Что решить в семье про образование, чтобы не тратить время, деньги зря..? чтобы обрести спокойствие, ясность и балансы...? чтобы выбрать в какое образование лучше инвестировать..?
В прошлой статье я писал о методах влияния на образовательную стратегию семей, которые они выбирают. И получив довольно большой отклик на эту тему я был позитивно удивлен, ведь по сути как будто бы многим очевидно о чем речь, когда я говорю про образовательную стратегию семьи. Но все таки, я хочу начать с «понедельника» для описания той стороны этого явления, которое интересно мне.
Я с того года регулярно провожу встречи с родителями в формате «диалога с тьютором», у которого есть свои правила, где участникам приходится вставать в активную позицию и начинать задавать себе и мне правильные вопросы, а не ждать что их завалят «чужими инсайтами» (что, на мой взгляд, дает мало для продвижения в понимании и долгом самостоятельном действии, тк для этого нужно кое что еще). А также веду персональную работу на тьюториалах с мамами и папами.
Так вот, в ходе таких диалогов с родителями все чаще выходят на поверхность вопросы или наблюдения, которые вызывают «образовательный зуд»:
- А как учиться, если в телефоне/интернете детям интереснее..? Учителя уже не те, что раньше… А может их скоро заменит виртуальный искусственный интеллект..!?
- А зачем учиться, если диплом почти нигде не спрашивают..? Дипломы иностранных вузов престижнее, чем российских…
- А надо ли долго и усердно учиться, если растет число примеров богатых и необразованных и наоборот..?
- А где учиться, если в школе детей натаскивают на тесты, а в вузах они сублимируют или работают и им не до образования..?
- А чему учиться, ведь сейчас столько школ, курсов, вузов, как выбирать..? и т.д.
О чем это может говорить?
О том, что что-то рушится, а новое еще не оформлено и/или не присвоено..?
О том, что понимание поверхностно или генерализуются в лозунги..?
О том, что на наших глазах меняется не только формы и методы, но у каждого рождается какая-то своя «суть его образования»..?
Возможно, это и есть неопределенность!? Место сомнению конечно должно быть всегда, но не в таком объеме! Поэтому в таких «тревожных» случаях, на мой взгляд, без стратегии точно не обойтись, а в остальных она может требовать доведения до ясности, конкретики и дополнительной аргументации.
Зачем нужна образовательная стратегия?
В бизнесе нужна, а в семье нет? Бизнес сложнее, чем образование? А может важнее? Я уверен, что нет.
«Образование» стремительно меняется и появляется разнообразие подходов и бюджетов. В семье встают вопросы, где раньше были очевидные ответы… И время пересобрать «картинку»: что нужно как стабильное надолго, что на 3-5 лет менять не стоит, а что возможно в течении года пересматривать…
В семье нужно определить: во что мы верим, к чему идем, кто за что отвечает, кто и что обеспечивает и как, а еще важнее: кто и что делать не собирается, в чем будет и до какой степени поддерживать и т.д. Иначе много места случайностям, непониманию друг друга и возможным конфликтам.
А также, чтобы в семье, когда все говорят якобы одинаково, часто имея в виду разное - это очень важно заметить, иначе «лебедь, рак и щука» стратегию развалят на раз-два. Семья - это система, где все не случайно, и заметить то как есть на самом деле - для начала диалога самое необходимое условие. Я стал чаще замечать, что в умах всё выглядит иначе, чем мы действуем.
Кроме того, что для меня очевидно - подход «профилактический» практически в любом деле должен быть поставлен на первое место, иначе подход будет «терапевтическим». Ребенок плохо успевает по предмету - к репетитору… невроз, депрессия – к психологу… нет мотивации к учебе – к тьютору… Но это же «тушение пожара», а в нем далеко не всё удается спасти!
В процессе образовательного стратегирования и сопровождения её реализации, члены семьи по другому научатся думать про образование, видеть, взращивать необходимое осмысленно и сообща, фокусироваться на важном, оставаться в ясности, чтобы не происходило, быть устойчивыми в своих ценностях, когда что-то меняют, и легче переносить возникающие периодически трудности. Это я и называю – избавиться от «образовательного зуда».
Если вы владелец ситуации, то стратегия уместна, а если функционер или терпение вам не подвластно, то стратегия не поможет.
Образовательная стратегия не новое явление в жизни общества, мы «как-то» его каждый для себя понимаем.
Факторы, определяющие образовательные стратегии семьи:
- социально-экономическое положение семьи, включая уровень материального благосостояния;
- образование родителей, их культурный и социальный капитал;
- социальный контекст жизни семьи, степень благополучия места жительства, характеристики местного сообщества;
- образовательные возможности по месту проживания, в том числе наличие возможностей получения образования;
- информационная структура в месте проживания, в контексте которой дети и родители осуществляют выбор траектории образования;
- характер взаимоотношений родителей и детей;
- транспортные барьеры;
- желание и способности ребенка
и т.д.
Есть в литературе различные типологии образовательных стратегий, исходя из основной мотивации семьи:
- ориентация на развитие ребенка, укрепление здоровья;
- ориентация на повышение успеваемости, подготовка к поступлению в вуз/техникум для востребованности на рынке труда;
– ориентация на приращение знаний как способ повышения социального капитала.
и т.д.
Какой семье не нужна образовательная стратегия?
Хочу сразу описать свою позицию по тому, почему стратегирование не для всех, а может и для меньшинства… Т.к. оно подразумевает разделение и принятие ответственности субъектов за создание среды, выстраивание/сопровождение процесса и результат, т.е. самоопределение себя контекстом в образовании, но не попустителем. Так, например, если основная мотивация семьи «главное, чтобы дети без дела не шатались», школа всегда «у дома», кружки лишь бы «вместе с другом/соседом», скорее характеризует отсутствие стратегии.
Стратегия, как способ действия, в принципе, становится особо необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. А образовательной деятельности, кроме дефицита ресурсов, характерна еще и динамичность целей и балансов, что делает этот процесс сложно контролируемым и сложно управляемым.
Что такое образовательная стратегия семьи и как она зависит от возраста детей?
Образовательную стратегию семьи, я понимаю, как релевантную её (семьи) ценностям систему: поиска балансов родителей и детей в процессах формулирования и достижения образованности, которая обеспечит долгосрочный успех в жизнедеятельности детей при последовательной и достаточно целостной её реализации.
Такая система конечно должна строиться соответственно возрасту и полу не только самого ребенка, но и с учетом разницы в возрасте его братьев и сестер, при наличии таковых. Первый это ребенок или третий тоже влияет на выбор образовательных траекторий. Это все больше касается нюансов при становлении навыков (самостоятельности, саморегуляции, самообразования, самоопределения, самооценки и другие "самости"). А вот выбор, например, способа достижения основной цели годовой стратегии напрямую должен учитывать ведущий способ познавательной деятельности ребенка в его возрасте:
· дошкольники, у которых "игра" - один из ведущих типов такой деятельности;
· школьники младших классов - переход от "игры" к "учёбе";
· подростки и юноши - от "учебы" к "общению".
И именно переход, а не скачок… это еще один важный элемент в образовательном стратегировании, про который иногда забывают.
Как можно понимать образование, чтобы можно было его стратегировать?
Для понимания образования и образованности мысль в абзац уложить сложно, поэтому я приведу пример не свой, но мне близкий. Выдержка из речи А. Эйнштейна на одном из школьных выпускных: "Если подросток натренировал мышцы и повысил свою выносливость благодаря прогулкам и занятиям гимнастикой, позже он справится с любой физической работой. То же относится и к тренировкам для ума. Ведь, по сути, образование — это то, что остается, когда мы забываем все выученное в школе, т.к. это не изучение фактов, а тренировка мышления. Поэтому нужно, чтобы школа воспитывала людей, которые способны ДУМАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО".
Поэтому, на мой взгляд, если самостоятельность и мышления и действий положить как одну из основных целей, то стратегию можно складывать в близкой мне логике.
Зачем нужна образовательная стратегия, если есть «система образования»?
На этот вопрос просто можно ответить любой, кто выбирал школу, спортивную секцию или университет… Потому что «система» довольно неоднородна и у неё свои особенности целей, не всегда схожие с тем кто в неё по-разному попадает. Строить «свою систему» довольно сложно, а заходить в «готовую» не прояснив свой замысел и цели, значит примкнуть к тому, что будет и согласиться на то, что случится. На мой взгляд, стать «автором» своей жизни придерживаясь «пассажирской» стратегии невозможно.
Как в моей деятельности формируется образовательная стратегия, и каковы её принципы?
Как и общее стратегирование, образовательное включает этапы стратегического анализа (среды, ресурсов, вызовов, интересов, амбиций, целей, формулы успеха, приоритетов…), определения стратегических альтернатив (в т.ч. гипотез), разработки и утверждения стратегии (в т.ч. зависимости балансов друг от друга), реализация утвержденной стратегии (в моем случае, путем сопровождения становления "само-компетенций" и управление балансами в переходе к самостоятельному движению).
Какие я имею в виду балансы? Например, тактика/стратегия, ради себя/ради других, телесное/интеллектуальное, коллективное/индивидуальное, проба/достижение, интерес/польза, обучение/учение, системное/спонтанное, послушание/инициатива, дисциплина/самодисциплина и т.д.
Что касается основных принципов, то это:
- подвижность (что-то становится целью, потом средством и наоборот).
- органичность (сложности должны приходить естественным образом, а усиление объема вызова должно быть натурально. Начинать из того, что есть, а не из «виртуальной реальности» или якобы «с нуля».).
- плавность (на переходы нужно время, например, от игры к учебе. Без резких «движений» особенно в приоритетах. Периоды между остановками на «пересборку» длиннее с возрастом).
- с опорой на релевантные данные (ведение «аналитики» как внутренней, так и внешней).
- с фокусом на стратегические, но не «операционные» изменения (смыслы, ценности, среды, стратегические ресурсы, вызовы, интересы, амбиции, цели, формулу успеха, стратегические приоритеты).
- реалистичность (важно помнить, что ваша идеальная картина реализации образовательной стратегии все равно не случится. Стратегировать нужно с теми, с кем вы будете её реализовывать).
Каждая стратегия - авторская, но для меня как тьютора интереснее всего работать, когда одна из основных целей образования – это выход в само-образование.
Примеры вопросов, которые приближают семьи к СВОЕЙ стратегии:
Что такое моё образование и для чего оно нужно мне?
Что будет моим результатом в образовании?
Какие приоритеты у нас как у родителей и наших детей на пути к их образованию?
Что мы хотим, что можем, что нам выгодно на этом пути?
Как определиться какое нужно/где такое есть образование для моих детей, которое будет востребовано ими и обществом в их будущем.!?
Когда я могу быть спокойным за выбор «классического» образовательного пути.?!
В чем мне самому надо разбираться в образовании, и что определить для себя, чтобы уметь выбирать, что лучше для нашей семьи!?
И тд…
Я даже канал для рефлексии феномена ИИ создал, чтобы не встать перед фактом, а самоопределяться заранее.
И главное - ответы должны быть максимально не противоречивыми, чтобы, когда начнутся реальные действия, «образовательного зуда» было меньше!
Если вы думаете про авторскую стратегию для своей семьи, можете написать мне…
Я убеждён, что никакая стратегия, в том числе образовательная, не может быть построена без анализа данных. Пройдя анонимный опрос об образовательных результатах вы увидите, что вам возможно недостает в этом понимании, и очень поможете мне писать больше объективных статей.
Чтобы не торопиться меня понять по одной статье – прочитайте предыдущие.
Если вам были полезны или интересны мои мысли, то поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить следующие ;-)