Напомню: для российского зрителя, пришедшего в художественную галерею, в музей, на выставку, представления об эстетике остановились на уровне конца ХIХ века, и это связано с тем, что Советская власть ввела страну в плотную культурную изоляцию: никакая культура, кроме пролетарской, к нам не проникала. Хорошо это или плохо, каждый решает сам, но сложилось особое советское искусство.
Сложился социалистический реализм как единственный метод в искусстве, который исключал сложность, конфликтность, многообразие – конфликт советский зритель мог найти только в живописи прошлых веков, и наиболее распространённой была, соответственно, социальная, картины были понятны: вот мучают буржуи бурлаков, вот царская власть рубит головы стрельцам, вот дивные пейзажи – а земли у мужика-то и нет!
Когда советская власть ради «понятности» и повествовательности сделала ставку на реализм и только на него, началась консервация метода на официальном уровне. Других картин просто не могло быть – отдельные попытки создавать картины абстрактные, авангардные привели к настоящему разгрому, когда Хрущёв топал ногами на художников на выставке в Манеже в 1962 году, спрашивая, «мужики вы или п…расты», а в 1974 попытка открыть выставку неофициальной живописи в Беляеве закончилась наездом милиции, бульдозера и водомёта. Но власть дала слабину – не было напора, как во времена Хрущёва, а когда зарубежные СМИ сообщили, что в СССР художников давят гусеницами, было разрешено проводить такие выставки систематически.
И плотина рухнула, но оказалось, что противопоставить «современному искусству» в 80–90 годы нечего: ударники труда и доярки-рекордистки больше не интересовали публику, а напористые модернисты громко заявляли предельно просто – всё, что мы делаем, это новые шедевры, а кто не согласен – консерватор или просто невежда!
И российская публика оказалась в ситуации провала: традиционное искусство было названо устаревшим, ненужным, а на выставки пошла потоком не просто новая живопись – пошло нечто непонятное, то ли это тонкое издевательство, то ли откровенное мошенничество?!
Рано ушедшая невероятно интересная Т. Москвина, журналист, критик, писатель, то ли с иронией, то ли всерьёз говорила, что эти новые художники и художественные дельцы, аукционисты упорно сбивают цену на классическую живопись и до небес взвинчивают цену на «современное искусство», чтобы потихоньку скупить старых мастеров, пока миллионеры покупают «современные инсталляции» и «арт-объекты».
Как выразил идею Тьери Эрманн, президент и основатель портала Artprice, сегодня ценность работы измеряется не ее редкостью и местом художника в истории искусств, а чувством новизны и силой эмоций, то есть главное – новаторство (никогда такого не было, а я придумал!) и неприятие традиционной культуры.
Мне невероятно нравится ситуация с выдающимся художником Aboudia, под этим псевдонимом 40-летний художник Абдулайе Диаррассуба, выходец из государства Кот-д’Ивуар. Его первую картину купил в коллекцию владелец известной галереи Чарльз Саатчи. С тех пор его работы стали все чаще появляться на торгах Bonhams, а цены неуклонно росли: несколько его последних работ проданы за 9 миллионов долларов.
Как не вспомнить ироничный, но такой узнаваемый сюжет: герой французского фильма «1 + 1» африканец Дрисс, ухаживающий за парализованным богатым аристократом Филиппом, вдруг узнаёт, что «вот эта мазня» на стене, не имеющая не только образов и сюжета, но даже и смысла, стоит кучу денег!
Он берётся за холст и краски… и создаёт «произведение», которое Филипп, загадочно улыбаясь, продаёт… другому «ценителю» тоже за кучу денег! Филипп хотел пошутить, но для других его авторитет и лёгкая ироничная улыбка («Будет выставлена…») – повод для того, чтобы восхищаться новым гением и покупать, покупать!
Ещё один современный художник быстро обрёл известность и начал зарабатывать деньги. Посмотрите на эту работу. Я не спрашиваю, нравится или нет, скажите, чем-то эта работа отличается от других современно-гениальных?
Свинья по кличке Пигкассо получила от хозяйки кисти, краски и начала возить ими по холсту. В 2018 году свинья стала первым животным-художником, у которого состоялась персональная художественная выставка, прошедшая на набережной Виктории и Альберта в Кейптауне (Южная Африка).
Затем последовали вернисажи в Нидерландах, Германии, Франции, Китае и Великобритании. Всего своим «творчеством» Пигкассо заработал хозяйке более миллиона долларов…
Вопросы смысла, ценности, мастерства навсегда отброшены. Просто одна группа определила, что они создатели нового. А другая группа объявила, что они это новое назовут современным искусством и будут его объяснять тёмным массам. А если кто-то не видит победы новаторства, то этот убогий ценитель классики просто «выпал из тренда».
Я целиком поддерживаю А.П. Чехова, который 100 лет назад сказал о таких новаторах: «Какие они декаденты! Они здоровенные мужики, их бы в арестантские роты отдать...»