Больше всего на свете я не люблю, когда рекламщики заимствуют уже ставшие любимыми образы, музыку и тексты, заставляя их работать на себя. Конечно, в юридическом смысле назвать это воровством нельзя, поскольку создатели присвоенного получают положенное по закону, т.е. "авторские". Но мы-то, простые зрители, ничего не получаем! Хотя и у нас тоже крадут! Заменяют в подсознании полюбившийся оригинал на дешевую подделку.
Не знаю, как у вас, а у меня много лет назад украли кота Матроскина. Милый сердцу котик из мультяшной деревни Простоквашино, превратился в лицо бренда «Простоквашино» и продает его продукцию с утра до вечера. Причем работает котик (как и все советское!) отменно! Говорят, «Простоквашино» в рекордные сроки стал одним из самых преуспевающих брендов на нашем рынке. А все потому, что у нас беззастенчиво украли часть той любви, которая была адресована герою мультика, и перенаправили ее на молочную продукцию.
Вот так! Был у меня милый котик с приятным мурлыкающим голосом Олега Табакова…
А стал кот-бизнесмен, выдавливающий из себя фальшивое мурлыканье "под Олега Табакова", и, простите, впаривающий, впаривающий, впаривающий свой товар!
Или песенка из фильма «Кавказская пленница»…
Любовь или фастфуд?
История из жизни.
Минувшим летом мы с подругой гуляли в городском парке. Его недавно реконструировали. Не так чтобы сильно… Просто проложили дорожки и настроили кучу кафешек и пиццерий. Наверное, чтобы «отбить» затраты.
Мы в кафешки не пошли – дефилировали рядом. Проходя мимо одного из заведений с белым медведем на вывеске (очевидно, там угощали мороженым), услышали знакомую с детства мелодию. И, не сговариваясь, дружно запели: «Где-то на белом свете…»
Дальше партии разошлись. Я пропела: «…Там, где всегда мороз…» А подруга: «…Там, где всегда нас ждут…» Когда я спросила, поняла ли она, что пропела, подруга сначала удивилась. Дескать, что не так? А, сообразив, начала объяснять: «Это я, когда вышла на пенсию и купила себе новый телевизор, днями напролет смотрела и слушала всё подряд. А тогда как раз крутили рекламу Макдональдса». Помните тот «шедевр»?
«Где-то на белом свете,
там, где всегда нас ждут,
крутятся роллы эти,
вкус их очень крут…» (С него, кстати, я и начала этот канал. См. ссылку внизу.)
Вот и получается: была у подруги песня про любовь и медведей, а стала - про роллы и бургеры. Был образ танцующей Нины, влюбленного Шурика и блаженство в душе, а стал – новый телевизор, роллы и название бренда, въевшееся в мозг, как грязь на платье!
Впрочем, бывают и более тонкие способы заимствования. Такие тонкие, что не сразу и поймешь, украли или… просветили. И что делать, не знаешь: казнить или миловать?
Часть 1. Казнить!
Видели рекламу обезболивающего препарата? Точнее, препарата от разных видов боли в животе. Там еще слоган, на мой взгляд, удачный: «Когда болит где-то тут!»
Он отлично передает главное, что хотели сказать: не знаешь, что и где болит – бери это, не промахнешься!
Словом, к слогану у меня претензий нет. Зато огромные претензии к картинке! Точнее, вот к этой ее части.
Дело в том, что «NB» для меня – это «Не забыть!», «Обратить особое внимание!», «Это важно!». Сколько себя помню, использую аббревиатуру «нота бене», точнее, «nota bene», в качестве особой пометки на полях. В книгах, блокнотах, ежедневниках – везде!
Вот, например, 2 записи из старого блокнота. Первая означает: «Не забыть, что дала книгу «Этика» коллеге по работе».
А вторая – что «КЧР» («Критику чистого разума») читает бывшая студентка. (Кстати, судя по тому, что эта пометка не зачеркнута, «Критику» таки "зачитали".)
Даже в художественной литературе делаю пометки. Это не только удобно, но и... познавательно. Через много лет будет интересно узнать, что считала важным когда-то. Или , что считали важным родители, если пометку сделали они. Это помогает лучше узнать себя и их, родителей.
Вот, например, старая пометка в повестях и рассказах Пелевина (сделана лет 15 назад!).Сейчас для меня это просто интересная фраза, а не то, что стоило бы запомнить.
Но, вернемся к рекламе! По-моему, маркетологи препарата решили сработать на нашем подсознании. Увидев «NB» в рекламе или на упаковке в аптеке, мы на подсознательном уровне воспримем это как «нота бене», т.е. «Это важно!», и купим!
Так что креатив рекламщиков, на мой взгляд, ворованный. Но только на мой … Подруга думает иначе.
Часть 2. Миловать!
Когда «разоблачительная» статья уже зрела в моей голове, в гости пришла бывшая ученица. Поболтать, поделиться мыслями... (Она сейчас тоже читает лекции по маркетингу и рекламе.) Услышав претензии к авторам ролика, она заявила, что я не знаю действительности. По ее словам, сейчас мало кто знает, что такое «нота бене». Поэтому «NB» многие воспримут исключительно как сокращенное название препарата. А если кто-то и решит «прогуглить тему», или прочтет вот эту статью, то узнает вдобавок и про «nota bene». А это значит, что рекламщики делают благое дело – просвещают народ.
Теперь я в замешательстве: ругать или хвалить?
Помогите, пожалуйста! Напишите, вас рекламщики обокрали? Или обогатили новыми знаниями?
Впрочем, для меня лично это мало что меняет… Меня обокрали, как говорится, "по-любому" Теперь не смогу так беспечно метить все важное любимым иероглифом. Название препарата уже засело в моей голове. И вряд ли вытравится. Боюсь, теперь так и будет преследовать оригинал черной тенью отца Гамлета…
С уважением, Аннет 007... навеки обворованная рекламщиками!