Найти в Дзене
Московские истории

Никитские ворота: "Ты мой друг, я дам тебе тысячу рублей"

Виктор Терехов дополняет свои воспоминания о Никитских воротах, где жил в детстве и юности, рассказом про местную "валюту".

Семья москвичей на Суворовском (Ниткитском) бульваре 1950
– 1960 г. Автор А. В. Ермолаев.
Семья москвичей на Суворовском (Ниткитском) бульваре 1950 – 1960 г. Автор А. В. Ермолаев.

По праздникам, на Суворовском бульваре (ныне Никитском) запускали салют. Приезжала команда военных, ставили пусковые установки, территорию оцепляли. Но во время салюта мы, мальчишки, вверх не глядели. Наша цель была другая: внимательно высматривать на земле и в траве красивые железочки от салютных зарядов, которые падали с высоты. Мы их называли «салютики». Многие ребята в округе имели запас таких «салютиков», они нам часто заменяли деньги в разного рода играх.

Суворовский бульвар, 1966 - 1969 г. Автор: Александр Крылов.
Суворовский бульвар, 1966 - 1969 г. Автор: Александр Крылов.

Размером «салютики» были с 5-копеечную монету и имели у нас разную ценность. Самые распространённые и дешёвые - зелёного цвета с двумя пупырышками, потом шли красные – с одним, реже попадались белые – с тремя пупырышками. Самые редкие и ценные были жёлтые – с одной выпуклой полосой.

Битвы за «салютики» шли нешуточные, иногда и до драк доходило, когда не могли поделить падающий с неба горячий подарок. Особо отчаянные даже выскакивали за «салютиками» на проезжую часть Бульварного кольца, к ужасу проезжающих автомобилистов.

Ещё одной своеобразной валютой у нас были колпачки от ниппелей на шинах. От наших машин ценились недорого, а вот если ты исхитришься, подкрадёшься и свинтишь колпачок у иномарки – это было круто. Иномарок тогда было мало, в основном, они стояли у посольств. Гордостью моей коллекции был красный колпачок в виде головы оленя, не помню теперь с какой машины я его свинтил.

Улица Герцена, 54. 1968 – 1978 годы. Источник:«Архитектурное наследие А. С. Каминского в Москве».
Улица Герцена, 54. 1968 – 1978 годы. Источник:«Архитектурное наследие А. С. Каминского в Москве».

Что-что, а различных посольств и консульств в нашей округе хватало. Самым красивым зданием из посольств мы считали бразильское на улице Герцена, 54 (Большая Никитская), в народе этот дом 19 века называли «пряничек».

Бывший особняк Лопатиной был построен в 1876 году по проекту архитектора Александра Каминского. В начале XX века это - доходный дом. В 1920-е годы там размещалось общежитие. С начале 1960-х - посольство Бразилии.

Когда в 1965 году к нам приехала знаменитая бразильская сборная по футболу во главе с великим Пеле, мы сразу решили, что футболисты живут именно там (ну, а где же ещё!) и пришли ко входу в надежде посмотреть на легенды футбола и получить автографы. Вышедший милиционер развеял наши мечты.

Пеле у Спасской башни Кремля, 1965 год. Фото Василия Вартаняна. Источник https://m.sport-express.ru/football/photoreports/pele-v-moskve-redkie-kadry-odnogo-iz-luchshih-futbolistov-mira-1721765/.
Пеле у Спасской башни Кремля, 1965 год. Фото Василия Вартаняна. Источник https://m.sport-express.ru/football/photoreports/pele-v-moskve-redkie-kadry-odnogo-iz-luchshih-futbolistov-mira-1721765/.

Ещё помню, как бегал к посольству Бельгии на Малой Молчановке, когда убили африканского лидера Патриса Лумумбу, а СССР обвинил в этом бельгийское правительство. Толпа народа камнями выбила стёкла в посольстве, бросали пузырьки с чернилами через цепь милиционеров. Во времена военного конфликта с Китаем на острове Даманский, сотрудникам близлежащих посольств Лаоса и Бирмы на улицу старались не выходить. Были случаи, когда люди, приняв их за китайцев, тумаков навешивали.

Сейчас с улыбкой вспоминаешь наши детские «сокровища», хотя порой и у нас и настоящие ценности появлялись. Когда я дома с бабушкой играл в карты, вместо денег мы использовали облигации Государственных займов СССР сороковых-пятидесятых годов. С верхней полки шкафа для этого доставали старую мамину сумочку, где лежали красочные разноцветные облигации разных лет и разного номинала. Для чего они нужны, я совсем не понимал. Выплат и тиражей по ним давно не производилось.

Наш двор у Никитских ворот. Я - с ногой на мяче. Примерно 1965 г. Из архива автора.
Наш двор у Никитских ворот. Я - с ногой на мяче. Примерно 1965 г. Из архива автора.

Наверное, так думал не я один. В наших дворах с нами играл смешной паренёк по фамилии Савкин. Он был младше нас года на два и говорил примерно так:

- Ты мой друг, я дам тебе тысячу рублей, - Или наоборот: - Ты мне больше не друг, не дам тебе денег.

Все смеялись над ним, но однажды он притащил из дома пачку этих самых облигаций и стал всем раздавать нам. Не помню, куда мы их потом дели, может быть, просто выкинули. Думаю, для его родных был неприятный сюрприз, когда в 1970-х годах стали, наконец, выкупать у населения эти облигации в пропорции 1 к 10 к номиналу.

Все воспоминания о Никитских воротах можно почитать здесь.