Один из величайших скульпторов XX века, Константин Бранкузи начал свой жизненный путь неграмотным крестьянином в Богом забытом румынском селе.
Константин Брынкушь (Бранкузи) родился 21 февраля 1876 года в Румынии. Родители будущего скульптора были бедны - Брынкушь не ходил в школу, а письму и чтению обучился самостоятельно в 18 лет. С девяти лет мальчику приходилось зарабатывать на жизнь, прислуживая в трактире, пока он не обучился резьбе по дереву. Влияние этого вида румынского народного творчества сказывалось в дальнейшей работе скульптора: Брынкушь часто вырезал свои работы из дерева, прежде чем облечь их в мрамор или бронзу.
Однажды юному Константину улыбнулась удача - один состоятельный господин решил оплатить учебу талантливого юноши в школе ремесел в Крайове - городке, где тогда жил Константин. Свое образование Брынкушь продолжил в Школе изящных искусств в Бухаресте. После четырех лет в Бухаресте молодой скульптор решает отправиться в Париж - центр культурной жизни Европы, где работал законодатель вкусов в скульптуре того времени Огюст Роден.
Прибытие в Париж
Из Бухареста Брынкушь направился в Мюнхен, а оттуда летом 1904 года - в Париж, преодолев большую часть расстояния пешком. Два года Брынкушь обучался в престижной Школе изящных искусств, и чтобы заработать на жизнь, брался за любую работу. С 1906 года Брынкушь принимает активное участие в выставках и производит впечатление на самого Родена, который предлагает ему работу помощника. Несмотря на нужду, Брынкушь отказывается от выгодного предложения из страха, что гений Родена не даст развиваться его собственному таланту. «Ничто не растет хорошо в тени большого дерева», - ответил он. Решение оказалось правильным. К 1910 году, когда Роден создал знаменитый «Поцелуй», Брынкушь выработал свой отчетливый индивидуальный стиль и собственное направление в искусстве скульптуры.
Суть вещей
Брынкушь намеревался не уйти от реальности, а, напротив, исследовать ее вглубь, дойти до сути вещей. По его убеждению, это невозможно сделать путем создания фотографического подобия: «Реальна не внешняя форма, а суть вещей». Для Бранкузи творчество содержало в себе элемент религиозных исканий. Творческие поиски скульптора вращались вокруг нескольких тем, над которыми он работал долгие годы, постоянно шлифуя созданные образы. Работа над этими произведениями началась со «Спящей музы» (1908 год), изображающей женскую голову в стиле Родена.
Линии лица красиво очерчены, голова наклонена и лежит неподвижно - это воплощенный образ спящей музы. В последующих версиях, начиная с 1910 года, голова крепится уже к другим деталям, черты упрощены, а контуры яйцеобразны.
В «Новорожденном» (1915 год) «яйцеобразность» становится ключевым элементом, который придает еще более глубокий, космогонический смысл.
«Началу мира» (1924 год) Брынкушь дал альтернативное название «Скульптура для слепого», привлекая внимание к осязаемым качествам гладкой, ровной, отполированной поверхности и яйцеобразной форме скульптуры.
Птицы в пространстве
Образу птицы посвящены самые знаменитые работы Бранкузи. Первоначально этот мотив возник при создании скульптуры «Maiastra» (1912 год), изображающей мифическую птицу, которая, согласно румынской народной сказке, провела юного героя через лес к месту заточения прекрасной принцессы.
В целом с 1912 по 1940 год Бранкузи создал почти тридцать таких фигур, большая часть которых известны как «Птицы в пространстве». Самая известная версия, бронзовая скульптура 1919 года - вертикальный, немного изогнутый, тщательно отполированный объект без каких бы то ни было «реалистичных» черт, по которым можно было бы идентифицировать его, но с чрезвычайно сильным ощущением грациозного и мощного движения вверх: кажется, что объект вот-вот взметнется в воздух.
Бранкузи создал и другие яркие серии скульптур, изображающие животных - тюленей, рыб, черепах - в дереве, бронзе и мраморе. Подобно другим авангардистам, Бранкузи столкнулся с яростным сопротивлением традиционалистов. Когда в 1920 году скульптор выставил свои работы в парижском «Независимом салоне», одну из работ объявили непристойной и ему пришлось иметь дело с полицией.
К тому времени творчество Бранкузи привлекло внимание ценителей искусства и коллекционеров в США. Но и здесь в 1926 году случился казус: когда скульптор послал свою работу «Птица в пространстве» на выставку в Америке, работники таможни отказались поверить, что провозимая фигура - произведение искусства, а не «промышленный объект». Лишь спустя два года судебные разбирательства принесли победу автору.
К 1930 году гениальный новатор получил всемирное признание. В 1937 году скульптор посетил Румынию, чтобы наблюдать за установкой нескольких своих скульптур в общественных парках Тыргу-Жиу - городка, где он работал когда-то еще мальчишкой.
Несмотря на привязанность к родине, Бранкузи в 1952 году получил французское гражданство и провел остаток жизни в Париже вплоть до своей смерти в 1957 году. Свою студию и все скульптуры в ней Бранкузи завещал парижскому Музею современного искусства, где и сейчас выставлены многие его работы.