Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Современная живопись: откровенное надувательство, тонкая издёвка или стремление заменить традиционную эстетику новыми формами самовыражения?

Напомню: для российского зрителя, пришедшего в художественную галерею, в музей, на выставку, представления об эстетике остановились на уровне конца ХIХ века, и это связано с тем, что Советская власть ввела страну в плотную культурную изоляцию: никакая культура, кроме пролетарской, к нам не проникала. Хорошо это или плохо, каждый решает сам, но сложилось особое советское искусство.

Г. Гончаров. "На целину"
Г. Гончаров. "На целину"

Сложился социалистический реализм как единственный метод в искусстве, который исключал сложность, конфликтность, многообразие – конфликт советский зритель мог найти только в живописи прошлых веков, и наиболее распространённой была, соответственно, социальная, картины были понятны: вот мучают буржуи бурлаков, вот царская власть рубит головы стрельцам, вот дивные пейзажи – а земли у мужика-то и нет!

С.В. Иванов "Смерть переселенца"
С.В. Иванов "Смерть переселенца"

Когда советская власть ради «понятности» и повествовательности сделала ставку на реализм и только на него, началась консервация метода на официальном уровне. Других картин просто не могло быть – отдельные попытки создавать картины абстрактные, авангардные привели к настоящему разгрому, когда Хрущёв топал ногами на художников на выставке в Манеже в 1962 году, спрашивая, «мужики вы или п…расты», а в 1974 попытка открыть выставку неофициальной живописи в Беляеве закончилась наездом милиции, бульдозера и водомёта. Но власть дала слабину – не было напора, как во времена Хрущёва, а когда зарубежные СМИ сообщили, что в СССР художников давят гусеницами, было разрешено проводить такие выставки систематически.

Первая, "бульдозерная" выставка. А может, и надо было такое давить?
Первая, "бульдозерная" выставка. А может, и надо было такое давить?

И плотина рухнула, но оказалось, что противопоставить «современному искусству» в 80–90 годы нечего: ударники труда и доярки-рекордистки больше не интересовали публику, а напористые модернисты громко заявляли предельно просто – всё, что мы делаем, это новые шедевры, а кто не согласен – консерватор или просто невежда!

И российская публика оказалась в ситуации провала: традиционное искусство было названо устаревшим, ненужным, а на выставки пошла потоком не просто новая живопись – пошло нечто непонятное, то ли это тонкое издевательство, то ли откровенное мошенничество?!

Э. Белютин. Женщина. Дрянь или шедевр?
Э. Белютин. Женщина. Дрянь или шедевр?

Рано ушедшая невероятно интересная Т. Москвина, журналист, критик, писатель, то ли с иронией, то ли всерьёз говорила, что эти новые художники и художественные дельцы, аукционисты упорно сбивают цену на классическую живопись и до небес взвинчивают цену на «современное искусство», чтобы потихоньку скупить старых мастеров, пока миллионеры покупают «современные инсталляции» и «арт-объекты».

Милли Браун оисовала "рвотой красками". Покупали...
Милли Браун оисовала "рвотой красками". Покупали...

Как выразил идею Тьери Эрманн, президент и основатель портала Artprice, сегодня ценность работы измеряется не ее редкостью и местом художника в истории искусств, а чувством новизны и силой эмоций, то есть главное – новаторство (никогда такого не было, а я придумал!) и неприятие традиционной культуры.

Л. Фонтана не рисовал - он прорезал холст, открывая путь в иные миры
Л. Фонтана не рисовал - он прорезал холст, открывая путь в иные миры

Мне невероятно нравится ситуация с выдающимся художником Aboudia, под этим псевдонимом 40-летний художник Абдулайе Диаррассуба, выходец из государства Кот-д’Ивуар. Его первую картину купил в коллекцию владелец известной галереи Чарльз Саатчи. С тех пор его работы стали все чаще появляться на торгах Bonhams, а цены неуклонно росли: несколько его последних работ проданы за 9 миллионов долларов.

Это картина выдающегося художник Aboudia
Это картина выдающегося художник Aboudia

Как не вспомнить ироничный, но такой узнаваемый сюжет: герой французского фильма «1 + 1» африканец Дрисс, ухаживающий за парализованным богатым аристократом Филиппом, вдруг узнаёт, что «вот эта мазня» на стене, не имеющая не только образов и сюжета, но даже и смысла, стоит кучу денег!

"У парня из носа шла кровь - и за это куча денег?"
"У парня из носа шла кровь - и за это куча денег?"
И дрисс начинает "творить"!
И дрисс начинает "творить"!

Он берётся за холст и краски… и создаёт «произведение», которое Филипп, загадочно улыбаясь, продаёт… другому «ценителю» тоже за кучу денег! Филипп хотел пошутить, но для других его авторитет и лёгкая ироничная улыбка («Будет выставлена…») – повод для того, чтобы восхищаться новым гением и покупать, покупать!

Филипп хотел пошутить...
Филипп хотел пошутить...

Ещё один современный художник быстро обрёл известность и начал зарабатывать деньги. Посмотрите на эту работу. Я не спрашиваю, нравится или нет, скажите, чем-то эта работа отличается от других современно-гениальных?

Это было продано ценителям
Это было продано ценителям

Свинья по кличке Пигкассо получила от хозяйки кисти, краски и начала возить ими по холсту. В 2018 году свинья стала первым животным-художником, у которого состоялась персональная художественная выставка, прошедшая на набережной Виктории и Альберта в Кейптауне (Южная Африка).

А вот так эти "шедевры" создавались
А вот так эти "шедевры" создавались

Затем последовали вернисажи в Нидерландах, Германии, Франции, Китае и Великобритании. Всего своим «творчеством» Пигкассо заработал хозяйке более миллиона долларов…

Вопросы смысла, ценности, мастерства навсегда отброшены. Просто одна группа определила, что они создатели нового. А другая группа объявила, что они это новое назовут современным искусством и будут его объяснять тёмным массам. А если кто-то не видит победы новаторства, то этот убогий ценитель классики просто «выпал из тренда».

Я целиком поддерживаю А.П. Чехова, который 100 лет назад сказал о таких новаторах: «Какие они декаденты! Они здоровенные мужики, их бы в арестантские роты отдать...»