Середина декабря 1990 года. Трое бывших курсантов Тамбовского ВВАИУ, отчисленных с первого курса, назначены в караул по охране и сопровождению воинских грузов. Это рядовые срочной службы - Валерий Терехов, Влад Ильин и я. Советская армия в 1990 году если не на пике своего могущества, то как минимум ещё в полном порядке. Ещё буквально в начале 80-х блок НАТО дрожал при упоминании военных учений "Запад-81" или "Щит-82".
К 1990 году это всё в прошлом, но военная техника и вооружение по-прежнему находились в надёжных руках. На многих командных и руководящих постах находились офицеры, имеющие боевой опыт локальных войн и конфликтов. А Министр Обороны СССР, Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов был участником Великой Отечественной войны, на которую пошёл добровольцем. Из-за перестройки механизм военной машины изредка поскрипывал, но в целом работал стабильно.
Подготовка к караулу
Подготовка к караулу по охране и сопровождению воинских грузов велась теперь в течении всего дня. С нами проводили теоретические занятия по изучению Устава Гарнизонной и Караульной службы. Особое внимание уделялось порядку применения оружия. Так же были проведены дополнительные занятия по изучению Приказа Министра обороны 1989 г. N 340 и иных руководящих документов, которые непосредственно регламентировали охрану, и сопровождение воинских грузов при их перевозке железнодорожным транспортом. Боевая задача караулу ставилась следующая - принять под охрану военную технику на заводе в г.Иваново и сопроводить её в расположение Тамбовского ВВАИУ. Часть аппаратуры была грифованной, поэтому особое внимание в пути следования необходимо было уделить сохранности печатей.
Караул в соответствии с приказом состоял из 4-х человек: начальник караула и трехсменный пост. По согласованию с военным комендантом железнодорожного вокзала, несколько занятий с личным составом караула прошло непосредственно на железнодорожном транспорте. Всё-таки обычный караул в части и караул по сопровождению воинских грузов это две большие разницы.
Регламент
Устав Гарнизонной и Караульной службы написан кровью, а все приложения к нему и к приказу Министра обороны 1989 г. N 340 написаны потом и кровью. В руководящих документах было предусмотрено всё. Нам выдали несколько комплектов теплого белья и портянок, а так же валенки. Были получены на складе овчинный тулуп и тёплые рукавицы. На весь срок командировки был выдан сухой паёк. Оружие и боеприпасы в пути следования должны были хранится особым образом.
Автоматы и боекомплект к ним в специальных железных ящиках, опечатанных печатью начальника карула. А личное оружие начальника карула - пистолет ПМ и 16 шт. 9-мм патронов к ПМ, всегда должны было находится при нём. В назначенный день мы, измученные занятиями и инструктажами, были готовы к поездке.
Настроение было приподнятым. Нам предстояло настоящее приключение. и путешествие. Из Тамбова в Москву и далее в Иваново. Впереди была дорога полная неожиданностей. Но это уже совсем другая история. Этот рассказ продолжение историй из моей личной биографии: О бедном курсанте замолвите слово, пора взрослеть, аэродромная рота, самоволка и солдатская правда. Продолжение в рассказе: картошка в сейфе.
Самым Лучшим Уроком Жизни Была Армия