Эксперты симуляционного обучения рассказывают, почему это направление образования актуально для сферы ухода и чем оно может быть полезно сотрудникам социальных и лечебных учреждений, а также людям, ухаживающим за близкими.
Симуляционное обучение – это освоение элементов профессиональной деятельности с элементами моделирования реальной ситуации, с которой человек может столкнуться.
«Если вспомнить историю ухода, то в зависимости от ситуации и статуса человека о нем заботились либо члены семей, либо слуги, либо религиозные структуры. Но практически во всех случаях ухаживающие учились уже у постели больного. Полученный опыт ухода за больными со временем обобщался, появились сестры милосердия. Вслед за ними сформировалось профессиональное медицинское образование, которое включало в себя и обучение навыкам ухода. В настоящее время уход все больше выделяется в отдельную дисциплину. И если говорить о долговременном уходе, то основной задачей становится сохранение физиологических функций и поддержание качества жизни человека»,– рассказывает руководитель Симуляционного центра Елена Воронова.
Симуляционное обучение уходу стало уникальной возможностью для огромного числа людей, вовлеченных в эту сферу. Но ожидания от обучения различаются у работающих в стационаре помощников по уходу, медицинского персонала и людей, самостоятельно ухаживающих за близкими.
Будущие помощники по уходу осознают, что они будут заботиться о людях, которые не могут обслуживать себя сами. Поэтому начинающим помощникам важно сформировать навыки проведения манипуляций, чтобы во время работы «руки помнили». В данном случае на преподавателя ложится большая ответственность – слушатели будут уметь ровно столько, сколько они отработают с ним «руками». Кроме того, им необходим комплекс базовых знаний об анатомии человека, возрастных изменениях, в том числе когнитивных нарушениях, которые также приобретаются на занятиях. Симуляционное обучение подразумевает освоение всех алгоритмов возможных манипуляций и моделирование различных рабочих сценариев, чтобы будущий специалист был готов к различным обстоятельствам, в том числе действиям в чрезвычайных ситуациях.
Уже работавшие в сфере ухода слушатели рассчитывают, что преподаватель не понаслышке знает, как устроена работа в стационарах, как ведут себя люди с особыми потребностями, с чем приходится сталкиваться каждый день. Но при этом от наставника ожидают, что он обладает знаниями о каких-либо инновациях, способных помочь в решении проблем. Вместе с тем слушатели могут и проявлять скептицизм по поводу внедрения новых технологий в свою работу. Поэтому преподавателю важно не только быть в курсе трендов в обеспечении, оснащении социальных учреждений, но и уметь поддерживать, вдохновлять своих слушателей, помогать им осознать важность своего труда.
«Смена привычной обстановки во время прохождения обучения на базе симцентра, с его особой атмосферой, способствует изменению отношения к своей работе. Даже пришедшие с признаками профессионального выгорания слушатели постепенно раскрываются в новой доброжелательной обстановке и становятся более восприимчивыми к развитию в себе таких качеств, как сострадание, уважение и милосердие», – отмечает Елена Воронова.
Медицинские сестры и врачи, как специалисты, несущие ответственность за здоровье людей, в первую очередь заинтересованы во внедрении технологий ухода, способствующих улучшению самочувствия человека, повышению качества его жизни. Наглядная демонстрация возможностей современного ухода позволяет им принимать решения о внедрении в работу новых технологий и методик, организовывать работу помощников по уходу.
«Симуляционное обучение неразрывно связано с применением инноваций, различного рода достижениями, поэтому часто его преподаватели являются первопроходцами в поиске и внедрении новых технологий, методик», – подчеркивает член Российского общества симуляционного обучения в медицине, генеральный директор ООО «Синтомед» Дмитрий Малоросиянцев.
Для людей, самостоятельно ухаживающих за близкими, очень важно получить комплексные инструкции – как правильно организовать уход на дому, что из себя представляют идеальные условия ухода, как определить потребности человека в сторонней помощи и какие предметы для комфортной жизни нужны ему сейчас. Возможность увидеть обстановку, опробовать оборудование, отработать манипуляции, сформировать список необходимых покупок для родственника бесценна.
Симуляционный центр работает на базе Научно-практического геронтопсихиатрического центра. Его основная задача — обучение профессиональному уходу сотрудников системы соцзащиты и москвичей, которые заботятся о тяжелобольных родственниках. Для них специалисты центра разработали образовательные программы и тренинги, направленные на формирование и закрепление практических навыков. Обучение строится по модульной системе: слушатели получают те навыки, которые им необходимы. Найти информацию про обучение и возможность записи на занятия можно на сайте https://ya-doma.ru/simulation-center/и на страничке Вконтакте https://vk.com/sim_centr_msk