Найти тему

Он изобрел современную скульптуру: ОГЮСТ РОДЕН

Оглавление

Мастерство Огюста Родена в области формы, фактуры поверхности и передачи движения в скульптуре вернуло этому виду искусства статус одного из основных после длительного периода упадка.

Огюст Роден
Огюст Роден

Огюст Роден родился в небогатой семье мелкого чиновника, 4 ноября 1840 года. Закончив бесплатную художественную школу, Огюст попытался поступить в лучший художественный институт Франции, Школу изящных искусств, но ему отказали, причем трижды. В результате Родену пришлось заняться лепкой орнаментов, ремонтом памятников, ассистировать «настоящим» скульпторам. При этом он создал фигуры, украшающие здание биржи в Брюсселе, и успел поработать на фабрике фарфора в Севре. Так Роден зарабатывал себе на жизнь до 40 лет.

Брюссельская фондовая биржа
Брюссельская фондовая биржа

В 1875 году он посетил Италию, где знакомство с творчеством Микеланджело разожгло его амбиции. Работая по вечерам, Роден создал несколько небольших скульптур и предложил выставить их в «Салоне» (одной из парижских галерей), но их не приняли. Зато первая же крупная скульптура Родена вызвала настоящую сенсацию - и скандал. Скульптура «Бронзовый век» (1876), фигура молодого обнаженного мужчины, была настолько реалистична, что Родена обвинили в том, что он сделал отливку с натурщика.

Огюст Роден, Бронзовый век, 1876
Огюст Роден, Бронзовый век, 1876

Граждане Кале

Вскоре беспочвенность обвинений стала очевидна, а когда скульптуру «Святой Иоанн-креститель» (1878) приобрело государство, Родена стали признавать выдающимся скульптором.

Огюст Роден, Святой Иоанн-креститель, 1878
Огюст Роден, Святой Иоанн-креститель, 1878

Но некоторые его работы продолжали вызывать резонанс в обществе. Когда городские власти города Кале заказали Родену скульптуру «Граждане Кале» (1800), они ожидали увидеть героев, готовых ценой жизни спасти свой город от английского короля Эдуарда III, а вместо этого их взору предстало отчаяние обреченных.

Огюст Роден, Граждане Кале, 1800
Огюст Роден, Граждане Кале, 1800

Как и многие другие заказные работы Родена, эта композиция сначала вызвала бурю возмущения и лишь затем была с неохотой принята. Роден всегда работал с живыми натурщиками и мастерски передавал в своих скульптурах движение. Тонко чувствовал он и игру света на бронзе и мраморе. Игру света усиливала фактура, и Роден повергал своих современников в шок, оставляя части скульптур необработанными. Отличный пример использования этого приема - одна из наиболее известных его работ, «Поцелуй» (1889), в которой тела влюбленных обработаны очень тонко, в то время как камень под ними лишь грубо отесан.

Огюст Роден, Поцелуй, 1889
Огюст Роден, Поцелуй, 1889

Некоторые созданные Роденом скульптуры выступают из камня лишь наполовину. Это удивляло зрителей, привыкших к гладким статуям.

Огюст Роден, Данаида, 1901
Огюст Роден, Данаида, 1901

Поражали и созданные Роденом «фрагменты» - кисти рук или отдельные торсы, которые скульптор считал самодостаточными произведениями искусства.

Огюст Роден, Молящиеся руки, 1908
Огюст Роден, Молящиеся руки, 1908

Начиная работу с натуры, Роден изменял и преувеличивал пропорции скульптуры, выражая таким образом эмоции. Несмотря на всю свою оригинальность, его работы по духу соответствуют романтизму XIX века, для которого характерны образы любви, ярости и смерти. В гигантской композиции «Врата ада», задуманной как портал у входа в новый музей, но так и не законченной, фигуры корчатся от боли и отчаяния.

Части этой композиции были отлиты в бронзе лишь после смерти скульптора. Роден работал над «Вратами» несколько десятилетий, некоторые из задуманных для этой композиции фигур превратились в самостоятельные работы. И «Поцелуй», и столь известный «Мыслитель» (1888) появились именно так.

Огюст Роден, Мыслитель, 1888
Огюст Роден, Мыслитель, 1888

Неудержимый Бальзак

Последний из великих памятников Родена - скульптура французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850), облик которого был хорошо известен по фотографиям и портретам. Но «Бальзак» (1897) Родена мало походил на портреты - романист был изваян в виде таинственной, закутанной в плащ фигуры с всклокоченными волосами, скорее символизирующей стихийную силу гения, нежели изображающей конкретного человека.

Общество было в ужасе! Но скандальность лишь делала Родена более знаменитым. Вершины признания он достиг в 1900 году, когда на Международной выставке в Париже ему отвели отдельный павильон, в котором были выставлены 150 работ скульптора.

Роден умер у себя дома в Медоне 17 ноября 1917 года. Все свои работы он завещал Франции с тем, чтобы они навеки были выставлены в его парижской студии, где сейчас располагается музей творчества великого мастера.

Мастерская Родена в Медоне
Мастерская Родена в Медоне

Читайте также: