Найти тему
Московские истории

Про кино: Рассказывали, будто люди меняли путевку в Сочи на двухнедельный фестивальный абонемент

Оглавление

Виктор Терехов

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» - такую фразу, по воспоминаниям Луначарского, однажды произнёс Ленин. Так это или нет, но в СССР кино для многих действительно было главным развлечением. По телевизору, конечно, тоже хорошие фильмы показывали, но, в основном, советские и старого репертуара.

Кинотеатр «Россия», очередь за билетами на международный кинофестиваль. 1963 год. Фото Дмитрия Бальтерманца.
Кинотеатр «Россия», очередь за билетами на международный кинофестиваль. 1963 год. Фото Дмитрия Бальтерманца.

Дикий Запад на наших экранах

С особым внимание мы следили за зарубежными фильмами, которые выходили в советском прокате. У Франции покупали комедии с Де Фюнесом, Бурвилем, Ришаром, приключенческие фильмы с Жаном Марэ, полицейские ленты с Габеном, Бельмондо и Делоном. Румыны славились историческими лентами «Даки» и «Колонна», боевиками из цикла «Чистыми руками», сериями приключений Гайдуков и Трансильванцев, югославы – отличными военными фильмами.

ГДРовцы снимали цикл про индейцев с Гойко Митичем, венгры – исторические фильмы, вроде «Звёзды Эгера», поляки – замечательные экранизации Генрика Сенкевича, чехи – остроумные кинопародии на фильмы разного жанра: «Призрак замка Моррисвиль», «Лимонадный Джо», «Конец агента». А вот индийское кино я на дух не переносил, поэтому ничего о нём написать не могу.

Кадр из фильма "Лимонадный Джо", 1964 год.
Кадр из фильма "Лимонадный Джо", 1964 год.

Редко, но появлялись в прокате и фильмы из США, Италии, Англии, в основном, комедии. Конечно, подавляющее большинство киношедевров из Европы и Голливуда, к нам в прокат не попадало, но всё же отдельные фильмы «прогрессивных режиссёров», к примеру, Стенли Крамера, Феллини, Сидни Поллака, Пенна, Антониони, Росселини увидеть удавалось. В кинотеатре «Иллюзион» тоже, иногда демонстрировались неплохие западные фильмы в форме кинолекториев, я там некоторые фильмы Диснея впервые посмотрел.

Читать про кино

-3

Меня всегда привлекала история кино, я читал много разной литературы на эту тему: шеститомную «Историю кино» Жоржа Садуля, книги из серии «Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня», «Артисты зарубежного кино», «Комики мирового экрана» и т. д.

-4

Но, как говорится: «Сколько не говори халва – во рту слаще не станет». Читать это одно, а смотреть фильмы – совсем другое.

-5

Закрытые просмотры

Мой друг-одноклассник работал в Театре-студии киноактёра на Воровского, где для студентов ВГИКа показывали шедевры киноклассики. Мне удалось посмотреть там несколько фильмов. Перед началом сеанса он меня заводил заранее в зал, я там прятался, а потом свет гас, я садился и смотрел.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит", у Театра киноактера.
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", у Театра киноактера.

У входа в Театр-студию снимался знаменитый эпизод фильма «Москва слезам не верит», когда не узнали Смоктуновского («Поздновато начинаете…»).

Недели иностранных фильмов: Встреча с Битлами

Кинотеатр «Ударник», 1967 – 1968 г. Автор: Александр Коньков.
Кинотеатр «Ударник», 1967 – 1968 г. Автор: Александр Коньков.

Иногда хорошие фильмы демонстрировались на различных Неделях кино. Однажды, в 1975 году, на Неделе английского мультфильма в кинотеатре «Звёздный, мне удалось посмотреть легендарную битловскую «Yellow Submarine». Перед началом сеанса в фойе тусовался весь хипповый пипл Москвы гадая: на самом деле покажут легендарный мульт или нет?

-8

Когда погас свет и началось представление, то в зале раздался просто рёв восторга! Переводчицу, которая решила переводить тексты песен быстро зашикали, дескать, дай нормально послушать песни. Впечатление от просмотра было ошеломительное, и не только у меня одного. Впоследствии, я прочитал несколько воспоминаний очевидцев, которые испытали аналогичные чувства:

Жаркие фестивальные дни

Внеконкурсный показ фильмов на Московских кинофестивалях был настоящим окном в мир для любителей кино. Билеты на просмотр купить было нереально, все распределялись по разным предприятиям, хотя много показывали откровенного шлака из стран Азии и Африки - в сдвоенном сеансе с фильмами из Европы и США.

-9

Одна из многочисленных подруг мамы работала кассиром в кинотеатре «Октябрь», поэтому я покупал билеты на весь фестиваль, а потом направлялся в сквер у памятника Пушкину, возле кинотеатра «Россия», где была основная фестивальная толкучка, кинорынок билетов. Всё пространство было забито народом, все ходили со списками фильмов, покупали, продавали, меняли билеты.

Кинотеатр "Россия". Автор Людмила Пахомова/ТАСС.
Кинотеатр "Россия". Автор Людмила Пахомова/ТАСС.

Рассказывали истории, когда на двухнедельный абонемент люди меняли путёвку в Сочи. Уже после одного-двух фестивальных дней весь репертуар был практически известен, определён своеобразный рейтинг фильмов.

Кинотеатры тоже имели значение: самыми престижными считались Дом Кино, Театр-студия киноактёра, концертный зал гостиницы «Россия» и «творческие дома»: ЦДЛ, ЦДХ, Дом композиторов и т.д. В этих местах на сдвоенных сеансах, показывали два хороших фильма.

-11

Мотаться приходилось по всей Москве - разброс кинотеатров, где демонстрировались фестивальные ленты, был большим. Часто в день я смотрел несколько фильмов. Когда учился, было легче - время фестивалей приходились на каникулы, но вот когда пошёл работать, приходилось как-то выкручиваться - например, брать отгулы.

Кино пришло домой

В восьмидесятые годы фестивальный ажиотаж стал спадать. Конечно, это было вызвано развитием видеотехники. Помню, в конце 70-х в сквере на Пушкинской площади я менял билеты, и один человек сказал: «Это я уже по видео смотрел». Для меня тогда это было какой-то фантастикой – смотреть у себя дома кино!

Я купил видеомагнитофон уже в самом конце 1980-х. И для меня началась новая эра в изучении кинематографии.