Найти в Дзене

Как за 3 дня угробить 2 новые шины на грузовике

В 2009-м году на фабрике по производству рессор для различных автомобилей где я тогда работал патрон решил устроить коллективное увольнение всех работников старше 50 лет. И я попал в так сказать "черный список" -мне было уже 53 года. Чем его не устраивали работники старше 50 лет,которых было более 25 человек я не знаю. Видимо патрон (кстати-сам из рабочих этой фабрики) решил сделать ставку на молодежь,но молодежи кругом дорога и новые молодые рабочие работали на фабрике до 1-й з/платы.а потом увольнялись т.к. з/плата не соответствовала условиям труда. На фабрике было много термической обработки металла,было много газовых горелок,много прессов температура в помещениях была высокой и получать за такую работу з/плату ненамного превышающую минимальную было не интересно. Так что на фабрике не успевали обучать новых рабочих и приходилось делать это на ходу. Всем уволенным выдали соответствующие бумаги с которыми мы обратились в Центр Занятости и мне дали справку ,что я могу не работать в течении 2-х лет с пособием в 622 евро в месяц. Правда по правилам я должен был искать работу и каждые 2 недели отмечаться в Центре Занятости и показывать бумагу со штампиками предприятий,где я искал работу и которые отказали мне в приеме на работу.Но есть один нюанс-я мог искать работу с зарплатой не ниже или равной моему пособию, а в те времена минимальная зарплата в Португалии была 450 евро,так что я особенно не торопился. А потом я устроился на временную работу на фабрике по переработке томата выращенного на полях. Там я работал вместе с одним шофером грузовика,который потерял работу на транспортной фирме и сильно переживал из-за этого. Мужик -португалец рассказывал мне о различных грузовиках,разговаривал со знакомыми шоферами привозящими томат на фабрику. А в ночную 12-часовую смену послушать его было куда интересней,чем без конца будить парня-негра,который днем учился в школе,а по ночам ходил на работу на томатную фабрику.Этот негр-Мануэль работал на водяном мониторе,которым смывают томат из грузовика и при малейшем перерыве в работе Мануэль облокачивался об специальную трубу при помощи которой водяная струя монитора направлялась в нужное место и мгновенно засыпал. Я боялся,что он может во сне разжать руки и упасть с площадки где он находился,поэтому я от души рявкал-"Мануэль -Б....дь! кончай спать!" Мануэль дергался и широко улыбаясь делал вид,что он и не думал спать. Почти вся семья этого негра работал на томатной фабрике,чтобы те 3 месяца,что работает томатная фабрика заработать как можно больше денег. Сестра этого негра работала в химлаборатории,мать-уборщицей в столовой,вот насчет отца-не знаю,возможно он имел постоянную работу на каком-то предприятии. Бедный Мануэл толком не учился и не работал -он все три месяца хотел спать и урывал минутки и на учебе и на работе.А я слушал этого шофера. Я в 2002-м-2005-м году когда работал на томатном поле во время уборки томата много ездил на большом тракторе John Deer с полуприцепом а несколько раз пришлось поездить и на тягаче Скания,так что небольшой опыт вождения грузовика у меня был. А тут я задумался-где искать работу в дальнейшем? Я ехал в Португалию на работу как электрик и электромонтажник,но работа электрика в Европе совершенно другая чем была в СССР -здесь электриков меньше и они более универсальны.Дежурных электриков на предприятиях в Европе нет вовсе. Фирма,которая занимается обслуживанием электрооборудования периодически делает ревизию эле.оборудования,а остальное время работает по вызовам.Видимо так меньше нужно платить за услуги.И как-то постепенно мне в голову пришла идея-можно работать шофером грузовика-тем более все-таки небольшой опыт поездок на грузовике у меня был еще в Союзе и работать шофером это все-таки не кирпичи и раствор на стройке тягать за минимальную зарплату на открытом воздухе. Зарплата шоферов грузовиков по крайней мере вдвое выше минималь ной з/платы. Поговорил с женой и записался в автошколу в ближайшем городе. Тогда подобных школ было немного,потому что оплата обучения в то время была относительно небольшой и автошкол было мало.Это потом,когда я уже получил права с категориями В,С и Е преподаватель сказал,что вышло распоряжение и часы обучения в автошколах увеличивают почти вдвое.Соответственно выросла и плата за обучение и сейчас автошколы есть чуть ли не в каждой деревне.

-2

Я не очень хорошо понимал португальский язык,тем более когда речь была усыпана техническими терминами. Так что прослушав нужное количество часов я купил видеодиск с билетами экзаменов и дома на своем компьютере просто тупо зазубрил ответы на билеты экзамена. Так что теоретическую часть экзамена я сдал без единой ошибки. С вождением грузовика тоже проблем не было ни во время обучения ни во время экзамена. Правда я удивлялся когда инструктор-женщина во время езды на учебном грузовике переключала скорости не выжимая сцепления-у меня так не получалось,вернее я боялся угробить коробку неправильным включением и переключал скорости традиционно. После получения водительского удостоверения с категориями В и С я сразу начал заниматься в автошколе на категорию Е-прицеп. Теорию слушать уже не было нужды-нужно было только набрать необходимое число часов вождения и сдать экзамен. Вождение грузовика с полуприцепом было посложнее,особенно когда нужно было поворачивать задним ходом. Так и после экзамена по вождению экзаменатор сказал-"Вперед-без замечаний,назад-так себе,ну а в общем-пусть ездит" После получения водительского удостоверения я сразу начал искать работу шофером. Пару раз попал в недобросовестные фирмы,которые то платили не все,то закрывались и не платили вовсе. Потом наконец по иронии судьбы я нашел работу на складе,где уже ок. 5 лет работала моя жена. Это был склад фирмы Аушан (в России-Ашан)-Нужно было развозить на грузовике товары и различные продукты по магазинам Аушан. Правда когда я начинал работать магазины назывались почему-то Джумбо и эмблемой их был слон. А лет 5 назад магазины были переименованы в Аушан. Патрон транспортной фирмы куда я устраивался назначил встречу на официне ДАФ принадлежащей ему лично. Я сначала не оценил этой похвальбы,но потом понял,что своих официн в Португалии больше не имеет ни одна транспортная компания-остальные фирмы или держат одного двух механиков на аварийках либо в случае чего обращаются на официны ДАФ,принадлежащие нашему патрону. Так я начал работать на этой фирме. Поначалу было трудно управляться с грузовиком. А как я ставил машину под загрузку приходили посмеяться зеваки. Трудно учиться чему-то новому после 50 -ти лет.Поначалу я возил товары в один магазин,с самыми большими продажами -магазин Аушан (тогда Джумбо) в Алмаде-Я делал две ходки в день и это занимало от 10 до 12 часов каждый день. Субботы на фирме рабочие а выходной-воскресенье и каждый 2-й понедельник. Каждый день туда увозили товары и продукты 6-8 больших фур. От склада до этого магазина не так далеко-ок. 60 км,но проблема в том,что нужно переезжать по мосту им. 25 апреля на другой берег реки Тежу,а дорога на этот мост после 9 часов утра бывает сильно загружена так же как и обратная дорога так что приходилось стоять в пробках. Кроме того,когда увозишь много товара на палетах нужно везти обратно пустые палеты,а это время-загрузить палеты,разгрузить их на складе Аушан,но правда как обрадовалась моя жена когда я получил первую з/плату-более 1200 евро-так что можно было продолжать работу.Я насчет з/платы могу сказать-за почти 10 лет,что я работаю на этой фирме не было ни одного случая задержки з/платы-можно было быть уверенным-в последний рабочий день месяца зарплата поступит на твой банковский счет в полном обьеме.

Бывший Джумбо,теперь Аушан в Авейро (Португалия)
Бывший Джумбо,теперь Аушан в Авейро (Португалия)
Визеу (Vizeu)
Визеу (Vizeu)

Постепенно я стал ездить и в другие магазины.Стал работать с 2-х часов ночи,чтобы загрузить фрукты и охлажденные йогурты и к 5-6 часам утра привезти их в магазин. Для этого я стал ездить с фурой-рефрижератором. И случай о котором я хочу рассказать произошел лет 5 назад. Я в то время ок.3-х часов ночи ставил грузовик под загрузку на складе и при помощи моты грузил фрукты и охлажденные йогурты в фуру-рефрижератор. ок. 4.30 нужно было выезжать в магазин.

Как-то раз у меня был выходной понедельник,а во вторник выйдя на работу я увидел что на грузовике,на котором я тогда работал передние шины новые. Кто-то по распоряжению нашего инженера движения сгонял грузовик на официну и там заменили передние шины на новые. Ну,новые шины-это хорошо-я загрузился и поехал в магазин.Но по дороге я почуствовал,что что-то не то-на поворотах грузовик вел себя как-то странно -появлялись вибрация и какой-то шум. Утром я позвонил инженеру движения которого звали Элдер (Helder) и спросил "Элдер,спасибо за новые шины,а схождение после замены отрегулировали? Что-то грузовик как-то не так едет" Элдеру в то время было около 25 лет и отличался он какой-то рассеяностью и пофигизмом. Он мне ответил что колеса после замены были отрегулированы на стенде и бумага об этом лежит у него. Я сказал-"Хорошо" На следующий день я снова проехал ок. 350 км. по различным магазинам и когда приехал на центральный склад,где мы оставляли грузовики на ночь я увидел нашего начальника вместе с Элдером.Я остановился и подозвал начальника к грузовику сказал-"По-моему передние колеса на грузовике не отрегулированы на схождение-вот посмотрите-" и провел ладонью по шине-были ясно ощутимы небольшие бугорки,как елочка на беговой дорожке шины. Начальник сказал-"Завтра езжай утром в Сетубал,отвези фрукты и йогурты,потом загрузишь соки в Альмериме и после разгрузки на Аушане поезжай на официну и сделай там схождение передних колес. Так и решили. На следующий день я в 2 часа ночи приехал на холодный склад,загрузил на моте фрукты и йогурты и в 4.30 поехал в Сетубал. Дорога была хорошая,машина шла без помех 90 км/час.Тревогу вызывал негромкий звук непонятно откуда исходивший.На поворотах он усиливался,на прямых стихал.Через час с небольшим я приехал в Сетубал,отметился о приезде и стал ждать вызова на разгрузку который должен появится на специальном табло возле вьездных ворот.В Сетубал я заезжал обычно 2-м ,после грузовика,который привозил в этот магазин рыбу с рыбной фабрики в г. Пенише.Вскоре прозвучала сирена и на табло высветился номер моего грузовика. В этом магазине традиционно самая быстрая разгрузка изо всех магазинов Аушан. Шеф достаточно молодой-сам работает и всем своим подчиненным поддает бодрости. Так что за 40 минут разгрузили все палеты,подписали транспортные документы и я выехал через выездные ворота.Расстояние Сетубал -Альмерим -около 100 км. Дорога до половины хорошая,а вторая половина-так себе -сплошные городки,поселки,в общем-не разгонишься. Шум от колес постепенно становился все громче.

Аушан.Сетубал
Аушан.Сетубал

Доехал до Алмерима,заехал на территорию фирмы,где разливают по тетрапаковым упаковкам различные соки. На специальном экране вбил свои данные,номер загрузки и буквально через минуту пискнул мой рабочий мобильный телефон,оповещая меня о том,что пришло СМС-сообщение. Так-пришло сообщение с указанием куда ставить грузовик под загрузку. Подогнал грузовик загрузочному порту. Одел ботинки с защищенными носками и светорефлекторный жилет и пошел внутрь -контролировать загрузку на всякий случай.Раньше здесь сами шофера грузили свои грузовики и я тоже грузил,разумеется,так что опыт у меня был и немалый. Проследил за загрузкой-палетов было много-36 так что 3 палета пришлось специальным подьемником ставить на другие палеты,чтобы все влезло в фуру т.к. нормально в фуру входит 33 палета.

Альмерим.Фабрика.
Альмерим.Фабрика.

Загрузился,оформил бумаги и потрогал передние шины-рисунка уже не было и меня стали терзать смутные сомнения доеду ли я на этих шинах до склада Аушан ведь ехать около часа на нормальной скорости. Но что делать-пока шины есть надо ехать я мысленно перекрестился и поехал не спеша.Шины уже издавали какой-то шелест так что я ехал ок. 60 км/ час.На подьезде к Сантарему я услышал,что об асфальт уже шуршит металлический корд и почуял "5-й точкой" что сейчас что-то будет. В шинах легкового автомобиля давление не превышает 2.5-3 атмосферы и в случае разрыва шины звук не очень громкий,но он есть,а в шинах грузового автомобиля давление ок. 9 атмосфер и в случае разрыва шины звук получается втрое сильнее-как из пушки. Так что именно такой звук раздался от левой передней шины когда я медленно ехал по широкой обочине дороги а по соседней полосе мимо проезжала легковушка с женщиной -водителем.От такого взрыва женщина уже обьехавшая мой грузовик резко перестроилась на широкую обочину впереди меня и выскочив из машины стала осматривать колеса своей легковушки.Потом посмотрела на меня -я сделал вид,что очень заинтересовано смотрю в правые зеркала потом женщина увидела лохмотья резины на диске вместо левого переднего колеса облегченно вздохнула,как-то резко села в машину и уехала. Я достал рабочий мобильник и обрадовал Элдера-"Шеф-левое переднее колесо лопнуло,правое вот-вот лопнет. Я нахожусь на дороге возле Санторема" Элдер сказал-"Фодас! Жди аварийку" Ну "фодас" по португальски это вообще-то нецензурное слово, кстати единственное нецензурное слово-беден португальский язык на подобное,но употребляется оно часто и мужчинами и женщинами,так что перевод примерно-"Черт побери!".Примерно через час подьехала аварийка с официны с 2 шинами.Рабочий с официны осмотрел лопнувшую шину,осмотрел правую переднюю и ничего не сказал,только покрутил головой. Португальцы вообще осторожны на слова и тем более на слова о начальстве. Он попросил проехать чуть вперед чтобы было удобнее менять колеса и потом мы приступили к замене.В аварийке было все необходимое для замены так что где-то часа за полтора мы поменяли оба колеса и рабочий попрощался и уехал,а я произнося про себя далеко не безобидные русские слова поехал на базу Аушан. Там я подождал вызова на разгрузку и разгрузил наконец палеты с соком. И сразу,отцепив полуприцеп я поехал на официну делать схождение. Там тот же рабочий,что менял колеса грузовика на дороге помог мне загнать грузовик на стенд и минут за 40 отрегулировал передние колеса.Потом с легким присвистом отдал мне бумагу со значениями старых и новых параметров -там были цифры выходившие на 4-5 градусов за норму а в глазах у него был немой вопрос-"Как так?" Я тихонько сказал-"Я трижды звонил Элдеру,но он сказал,что все хорошо" Рабочий-португалец услыхал про Элдера улыбнулся,покрутил головой и сказал-"Счастливого пути!"

P-S-С тех пор прошло более 5 лет. Все действующие лица рассказа так и работают на своих местах кроме грузовика-грузовик примерно через год продали другой транспортной фирме .Я после этого случая перестал доверять словам Элдера и перепроверяю все,что касается готовности грузовика к работе.

-7
Маршрут движения в день,описанный в рассказе.
Маршрут движения в день,описанный в рассказе.