Найти в Дзене

Нет водителей на новые автобусы

Оглавление

А вы знаете, это вовсе не шутка? Это уже стало проблемой для крупных городов. И вопрос даже не только в водителях и столько в водителях, а в уже накрывающей нас тотальной нехватке рабочих рук. Об этом много лет писали как о надвигающемся глобальном потеплении. И относились к этому так же. Только вот потепление или похолодание наступает раз в несколько сотен тысяч лет, а волнообразная нехватка рабочего люда – раз в 25-30 лет. Понимаете же, что такое этот период в масштабах вселенной?

Решаема ли проблема?

На самом деле решение лежит на поверхности. Каждый, кто работает сейчас или работал ранее в любой отрасли, будь то производственная или сфера услуг, знает почему люди уходят с одного места на другое. Банальная зарплата.

Сейчас и предприниматель, и государство в лице тех же муниципальных учреждений и организаций выступает в роли самого что ни на есть буржуя. Со всеми его атрибутами. Буржую всегда нужно было, чтобы наёмные люди работали и приносили прибыли больше, при этом получали меньше. А люди хотят обратного – меньше работать и больше получать. Вот и бегают в поисках такого места.

Итак, решение проблемы – повышение зарплаты. Не символическое, а существенное. Если городская власть хочет иметь более-менее стабильный штат водителе для двусменной работы, то зарплата водителей должна быть конкурентной по сравнению с другими профессиями, требующими аналогичной квалификации и опыта.

Новые автобусы для Ставрополя
Новые автобусы для Ставрополя

Как же удерживать людей?

Для буржуя и эта задача не бесплатная, иначе он бы её решил в два счёта. Нужно улучшать условия труда водителей. Помимо удобного рабочего места, у водителя должна быть возможность отдыха во время работы. При этом график движения транспорта на маршрутах не должен страдать. При каких условиях это возможно? Когда на маршруте достаточное количество машин, во-первых, и каждая машина обеспечена сменным водителем.

Теперь вспомните, когда пассажиры выводят водителя из себя всевозможными вопросами. А задача водителя – ездить по графику, без нарушения правил, а ещё получить оплату с пассажира и выдать ему сдачу. Вся остальная информативная часть должна быть в салоне в виде вывесок, а ещё лучше с автоматизированным голосовым оповещением. Да, затраты. Зато водитель к концу своей смены не будет выглядеть как выжатый лимон. И у него не будет постоянного желания сбежать с этой работы куда-нибудь на дальнобойщика.

Водителей с нужной категорией прав всё же не хватает?

Опять же её может решить работодатель за свой счёт. Полностью за свой счёт, а не перекладывая на потенциального водителя часть своих трат. Ведь были же раньше программ профессионального обучения водителей? Почему бы их не воссоздать снова, раз уж проблема уже накрыла нас.

Это ещё и время. Много времени. Особенно если человека взяли с улицы и максимум что у него было, водительские права на свою легковушку. А ещё и опыт, которого в учебном классе не наберёшься. Нужен ещё и наставник, как выясняется. Они тоже не стоят в очереди за дверями отдела кадров. А их цена тоже не малая.

И не обязательно, чтобы все эти проблемы решала сама муниципальная транспортная компания. Их решение можно передать частной компании, стимулировав её к выполнению этих обязанностей. Ещё лучше, если муниципальные власти войдут в состав учредителей такой компании. Тогда можно будет и напрямую со финансировать на начальном этапе работу этих компаний. То есть, даже видимый со стороны набор действий, способен решить эту проблему тоже.
Большие комфортабельные автобусы уже на городских маршрутах
Большие комфортабельные автобусы уже на городских маршрутах

Вывод из сказанного простой: обучите, создайте условия и платите, чтобы люди приходили на эту работу надолго. Опытный водитель, которого может вырастить компания, станет в будущем бесценным капиталом. Удержание опытных водителей будет обходиться дороже, но потеря его приведёт к кратно большим убыткам.

По этой конкретной теме можно было бы рассмотреть ещё несколько вариантов решения проблемы, но я решил остановиться на этих, на мой взгляд, универсальных методах. Они, уверен, подходят почти для любой другой отрасли хозяйства.

А главный вывод я бы хотел выразить так: пока не наступит перелом, когда условный буржуй не поймёт, что людей становится всё меньше, и оставшимся нужно платить достойную зарплату, положение будет усугубляться, причём во всех отраслях. Ресурс для перетока рабочей силы уже подошёл к концу. Нехватка водителей для пассажирского транспорта – лишь первый звоночек. Впереди большой гудок.