21 февраля отмечается Всемирный день экскурсовода. Праздник специалистов, которые не просто знакомят, рассказывают о различных достопримечательностях, но и помогают туристам полностью окунуться в атмосферу города.
Ирина Владимировна Кедрова, экскурсовод, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства» рассказала нам о внутрянке работы и в конце дала несколько советов по речи.
Что самое интересное в профессии экскурсовода?
– Самое интересное в профессии получать, конечно же, большую радость во время работы, после - когда тебя с благодарностями не отпускают туристы, и, когда подучаешь запрос на новую тему экскурсии и ныряешь в разработку маршрута, написание рассказа, поиск неизведанного ранее.
Какое должно быть отношение экскурсовода с историческими объектами?
– С историческими объектами отношение должно быть уважительное: они тоже, как и люди разновозрастные, разнохарактерные, с разными внешними данными, некоторые хотят только строгости, а другие - весёлые, задорные, таинственные, лайтовые, но необходимо правдиво о них рассказать, даже если это только легенды и мифы.
Топ-5 «НЕ» у экскурсовода.
- Не приходим к туристам с плохим настроением.
- Не рассказываем не правду (кроме баек, легенд).
- Не зная ответа на вопрос, обязательно сообщить, что данный вопрос очень интересен и «мы вместе найдем ответ на него!».
- Не показываем открыто, что туристы «немного не правы в своих рассуждениях».
- Не прощаемся, а наоборот приглашаем в гости ещё раз.
Какими качествами должен обладать экскурсовод?
– Также, как и в любом деле - ответственность, профессионализм, умение принимать критику, самообразование, конечно нужно креативить, чувствовать туристов, их запросы, пожелания, эмоции.
Какие приемы используете, чтобы привлечь внимание слушателей?
– Для туриста нужно быть собеседником, не лектором в декорациях города, а показывать фишки на маршруте, ещё туризм и экскурсии относят к "экономике впечатлений", поэтому я стараюсь оставлять самые позитивные впечатления на маршруте, использую старые фото, разнообразные песни о Ростове, об области, впечатления известных людей, чьи имена на слуху, а для детей стараюсь применять элементы квеста.
Можно ли самостоятельно выучиться на экскурсовода?
– Самостоятельно выучиться можно. Казалось бы, сейчас - открой ютьюб - введи запрос - и вот тебе курсы. Но когда ты выходишь на маршрут, а наставник у тебя только виртуальный, который не слышал, не видел тебя, не давал конкретных рекомендаций, не поправлял, не поддерживал, то может получиться и провал, и даже уход из этой работы. Поэтому очень часто на моих курсах обучающиеся хотят заниматься только вживую - получая тут же обратную связь и исправляя ошибки.
Что чаще всего спрашивают туристы о Ростове?
– Туристы делятся на три категории:
1) те, кто только впервые приезжают и не представляют, что Ростов может иметь такую яркую архитектурную особенность. А именно улица Садовая, Пушкинская, набережная. Туристы обычно задают вопросы относительно названия города, зарплаты, стоимости жилья;
2) те, кто уже немного знаком с историей города. Их интересуют вопросы: почему город называют Ростов-Папа, какие известные, современные люди проживали здесь, что включает в себя традиционная Ростовская кухня;
3) те, кто проживают и любят Ростов. Они сперва самостоятельно изучают город и уже на экскурсиях узнают об архитекторах, жизни купцов, появлении особняков, крепости Святого Дмитрия Ростовского, подземных ходах, прибытии Суворова, Пушкина в Ростов.
Были ли неловкие моменты, которые дали толчок в вашей профессии?
– В любой работе всегда присутствует человеческий фактор. Порой из-за большой загруженности, многочасовых экскурсий туристы проявляют навязчивость, требуют к себе много внимания. Это всегда дает толчок к самосовершенствованию с точки зрения этических норм, правил поведения, отношений со стороны туристов к гиду и экскурсоводу. Эта работа требует всегда быть на высоте и не идти на поводу у мелочных запросов туристов.
Но иногда туристы наоборот сами сообщают дополнительную любопытную информацию из их личной или профессиональной жизни, я всегда за это их благодарю и говорю, что буду использовать в следующих рассказах.
Так как эта работа с людьми, то она очень тяжелая, напряженная морально, психологически и даже физически. Экскурсоводу необходимо иметь знания в психологии и педагогики. Эти требования в контексте современных, общественных изменений необходимо учитывать.
Также дополнительно спросили у Ирины Владимировны, можно ли научиться красиво и внятно говорить, излагать свои мысли. Вот какой был её ответ:
– Да, конечно, можно научиться. Попробуйте почитать наших классиков. Очень хорошо помогает чтение вслух длинных, поэтических стихотворений. Именно формулировки, выражения у Пушкина, Бунина, Тургенева, Шолохова. Есть методики и технологии по говорению, техники речи, подбору формулировки слов. Но нужно больше именно читать вслух.