Найти тему

Человек с ружьём в Зимнем дворце: что не унёс, то понадкусывал

Оглавление

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года отряд большевиков под началом Антонова-Овсеенко занял Зимней дворец и арестовал Временное правительство. Что увидели члены комиссии, приглашенные для оценки причинённого ущерба через день после этого?

Зимний дворец за час до прихода человека с ружьём отряда Антонова-Овсеенко

С октября 1915 года Зимний дворец был отдан под военный госпиталь для раненных в ходе Первой мировой войны. Все парадные и церемониальные залы, кроме Большого тронного, были превращены в огромные палаты, а в анфиладе залов, выходящих окнами на набережную Невы, находились лежачие больные, которые не могли самостоятельно передвигаться. Все стены помещений, отданных под госпиталь, почти до потолка были затянуты марлевыми щитами.

В конце марта 1917 года Зимний дворец стал резиденцией Временного правительства. Это была инициатива Александра Федоровича Керенского, которого после этого в шутку стали именовать Александром Четвертым. Там, разумеется, был огромный аппарат министерств, приемные для просителей и посетителей. Словом — Дом правительства, похожий на проходной двор. Жила в нём и «бабушка русской революции» Брешко-Брешковская.

Здание было захламлено и содержалось в крайне небрежном состоянии, об этом есть много архивных свидетельств тех, кто был «обслуживающим персоналом». В Зимнем дворце «все было заплевано и загажено, и даже на мраморных статуях висели для просушки полотенца». Урон внутреннему убранству дворца нанесли юнкера, использовавшие предметы интерьера в качестве мишеней.

Госпиталь имени цесаревича Алексея, открытый в Зимнем дворце в 1915 году. Источник: bangkokbook.ru
Госпиталь имени цесаревича Алексея, открытый в Зимнем дворце в 1915 году. Источник: bangkokbook.ru

Бывший в это время директором Эрмитажа граф Д.И. Толстой характеризовал военную охрану Временного правительства как плохо дисциплинированную, но не буйную: «Вели себя очень непринужденно, курили, плевали на пол, развели порядочную грязь, порой играли в карты, но не буянили и особенно не шумели». Еще до октябрьских событий, по свидетельству служителей дворца, «были неоднократные попытки некоторых представителей дворцового караула проникнуть ночью в те запертые помещения дворца, в коих хранятся … драгоценности».

В сентябре 1917 года Временное правительство распорядилось эвакуировать культурные ценности в Москву. Этой работой занималась специально созданная Художественно-историческая комиссия при Зимнем дворце. Её председателем был В.А. Верещагин, в состав входили Н.Г. Пиотровский, Б.А. Надеждин, С.Р. Эрнст и другие. К работе комиссии был привлечён художник Александр Бенуа. 15-16 сентября первый вагон с ценным имуществом был отправлен в Москву. Но вывезти всё, что было запланировано не успели.

Двое последних суток перед своим арестом в ночь на 26 октября 1917 года члены Временного правительства провели в Зимнем дворце. Председателя правительства Александра Керенского в революционную ночь среди них не было, поскольку утром 25 октября он уехал в Гатчину, чтобы призвать в столицу верные войска. Ведь полагаться на Петроградский гарнизон, а тем более на матросов Балтийского флота (особенно кронштадтцев), поддерживающих большевиков, Временное правительство не могло. Ему остались верны лишь юнкера и женский батальон.

Женский батальон на охране Зимнего дворца. Источник: bangkokbook.ru
Женский батальон на охране Зимнего дворца. Источник: bangkokbook.ru

Сколько всего было защитников Зимнего дворца доподлинно неизвестно, — примерно от 500 до 700 человек. Они то приходили во дворец, то покидали его по разным причинам, например, бытовым. Временное правительство было настолько беспомощным, что даже не смогло организовать питание своих защитников. В самый ответственный момент, вечером 25 октября, женский батальон ушел помыться и поесть. Никакой организованной и продуманной обороны Зимнего дворца не было.

Учтём факторы изолированности Временного правительства из-за отсутствия телефонной связи и периодических обстрелов со стороны Петропавловской крепости. Обстрел вёлся по фасаду здания, поэтому больше всех пострадали госпитальные палаты с лежачими ранеными. Точное число убитых от этой артиллерийской канонады неизвестно, но как минимум несколько десятков погибших было.

По воспоминаниям сестер милосердия и выживших солдат, после артобстрела со стороны Невы в дворцовом госпитале возникла дикая паника — никто не знал, кто и почему стреляет и когда все это закончится. Кто мог хоть как-то передвигаться, легли на пол. Стрельба из Петропавловской крепости началась примерно в полночь и продолжалась в течение полутора часов. Были выбиты окна, в кабинете Марии Фёдоровны была пробита стена. Разрушениям подверглись и другие помещения.

Повреждения Зимнего дворца от артобстрела в ночь на 26 октября 1917 года. Источник: bangkokbook.ru
Повреждения Зимнего дворца от артобстрела в ночь на 26 октября 1917 года. Источник: bangkokbook.ru

Итак, накануне взятия Зимнего в нём находились уставшие от неопределённости, деморализованные члены Временного правительства, неорганизованная, недисциплинированная, малочисленная охрана, а также постояльцы госпиталя, медперсонал, обслуга. Телефонная связь отсутствовала, как и председатель правительства. В течение полутора часов вёлся артобстрел. В этих условиях к дворцу подошёл отряд большевиков.

Арест Временного правительства и сутки на разграбление Зимнего дворца

После часа ночи небольшая вооруженная группа в 10-12 человек во главе с Антоновым-Овсеенко вошла в Зимний через единственный незапертый и неохраняемый вход со стороны Дворцовой площади, который вёл в покои императрицы и никем не охранялся.

По некоторым данным, здесь должна была находиться одна из рот женского батальона, но поздно вечером 25 октября почти весь ее личный состав покинул свои позиции.

Поплутав некоторое время по тёмным помещениям вооружённый отряд Антонова-Овсеенко, услышав голоса, вышел к Малахитовой гостиной и оказался прямо перед дверью Малой столовой, где заседали министры Временного правительства.

В Малахитовой гостиной должен был находиться пост юнкеров, но там почему-то никого не оказалось. Другой юнкерский пост находился в помещении, примыкавшем к Малой столовой с противоположной стороны. Для охраны появление у них под носом вооружённых людей оказалось полной неожиданностью, серьёзного сопротивления она не оказала.

Возможно, члены Временного правительства распорядились не стрелять во избежание кровопролития, тем более Антонов-Овсеенко гарантировал всем жизнь. Он объявил министров арестованными, после чего их на двух автомобилях увезли в Петропавловскую крепость.

Революционные солдаты Петрограда. Источник: bangkokbook.ru
Революционные солдаты Петрограда. Источник: bangkokbook.ru

Через несколько часов были открыты подъезды со стороны Невы, и Зимний дворец постепенно стал заполняться разной праздношатающейся публикой. После этого там и началась настоящая вакханалия.

Постояльцы госпиталя, кто мог передвигаться самостоятельно, оказали непрошенным гостям достойное сопротивление: спустили с лестниц, используя все подручные средства от костылей и стульев до ночных горшков. Тогда «человек с ружьём» прошёлся по другим помещениям. Например, полному опустошению подверглись винные погреба. Значительную часть запасов слили в Зимнюю канавку. Кстати, отсюда родился миф о том, что после штурма вода в канале стала красной от крови. Зимняя канавка действительно стала красной, но не от крови, а от хорошего красного вина из царских запасников. Троцкий вспоминал: «Вино стекало по каналам в Неву, пропитывая снег, пропойцы лакали прямо из канав». Чтобы пресечь бесконтрольное разграбление вина, ВРК вынужден был пообещать ежедневно выдавать представителям воинских частей спиртное из расчёта по две бутылки на солдата в день.

Мародёры нанесли значительный ущерб всем помещениям дворца, до которых смогли добраться. В приёмной Александра II, занятой под личную канцелярию Керенского, были разбиты шкафы, вскрыты ящики, приготовленные для эвакуации, часть их содержимого разграблена. Всё ломалось, рвалось и портилось. Изорвали мундир Николая I, хранившийся в специальной витрине, с мебели Марии-Антуанетты содрали шёлковую обивку. В кабинете Александра II в щепки разнесли историческое бюро, принадлежавшее его отцу, Евангелие выдрали из серебряного оклада, который бросили тут же. Исторические заметки, записные книжки, письма изорвали на мелкие куски.

В покоях императрицы Марии Александровны оборвали занавеси, выдрали из рам и повредили акварели, сломали мебель.

Были истреблены все изображения царской семьи: картины, портреты, фотографии. Так, в приёмной была изодрана картина, изображающая коронацию Александра III, исколоты штыками портреты родителей императрицы, в клочья разорван портрет Николая II кисти Серова.

Но не только вандализмом отметились посетители, но и грабежом. Из киота (специального шкафчика для икон) были похищены мелкие золотые и серебряные образки и тельные кресты. Пропали многочисленные ювелирные украшения, туалетные и дорожные принадлежности, различные мелкие предметы, такие как солонки и вазочки. Были украдены исторические медали. В биллиардной были похищены биллиардные шары.

В кладовых были опустошены 20 ящиков столового серебра и мелких предметов из золота, 10 ящиков фарфора и изделий из бронзы.

Очевидец событий американский журналист Джон Рид писал, что «некоторые люди из числа всех вообще граждан, которым на протяжении нескольких дней по занятии дворца разрешалось беспрепятственно бродить по его комнатам,…крали и уносили с собой столовое серебро, часы, постельные принадлежности, зеркала, фарфоровые вазы и камни средней ценности».

Кем же были эти вандалы и грабители? По свидетельству дворцовых служителей, толпа состояла из матросов и солдат Павловского, Финляндского и Преображенского полков, а также из лиц «неопределённого звания». Думаю, что и юнкера, которые не смогли защитить Временное правительство, тоже свою руку приложили.

Зимний дворец в первые дни Советской власти

26 октября члены Художественно-исторической комиссии при Зимнем дворце Верещагин и Пиотровский попытались проникнуть во дворец, но их не пропустил воинский караул. А на следующий день члены комиссии были вызваны комендантом дворца, им было поручено установить размер нанесённого ущерба. Обследование дворца проводилось ими несколько дней, по его итогам был подготовлен отчёт, опубликованный в «Журнале Художественно-исторической комиссии при Зимнем дворце». Комиссия пришла к предварительному выводу, что стоимость похищенного может составлять 2-3 миллиона рублей.

Картина Ивана Владимирова «Взятие Зимнего дворца". Источник: bangkokbook.ru
Картина Ивана Владимирова «Взятие Зимнего дворца". Источник: bangkokbook.ru

По инициативе В. И. Ленина при Народном комиссариате просвещения был организован Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, к работе в нём были привлечены специалисты. 30 октября 1917 года нарком просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Тогда же был ликвидирован дворцовый госпиталь, а его постояльцев распределили по другим лазаретам столицы.

В январе 1918 года была образована Комиссия по охране (учету и регистрации) памятников искусства и старины, поместившаяся в Зимнем дворце.

В ноябре 1921 года началась реэвакуация художественных ценностей, вывезенных из Зимнего дворца в годы Первой мировой войны. Были ли возвращены ценности, расхищенные во время и после ареста Временного правительства? Информации нет. Известно только о том, что в мае 1918 Петроградским уголовным розыском были обнаружены и переданы в Зимний дворец 42 медали, похищенные в ночь с 25 на 26 октября 1917 года.

Р.S. Как бы я сама поступила, оказавшись рядом с неохраняемым дворцом 26 октября 1917 года? Боюсь, что перед «сувениром на память» не устояла бы.

Спасибо за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Татьяна.

Источник: Ночь красных вождей. Как на самом деле брали Зимний дворец