В 2014 году сеть ресторанов Russo's New York Pizzeria из штата Техас обвинила сеть ресторанов Gina's Italian Kitchen, в нарушении прав на товарные знаки. Стандартный конфликт бывших партнеров по бизнесу, если бы не совсем стандартные товарные знаки - вкус блюда и способ подачи блюда. Истец утверждал, что вкус его итальянского блюда, состоящего из запеченных курицы, пасты зити и баклажан, и способ его подачи охраняются товарными знаками. По утверждению истца, его бывший партнер сообщил ответчику рецепт блюда, секрет производства и контакты поставщиков. В результате, ответчик скопировал вкус блюда и способ его сервировки.
Истец заявил, что особенный вкус блюда получился благодаря конкретным ингредиентам и иновационным методам приготовления. Сославшись на Lanham Act (Закон о товарных знаках США), истец утверждал, что хотя закон прямо не предписывает, что вкус может являться товарным знаком, он и не устанавливает запрет. В принципе, товарным знаком может быть что угодно, при условии это "что угодно" выполняет главную функцию товарного знака - помогает потребителям различать товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого.
Суд пришел к выводу, что по общему правилу вкус не может выполнять функцию товарного знака. Вкус является характеристикой товара, а не товарным знаком. По аналогии с цветом и запахом, вкус может стать товарным знаком, если он приобрел различительную способность. В таком случае заявителю придется доказать, что потребители ассоциируют вкус с конкретным источником (производителем, в данном случае - с рестораном).
Но есть еще одно препятствие к тому, чтобы вкус получил статус товарного знака, - функциональность. В соответствии с доктриной функциональности США, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков такие признаки товара, которые носят исключительно утилитарный или эстетический характер. Эти признаки товара предназначены для улучшения потребительских свойств товара или делают товар просто красивее.
Суд разъяснил, что люди едят для утоления чувства голода. Вкус - это неотъемлемое свойство еды, особенно это касается еды в ресторанах, когда гости платят за еду гораздо больше, чем стоимость обычного утоления голода. Вкус еды, несомненно, влияет на ее качество, именно поэтом он носит функциональный характер.
В данном деле истец не доказывал, что вкус блюда имеет уникальный вкус, который ассоциируется у гостей исключительно с сетью ресторанов Russo's New York Pizzeria. Соответственно, суд отклонил данное требование истца.
Что касается, сервировки блюда, она может охраняться товарным знаком, если опять же не носит функциональный характер. Но истец не конкретизировал элементы сервировки, понять из каких элементов может состоять товарный знак было невозможно, поэтому данное обвинение тоже было отклонено.
Но, на самом деле, последствия признания за вкусом статуса товарного знака могут плохо отразиться на рынке. Допустим, если кто-то начал первым готовить запеченную пасту, получил товарный знак на вкус запеченной пасты, то остальные не смогут готовить запеченную пасту с аналогичным вкусом, поскольку первый правообладатель товарного знака запретит им это делать. Такой сценарий явно затормозит развитие рынка, тем более, что в целом в мире существует ограниченное количество вкусов, которые потребители находят вкусными и привлекательными.
Этот кейс из США. А как же дело обстоит с вкусовыми товарными знаками в России? Законодательство РФ не содержит запрет на регистрацию вкуса в качестве товарного знака. Теоретически вкус может быть зарегистрирован в качестве товарного знака в РФ.
На данный момент в России не зарегистрировано ни одного вкусового товарного знака. Основной сложностью с вкусовыми знаками, как и с другими нетрадиционными знаками, - доказать, что обозначение приобрело различительную способность, а значит придется доказывать многолетнее и интенсивное использование такого обозначения. Пока что никто не решился на получение такого необычного товарного знака. Но интерес к нетрадиционным знакам растет, поэтому регистрация вкусовых знаков не кажется нереальной.
Авторское право
В 2018 году Суд ЕС поставил точку в вопросе, может ли вкус охраняться авторским правом. Суд четко ответил, что вкус продукта не является объектом авторского права. В исковом заявлении голландский производитель мягкого сыра с травами просил Суд ЕС установить, что вкус его продукта является результатом интеллектуальной деятельности и может охраняться авторским правом по аналогии с произведениями литературы и искусства. Суд пришел к выводу, что вкус не отвечает главным требованиям авторского права к произведениям - фиксации и существованию в конкретной форме.
Секрет производства
Секрет производства может быть использован в качестве защиты вкуса блюда или продукта. Например, Coca-Cola охраняет вкус своего легендарного напитка именно с помощью секрета производства. Но секрет производства не поможет, если кто-то сможет воспроизвести аналогичный вкус самостоятельно без копирования или кражи конфиденциальной информации.
Ждем, кто же первый решится на регистрацию вкуса в качестве товарного знака. В случае успешной регистрации, правообладатель получит право на уникальный актив и огромные возможности развития для своего бизнеса.
Дело New York Pizzeria, Inc. v. Syal на моем сайте
________________________________________________________________________________________
Рестораторы, производители продуктов, бизнесмены, эта история в первую очередь для вас. Пусть она поможет вам задуматься, что свою уникальную идею нужно и можно защищать. В России тоже можно пытаться получить правовую охрану товарного знака для вкуса блюда или продукта, но требуется оригинальность и нестандартный подход. Шоколадный вкус для шоколада точно не будет зарегистрирован в качестве товарного знака.
Если вам необходима консультация по товарным знакам или авторскому праву, помощь в регистрации права на товарный знак, помощь в защите нарушенных прав на товарные знаки и авторские права, пишите на почту info@iplogos.ru .
Если понравилась публикация - подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии. Публикации обновляются ежедневно. У меня для вас много интересного и полезного.