Найти в Дзене
Navygaming Channel

Гибель «Рюдзё» – всего лишь эпизод в сражении у Восточных Соломоновых островов /Часть 1. "Японцы начинают и..."

Завершаем рассмотрение истории создания и боевой службы японского авианосца "Рюдзё". Если вы помните, мы изучили (вспомнили) вопросы проектирования, строительства и характеристики данного корабля, состав его авиагруппы. Не оставили без внимания его применение у берегов Китая, в районе Малайзии, Индонезии, Голландской Ост-Индии. И вот мы подошли к последнему боевому эпизоду. Если кто-то хочет вернуться к этим ранее опубликованным материалам, то можно их найти в следующих статьях: Статья 1, Статья 2, Статья 3, Статья 4.
Авианосец "Рюдзе" на стоянке
Авианосец "Рюдзе" на стоянке

К августу 1942 года обстановка на Тихом океане была достаточно напряженной для каждой из сторон. Японский флот после серии головокружительных успехов первых месяцев войны и последующего за ними сокрушительного поражения в сражении у Мидуэя постепенно «пришёл в себя» и планировал вновь перехватить инициативу. К этому времени новым проблемным местом для японской экспансии в районе Соломоновых островов и Новой Гвинеи стала высадка американской морской пехоты на Гуадалканал и Тулаги, что потребовало от японского командования решительных ответных действий. Американский флот, в свою очередь, воодушевлённый результатами Мидуэя, был нацелен на дальнейшее закрепление полученного успеха, что как раз и выразилось в захвате Гуадалканала в ответ на отмеченную там активность японцев.

В битве у Мидуэя 4 июня 1942 года японский флот потерял четыре лучших авианосца
В битве у Мидуэя 4 июня 1942 года японский флот потерял четыре лучших авианосца

Надо признать, что высадка американского десанта на Гуадалканал оказалась неожиданной для японцев, которым не сразу удалось установить силы противника, что привело к первым поражениям при попытках отбить остров. В целях окончательного решения этой «проблемы» японское командование приняло решение высадить на остров «большой десант» (около 1500 человек) при поддержке практически всего Объединённого флота.

Авианосцы «Кага», «Акаги» и «Сорю» у Мидуэя под ударами американской палубной авиации
Авианосцы «Кага», «Акаги» и «Сорю» у Мидуэя под ударами американской палубной авиации

Наша ирония по поводу «большого десанта» основывается на том, что в первые дни высадки американцам удалось доставить на Гуадалканал около 17000 человек (почти дивизию морской пехоты). Кроме того, через пять суток на Гуадалканале начал функционировать аэродром, получивший название Гендерсон-Филд, который мог принимать не только истребители, торпедоносцы и бомбардировщики, но и тяжёлые бомбардировщики B-17. Так что в сравнении с этими силами количество войск, которые намеревались в ответ высадить на Гуадалканал японцы, вызывает удивление.

В этих условиях японцы и предприняли повторную попытку высадить подкрепление своим войскам на Гуадалаканале, причём для прикрытия конвоя использовали максимум своих сил, включая авианосцы. В свою очередь американцы после катастрофы с крейсерами адмирала Кратчли и Тёрнера в бою у острова Саво отвели свои корабли от островов. Однако вблизи Гуадалканала было оставлено 61-е оперативное соединение (TF-61) вице-адмирала Ф.Д.Флетчера, получившее задачу по обеспечению защиты с воздуха сил вторжения на Гуадалканале и Тулаги, по прикрытию линий коммуникации между базами союзников, по обеспечению безопасности движения транспортов к Гуадалканалу и уничтожению любых японских военных кораблей в пределах досягаемости.

Американские амфибии LVT во время высадки на Гуадалканал, август 1942 года
Американские амфибии LVT во время высадки на Гуадалканал, август 1942 года

Последовавшее в результате этих действий враждующих сторон боевое столкновение получило название «Сражение у Восточных Соломоновых островов» или «Сражение у островов Стюарта», а в японской истории – «Второе морское сражение у Соломоновых островов». Мы воздержимся от подробного изложения всех событий того времени, а сконцентрируем наше внимание на действиях «героя» нашей статьи – авианосца «Рюдзё», так как именно это сражение стало роковым на его боевом пути.

Высадка частей американской морской пехоты на Гуадалканал (Лунга)
Высадка частей американской морской пехоты на Гуадалканал (Лунга)

В целом японцы для обеспечения высадки запланировали использование достаточно крупной корабельной группировки: 4 линкора, 4 авианосца, 1 эскортный авианосец, 16 крейсеров, 1 гидроавиатранспорт, 30 эсминцев. Формально в операции участвовал линкор «Ямато», на борту которого находился командующий Объединённым флотом адмирал Ямамото, но фактически «Ямато» с одним эскортным авианосцем и 2 эсминцами действовал в районе Трука и непосредственного участия в боевых столкновениях не принял.

Линкор «Ямато» - формальный участник боев за Гуадалканал
Линкор «Ямато» - формальный участник боев за Гуадалканал

По какой-то причине в очередной раз силы японского флота были разделены на несколько отдельных соединений, каждое из которых имело свою задачу. Например, группа подкрепления (3 транспорта и 4 патрульных катера) должны были доставить 1500 солдат на Гуадалканал, а соединение сопровождения конвоя контр-адмирала Танаки (2-я эскадра эсминцев) в составе одного лёгкого крейсера «Дзинцу» и восьми эсминцев обеспечивали ближнее прикрытие этих кораблей.

Получил свою задачу и «Рюдзё» – он вошёл в отдельное соединение контр-адмирала Т.Хара, которое кроме него включало тяжёлый крейсер («Тоне») и два эсминца («Амацукадзе», «Токицукадзе»).

Тяжелый крейсер «Тоне» - соратник «Рюдзё» в его последнем бою
Тяжелый крейсер «Тоне» - соратник «Рюдзё» в его последнем бою

Интересно, что задача, которая была поставлена перед «Рюдзё», осталась так до конца и неизвестной. По одной из версий, которую тиражирует известный своим многотомным трудом о войне на Тихом океане Самуэль Элиот Морисон, авианосец «Рюдзё» изначально выступал в роли приманки, призванной отвлечь на себя первый удар американских авианосцев.

Как пишет С.Э.Морисон в своей книге «Американский ВМФ во Второй мировой войне. Борьба за Гуадалканал, август 1942 – февраль 1943»: «...в готовности отделиться от Ударного соединения следовала Отвлекающая группа, роль приманки в которой играл лёгкий авианосец «Рюдзё» под флагом контр-адмирала Хаара, который должен был с некоторым беспокойством вспоминать, что случилось с лёгким авианосцем «Сёхо», играющим аналогичную роль приманки для янки в бою в Коралловом море».
Легкий авианосец «Сехо» - считается, что именно его судьбу повторил «Рюдзё»
Легкий авианосец «Сехо» - считается, что именно его судьбу повторил «Рюдзё»

Причём последующие события, которые описывает американский историк, представляются именно с такой точки зрения: японцы специально «подставили» свой лёгкий авианосец, чтобы ответным ударом уничтожить американские тяжёлые авианосцы, обнаружившие себя. По нашему мнению, такой взгляд – попытка уже апостериори объяснить действия как противника, так и американского командующего вице-адмирала Флетчера в ходе последующих событий, который допустил много ошибок и проявил нерешительность.

Действительно, в конце войны, осенью 1944 года в ходе боев за Лейте японцы намеренно использовали Первое мобильное соединение вице-адмирала Одзава в качестве «приманки», чтобы отвлечь авианосцы Хэлси от действий японских линкоров и крейсеров в зоне высадки американских войск у острова Самар. Но это не значит, что все остальные случаи, когда по стечению обстоятельств, например, в Коралловом море американским авианосным соединениям встречался слабый противник, надо рассматривать с точки зрения «ловли на живца».

Палуба "Рюдзе"
Палуба "Рюдзе"

По нашему мнению, здесь всему виной страсть японского руководства к разделению сил, о которой мы уже говорили. Включение слабого «Рюдзё» в состав Ударного соединения Нагумо для действий совместно с тяжёлыми авианосцами с точки зрения японского морского командования было не совсем правильно. А вот наличие отдельного отряда (находящегося под оперативным управлением Нагумо), который можно было использовать для решения вспомогательных задач, могло принести пользу, что в итоге и было реализовано.

Но, как мы отмечали, американский историк С.Э.Морисон придерживается иного мнения: «… Ямамото был верен своей старой стратегии. Он хотел разыграть гамбит, соблазнив врага слабой группой «Рюдзё», тогда как самолёты с тяжёлых авианосцев должны были уничтожить американские авианосцы…». Как бы то ни было, но получилось примерно так, хотя и не в полном объеме.

В ночь с 23 на 24 августа 1942 года японский флот сосредоточился в районе Соломоновых островов, однако произвести высадку десанта не удалось, так как конвой был замечен американскими самолётами, и его командир принял решение временно покинуть опасный район. А вскоре настало время и для использования отряда «Рюдзё».

Боевой путь японских авианосцев
Боевой путь японских авианосцев

Ночью 24 августа 1942 года контр-адмирал Т.Харе получил приказ провести атаку аэродрома Гендерсон-Филд на Гуадалканале, кроме того, на него была возложена задача по воздушному прикрытию конвоя во время высадки на остров. При сопровождении тяжёлого крейсера «Тонэ» и эсминцев «Амацукадзэ» и «Токицукадзэ» авианосец «Рюдзё» около 04:00 отделился от основной группы и выдвинулся на позицию. По моему мнению, если бы корабль изначально предназначался «на убой», то его следовало к этому приготовить, оснастить по максимуму истребителями и поставить задачу по привлечению к себе внимания. Мы же видим, что на «Рюдзё» и его самолёты рассчитывали после удара по американскому аэродрому. Хотя, конечно, сейчас мы можем только предполагать и вспоминать, что же в итоге произошло.

Эсминец «Аматцукадзе» сопровождал «Рюдзё» в последнем бою
Эсминец «Аматцукадзе» сопровождал «Рюдзё» в последнем бою

И еще можно только удивляться, почему удар по береговому аэродрому (на котором с большой вероятность базируются истребители) должна была нанести такая небольшая боевая авиагруппа. Действительно, на борту «Рюдзё» находилось всего 30 истребителей Митцубиси А6М2 «Зеро» и 6 торпедоносцев Накаджима В5N «Кейт» – слишком незначительные силы для удара по аэродрому, на котором размещены истребители противника. Более того, японцы не знали, что в ночь с 23 на 24 августа 1942 года на аэродроме Гендерсон-Филд были 31 бомбардировщик SBD и 6 бомбардировщиков-торпедоносцев TBF с авианосца «Саратога», которые должны были нанести удар по конвою Танаки, но не смогли его обнаружить. Причём было бы неверным считать, что эти американские бомбардировщики и торпедоносцы в воздушном бою были для японцев лёгкой целью. История войны на Тихом океане знает много случаев, когда эти самолёты давали при необходимости жёсткий отпор японским истребителям, особенно если находились в составе крупной авиагруппы.

Американский авианосец «Саратога» практически вдвое превосходил «Рюдзё» по боевым
возможностям
Американский авианосец «Саратога» практически вдвое превосходил «Рюдзё» по боевым возможностям

Отметим, что в источниках можно встретить различия в количестве самолётов на борту «Рюдзё» в этой операции, например, встречаются цифры о 23 истребителях А6М2 и 9 торпедоносцах B5N, а С.Э.Морисон говорит о 16 истребителях и 21 торпедоносце. Так или иначе, японское соединение выдвинулось к позиции.

Первым контактом с американцами стало обнаружение «Рюдзё» патрульными самолётами-разведчиками «Каталина». Но несмотря на то, что корабли были обнаружены ещё в половине десятого, атака со стороны противника последовала значительно позже, что позволило «Рюдзё» провести атаку на аэродром. По нашему мнению, если бы основной задачей «Рюдзё» была бы «роль приманки», то вряд ли командир авианосца после явного обнаружения отправил бы половину своих истребителей для удара по наземной цели – в этом случае самым разумным была бы организация сильной ПВО своего корабля, в том числе за счет кораблей охранения. А как мы вскоре узнаем, крейсер и эсминцы на момент атаки находились вдалеке и не смогли оказать необходимую помощь.

Малый авианосец «Рюдзё» считается «приманкой» в сражении
у Восточных Соломоновых островов
Малый авианосец «Рюдзё» считается «приманкой» в сражении у Восточных Соломоновых островов

В 12:20, находясь в 200 милях от Гуадалканала, для атаки Хендерсон-Филд с японского авианосца вылетела ударная группа, состоящая из 6 торпедоносцев B5N «Кейт» и 15 истребителей «Зеро». Любопытно, что хоть и косвенно, но эта миссия «Рюдзё» была ответом на просьбу командующего 8-м флотом в Рабауле Н.Цукахары, который просил оказать помощь в нейтрализации Гендерсон-Филда и обещал в свою очередь усилить ударную группу. Для этих целей из Рабаула вылетели 24 бомбардировщика «Бетти» и 14 истребителей «Зеро», но эти самолёты не долетели до Гуадалканала: из-за плохой погоды в 11:30 они развернулись и вернулись на свою базу. Это сказалось в дальнейшем на общей результативности атаки на Гендерсон-Филд – теперь ударная группа с «Рюдзё» могла рассчитывать только на себя.

Торпедоносцы B5N с «Рюдзё» использовали бомбы для удара по Гуадалканалу
Торпедоносцы B5N с «Рюдзё» использовали бомбы для удара по Гуадалканалу

Самолёты с «Рюдзё» вылетали двумя волнами: в 12:20 взлетели 6 «Кейтов» и 6 «Зеро», затем в 12:48 в воздух поднялись ещё 9 истребителей «Зеро». Надеюсь, что читатели понимают, что для удара по аэродрому не планировалось использовать торпеды «Кейтов» – каждый торпедоносец нёс шесть обыкновенных 60-килограммовых бомб на штатной подвеске. Насколько это серьезная нагрузка для удара по аэродрому решайте сами.

Впереди самолеты "Рюдзе" ждал бой....

Окончание следует.

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002.- 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, №109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2)/А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов//Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции/ В.В.Иванов //Морская коллекция, №11(68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник /Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой/С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А.Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с., материалы сети Интернет.