Найти тему
Сергей Михеев

Не вижу смысла в самообмане ни в какой жизненной ситуации

Видел в соцсетях, что сейчас активно продвигается обучение для школьников. Смысл этих обучающих курсов: «Мы научим ребенка думать заново после YouTube и TikTok». Основной посыл: «Знание базы - это точные науки, развитие логики, изучение языков, что стимулирует развитие всех остальных функций мозга, и это всё интереснее, чем глупое поглощение коротких видеороликов или онлайн-стрелялки». В такой крен идёт обучение, но тоже онлайн-обучение. Стрелялки – это хорошо, но нужно ребенка развивать, готовить к жизни, к большому миру.

Сергей Михеев: Абсолютно согласен, заход правильный. Здравый смысл требует того, чтобы мы спасали своих детей от того, что многие из них погрузились в совершенно ненормальный виртуальный мир. Он как минимум отучает их думать, что-то делать и делает их более беспомощными, когда они входят в эту жизнь. Этот затянувшийся до невероятности период детства затрудняет переход во взрослую жизнь, который рано или поздно происходит. Поэтому к этим вещам надо готовить, тем более, что и мир вокруг нас довольно сложный, и многое другое происходит из того, что заставляет думать самому.

Ты попадаешь в экстремальную ситуацию, тебе надо принимать решение самому, и никакой Интернет, никакой TikTokне подскажет. И если ты ничего не умеешь делать руками, кроме как нажимать на кнопки телефона, то ты пропал.

Можно в телефоне набрать, и подсказка выскачет в Rutube, как что делать.

Сергей Михеев: Это если у вас есть связь! Иногда это на грани жизни и смерти. Я не считаю, что это устарело. Какие-то навыки работы руками очень важны. Они развивают ваши умения, умственные способности, способности быстро реагировать физически, ориентация в пространстве. Когда ты умеешь какие-то вещи, ты начинаешь чувствовать себя увереннее. А уверенность – это то, чего нашим детям часто не хватает. Они научились между собой общаться на своём «птичьем» языке по телефону и делать вид, что они понимают что-то, чего мы, взрослые, не понимаем. А в реальности они чувствуют себя очень неуверенно. Большинство из них очень плохо говорят, потому что они всё время что-то смотрят. Сами не читают и не пишут, а постоянно смотрят, причем короткие картинки. Многие не могут толком объяснить свои мысли.

А если есть просьба или задание что-то сделать руками, это приводит их в абсолютный ступор, потому что они этого не умеют, не знают, не понимают. Они привыкли только поглощать видеоинформацию. Поэтому вытаскивать их оттуда или находить какое-то более гармоничное, взвешенное сочетание (как с играми в Казани) - это очень актуальная задача. Вы зачитали: «Давайте научим их заново думать» - очень амбициозный девиз. Я с ним согласен, хотя это будет очень непросто. Но хотя бы уравновесить, найти здравую середину между этими вещами, чтобы они не пропадали окончательно. Я думаю, это очень правильно.

Я не знаю, насколько они популярны. С другой стороны, и точные науки, и логика, и языки - это всё должна школа давать. Почему-то сейчас это всё проводят онлайн.

Сергей Михеев: За этим, наверное, есть какой-то бизнес.

Понятно, что бизнес. Может быть проще найти клиентов в Интернет-пространстве, где сидят родители и дети: «Что зря торчишь в TikTok? Давай мы тебя латыни поучим».

Сергей Михеев: Со школой есть проблема. Мы стараемся нашпиговать наши школы огромным количеством оборудования. Это, конечно, нужно, но само по себе заменой обычной доски на электронную, или заменой парт со старых на новые, или установкой компьютеров вы качество обучения не повышаете. Вы говорите насчет онлайн-курсов, преподавателей, репетиторов. Но есть проблема с качеством преподавания.

В учителях, в методичках? В чём проблема?

Сергей Михеев: И в учителях, и в методичках. Может быть не хватает часов, может быть внимания, может быть дети стали более разболтанные. Тут комплексная проблема. Иногда для сдачи выпускных экзаменов не хватает ребёнку того, что он в классе проходит. У каждого индивидуальные особенности, и для него надо нанимать репетитора, чтобы он его подтянул к уровню сдачи экзамена. Тем более, если он собрался поступать в ВУЗ. Это первое.

Второе: эти вещи не должны идти вместе со школой. Конечно, школа и семья - это «альфа и омега» воспитания и образования. Но как вспомогательные вещи - как то, что может еще что-то внести в образование и воспитание - онлайн-образование, самообразование тоже может иметь место быть. Если будут найдены более здоровые акценты с точки зрения того, чтобы вытащить детей из телефонов, то почему бы нет? Хотя для кого-то это просто удачный бизнес-ход.

Уже пошла тема: все согласны с тем, что нехорошо, что дети часами пялятся в TikTok. А что хорошо? Хорошо книжки читать, но заставить не можем. Что сделать? Вам в этом деле поможет опытный преподаватель: стоимость занятия такая-то (смеется). Ну, пусть так! Лишь бы результат был положительный.

Достаточно бурно обсуждались новые методические рекомендации по организации домашней работы для школьников. Их обновил Институт стратегии развития образования при Министерстве просвещения. Преподносилось, что это новые методические рекомендации, но выяснилось, что это всё повторение того, что уже давно есть! Просто еще раз напомнили школам и преподавателям, что, например, в самых первых классах нельзя домой задавать домашние задания; детям чуть постарше нельзя на выходные задавать домашние задания. Учителя говорят: «Это всё уже было, а сейчас вновь повторили. Но как нам эту всю программу впихнуть в учебный час в школе? И мы поэтому вам домашнее задание на выходные задаем, рекомендуем это почитать. Но будет ли это учитываться, прочли вы или нет, при выставлении оценок?» Все очень просто.

Сергей Михеев: Какой-то самообман получается. Я не вижу в этом смысла. На самом деле без домашнего задания программу освоить невозможно. Может быть от домашнего задания даже есть польза: дети часть свободного времени отдают полезному занятию. Хорошо, давайте не задавать домашние задания: что ребенок будет делать оставшуюся половину дня?

Времени нет. Даже половины дня нет. У меня племянница сейчас учится в школе: она приходит из школы и садится делать до вечера все домашние задания, которые задали в школе. Там дай Бог час выкроится пойти погулять.

Сергей Михеев: Да, я подтверждаю по своим детям, которые, правда, в основном, уже отучились. Ни за час, ни за полтора часа ты этого сделать не можешь. И на выходных тоже приходится делать. Некоторые говорят, что дети стали такие неправильные в связи со всеми телефонами, Интернетом и т.д. У них рассеянное сознание, им трудно сосредоточиться. Наверное, и это тоже есть. Поэтому они дольше делают домашние задания. Но вспоминаю советскую школу, когда я учился: чтобы за час делать все домашние задания, такого не было. Сейчас они 11 лет учатся. 11 лет, конечно, очень много. Но, с другой стороны, мы по субботам учились. А почему суббота была учебная? Потому что программу было трудно запихнуть в те часы. Пусть специалисты всё это решают, но я никогда не вижу смысла в самообмане ни в какой жизненной ситуации. Если это не так, зачем вы морочите голову, что якобы это так? Это же не экстремальная ситуация, связанная с гостайной! Решите как-нибудь, чтобы было оптимально.

Вы понимаете, что невозможно сделать так, как у вас написано в рекомендациях. Вы рекомендации поменяйте, или сократите программу, или признайте, что это так, и ищите способы другого решения этих проблем! Я помню, что раньше была продленка – то есть делаем домашнее задание с помощью учителя. Это реально помогало. Может быть что-то из этого вспомнить? Еще можно обсудить, стоит ли давать им столько информации и, если стоит, то какую.