скриншот автора.

Итого

Если вы нашли в себе большинство из этих качеств, это будет означать, что у вас есть все, чтобы стать отличным "проджект менеджером". Спасибо за внимание и удачи в делах!

Почитать и посмотреть еще:

Зачем нужны ретро встречи с командой?
Business digest31 мая 2022