Наверное, рассуждения о том, почему близость так страшна или так страшит, я начну с метафоры о греющихся в норе дикобразах, которая описана в книге немецкого философа Артура Шопенгауэра «Парерга и Паралипомена» (1851).
Зверям холодно в норе, и, чтобы согреться, они начинают прижиматься друг к другу, натыкаются на чужие иголки, чувствуют боль и отстраняются. Но холод побуждает греться, и они снова отваживаются на сближение, и так раз за разом каждый из них ищет свой уникальный компромисс между холодом и страхом замерзнуть и уколами иголок соседа.
Так и мы.
Близость страшит уязвимостью - другой человек вольно или невольно может причинить нам боль, как и мы ему, и тогда неминуемо встает логичный вопрос - а стоит ли? Зачем затевать всю эту сложную конструкцию с попыткой быть рядом, близко с другим человеком, если это так больно, иногда даже невыносимо. А вот действительно - зачем?
Наверное, тут имеет смысл пуститься в небольшой (минут на 40 - шутка 😁) исторический экскурс. Когда-то люди объединялись, чтобы выживать вместе. Сначала - чтобы просто выживать, потом - чтобы выживать было проще. Сейчас, и доказательством тому - неумолимая статистика, огромное количество людей, причем даже в самых развитых странах, скажем, в Скандинавии, предпочитают одиночество - это стало возможно, вынужденность создания союзов утратила свою актуальность. Во многих случаях это осознанное, выбранное человеком одиночество, которое он воспринимает как наиболее отвечающее его смыслам и ценностям, да и просто наиболее комфортный способ существования.
Но мы предлагаем поговорить о том, что происходит, когда человек хочет близости, и взвешивает на каких-то своих внутренних весах ту цену, которую придется за нее заплатить. Имя этой цене - уязвимость. Боязнь испытать боль невольно причиненную, еще страшнее - причиненную намеренно.
В жизни эта боязнь может принимать самые разные личины. Помните, истории о женщинах (или мужчинах, совершенно неважно), которые все время выбирают “не тех” - либо алкоголиков (наркоманов, абьюзеров, многоженцев - нужное подчеркнуть), а иногда даже актеров или рок-звезд. При кажущихся различиях, между этими выборами есть общее - построить с ними близкие отношения не удастся. С первой “категорией” по причинам, связанным с их личностными особенностями (или зависимостями), с другой - из-за их жизни “в другой реальности” - вдалеке от нашего героя (или героини). Иными словами, это даже не выбор “не тех”, это выбор тех, кто “никогда не” - не сможет быть близок (эмоционально или физически), не сможет создать пространство близости.
Почему так происходит - вопрос на толстый талмуд или годы психотерапии. Чаще всего ответ - не будем оригинальны - кроется в нашем детстве или травмирующем опыте, который мы приобрели, уже будучи взрослыми. И эти травмы, увы, мы часто усугубляем, раз за разом наступая на грабли отношений, где боль поначалу кажется “входным билетом” в мир близости, а потом оказывается единственным, что мы получаем.
И как обычно - что же с этим делать? Как говорил Виктор Франкл:
Прошлое - часть судьбы, и оно становится данностью, с которой нам нужно жить дальше. Но у нас есть выбор, как именно с этим жить.
Современный мир дает нам возможность выбрать одиночество, и если это именно выбор, а не отчаянная безысходность, то это решение, заслуживающее уважения.
Если же все-таки, несмотря на страх, человек идет на сближение с другим, важно идти на это “с открытым забралом”, принимая риски, осознавая ценность для себя этих отношений. И тогда это дает шанс на ту самую человеческую близость, которая обогащает, напитывает силой, дает покой и надежду ☘