РОКЛЯ представляет обзор, посвященный 25-летию 13-го студийного альбома группы ДДТ, получившего название "Мир номер ноль".
В обзоре ставится задача описать предысторию и историю создания этого альбома, ставшего краеугольным и знаковым пунктом в творчестве группы, а также сделать разбор треков пластинки, дать характеристику тематического тура, и оценить положение "Мира номер ноль" в дискографии ДДТ.
Ранее на канале уже получили освещение такие альбомы ДДТ, как: "Свинья на радуге", "Актриса Весна", "Черный пес Петербург", "Любовь" (видео-обзор), "Метель августа", "Единочество I", "Единочество II. Живой" и "Иначе".
Рейтинг альбомов группы предлагался в обзоре "РейДДТинг". Альбом "Пластун" также упоминался в обзоре "Еще три юбилея", "Свинья на радуге" в обзоре "Дебютник", дебютная запись группы в обзоре "Артефакты", а Юрий Шевчук - в обзорах "Галерея лиц", "Итоги 2021" и "Итоги 2022".
Обзор песни "Тень на стене" и клипа на нее был сделан в публикации "Если ищете песню". Рейтинг лучших произведений группы был представлен в обзоре "Top-10. ДДТ", а интервью с ударником текущего состава - в публикации "О чем молчат камни".
Предшествующий студийный альбом "Любовь" (1996), записанный в США, скорее, закрыл прежнюю главу истории группы, открытую альбомом "Актриса Весна", чем открыл новую. В подобном духе высказывался и сам лидер коллектива Юрий Шевчук, подводя итоги этому периоду группы и своим поездкам в Чечню.
Таким образом, перед группой открылись новые творческие горизонты поиска нового звучания. И, как было в истории группы до и после этого, новая глава в истории группы началась с кадровых перемен.
Наиболее значительно кадровой переменой в ДДТ стал приход клавишника Константина Шумайлова, находящегося в составе ДДТ с 1996 и до сих пор. После ухода Дмитрия Галицкого группа какое-то время играла без клавишника, но с приходом Шумайлова ДДТ получили не только мастера клавишных инструментов, но и композитора и аранжировщика, отлично разбирающегося в "мертвом" электронном звуке, и генератора массы звуковых находок, подчас совершенно неоднозначно воспринимаемых поклонниками ДДТ.
Константин Шумайлов родился 20 сентября 1967 в г. Одесса (СССР), и наиболее известен по работе с такими исполнителями, как Кошкин дом, Телевизор, Бек Хан, Tequilajazzz, Разные люди, Вадим Курылев, и другими.
После Питерского Рок-фестиваля, состоявшегося в июне 1997, Константин стал первым, кому Юрий Шевчук показал наработки нескольких новых песен. Результаты этих наработок сохранились, и остались известны истории как "Деревенский альбом".
Когда пришло время репетировать новый материал со всей группой, гитарист Андрей Васильев, отыгравший в ДДТ 10 лет, и записавший с ДДТ 7 альбомов, не нашел себя в новой программе, и покинул коллектив.
Юрий Шевчук: "Андрей сказал, что музыку этой программы не то что не видит или не понимает, он просто даже играть ее не хочет, потому что это противоречит его представлениям о музыке".
Андрей Васильев: "Мы собираемся репетировать, смотрю на выражение лиц и вижу, что кроме облома от моей игры у людей ничего нет. Я постарался разобраться в себе. Чем занимаюсь и до сих пор. Не катит и все! Мне не хотелось превращаться в пенсионера, которого возят за собой, а он из себя ничего не представляет".
В связи с этим, на гитару был переведен басист Вадим Курылев, а новым бас-гитаристом стал Павел Борисов.
Павел Борисов родился 20 марта 1956 в г. Краматорск (СССР), и наиболее известен по работе с такими исполнителями, как Орнамент, Земляне, Лариса Долина, Михаил Боярский, Вадим Курылев, Секрет, Валерий Сюткин, Александр Розенбаум, и другими.
Так сложился новый состав ДДТ, просуществовавший всего лишь менее двух лет.
Новые песни можно услышать и на записях акустических концертов Юрия Шевчука осенью 1997. Оценивая первые и окончательные версии этих песен, можно оценить, насколько далеко, в результате, продвинулись ДДТ в поисках нового звучания.
Автору представляется, что успеху этого поиска способствовали два основных фактора.
Первый - обновление состава. Причем, сыграл роль не только "эффект свежей творческой крови", но и спонтанно сложившееся равновесие "творческих центров группы": ритм-секция, Юрий Шевчук (концепция), Вадим Курылев (теплый, аналоговый, гитарный звук Рок-музыки), Константин Шумайлов (холодный, электронно-цифровой звук, атмосфера). Отдельно стоит упомянуть Никиту Зайцева, раскрасившего композиции партиями электроскрипки как на записи, так и на концертах.
Второй фактор - концепция, вокруг которой выстроились произведения. По словам Шевчука, должна была получиться "программа о человеке живущем, мечущемся, ищущем, сомневающемся в наши нелегкие дни и ночи… О том же Иване Помидорове, которого кинули в это дело, в эту жизнь, в эту суету, в этот "мир номер раз", где он выживает, где он, может быть, устал выживать… В конце концов, наш главный герой то ли умирает, то ли обретает полное одиночество, которое обращается в свободу, к которой мы все движемся… А понимание свободы – очень сложное. Понимание "мы" — очень сложное. Понимание очень многих вещей – очень широкое, очень размытое…"
Юрий Шевчук рассказывал, что название "Мир номер ноль" посетило его во сне, после чего все новые произведения сразу выстроились в необходимом порядке и приобрели необходимое содержание.
Юрий Шевчук: "Сочетание этих трех слов мне на самом деле приснилось. При таком образе жизни что бы ты ни делал — все равно работаешь, твой мозг постоянно выдает что-то на гора. Тлеет уголек. И вот я вскочил — а почему Мир номер ноль, уже не помню. Мне понравилось это сочетание, я увидел в нем эзотерику. Номер. Цифра. Знак цивилизации. Ноль — то ли дырка от бублика, то ли вечный мир идей, бердяевский промир, откуда мы все вышли".
В одном из интервью автор поведал историю, которая может пролить свет на этот мистический сон. Однажды ему довелось побывать с концертом в одной из воинских частей на самой границе с Монголией. И вот там, блуждая по бескрайней монгольской степи, Юрий наткнулся на некий указатель, являющийся, судя по всему, точкой отсчета. На нем, на этом столбе посреди бесконечного и безлюдного ничего, красовалась цифра "0". Такое зрелище не могло не впечатлить музыканта.
Креативное сравнение автора обзора состоит в том, что концептуальный альбом о рождении, смерти и судьбе человека в Рок-музыке на русском уже создавался. Альбом "Человек без имени", спонтанно-целостное повествование группы Nautilus Pompilius, был записан почти на десятилетие раньше, но, в силу ряда причин, не получил должной промоции и известности.
Итак, "Мир номер ноль" - концептуальный альбом о рождении, жизни, смерти, поиске, ошибках и поиске выхода. Эта работа создана в лучших традициях Рок-музыки создавать "большие полотна", рассказывать о судьбе "маленького человека", погружать слушателя в размышления о сокровенном, важном, глубоком, суетном и непреходящем.
От событий второй половины 1997 - разработки нового материала, кадровых перемен в ДДТ, подготовке к записи нового альбома, особняком стоит студийная группа над альбомом "Рожденный в СССР", который представляет собой частично реконструированную, частично перезаписанную запись концерта в Минске от 1994, на котором был представлен довольно интересный материал, который не нашел полноценного студийного воплощения, и изначально планировался как продолжение программы "Это все...". Этот альбом вышел в последние дни 1997.
"Мир номер ноль" был записан в начале 1998 на петербургской студии "Ленфильм". Сведение было выполнено в Москве на ПЦ П. Слободкина.
Концертный тур "Мир номер ноль" стартовал в мае 1998 года концертами на Украине, затем переместился на родину. Столичные презентации альбома состоялись 22-23 мая в Санкт-Петербурге и 19-20 июня в Москве.
Концертная программа Мир номер ноль была уникальна тем, что практически целиком состояла из песен, не вошедших на тот момент ни в один альбом. То есть, ДДТ вновь "обрушивали" на зрителей всю оригинальность совершенно новых и незнакомых песен.
Нужно добавить, что сет-лист концертной программы отличался от альбомного трек-листа. Например, на концертах последней звучала "Свобода", и заканчивалась как бы смертью главного героя. На альбом же эта песня не вошла.
Также, иногда исполняли песню "Сны (Похороны войны)", которая не нашла студийной реализации и осталась концертным раритетом. (Интересно, что песня с таким же названием есть на совместном альбоме Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова, который вышел в 2023).
Выход альбома сначала ожидался в августе 1998 года, но внезапно случился очередной для этой территории экономический кризис, и начинание пришлось отложить на полгода.
Зато, выходу альбома предшествовал релиз третьего и последнего сингла в дискографии ДДТ, одноименного альбому. Он включал 4 песни: "Одноразовая жизнь", "Метель", "Расстреляли рассветами..." "Донести синь...", и вышел 1 января 1999. (Интересно, что пиратские варианты издания "дополнялись" хитами ДДТ, и продавались по цене полноформатной кассеты).
"Мир номер ноль" вышел на лейбле Real Records 25 марта 1999, и был довольно скромно оформлен: буклет с фотографиями и текстами песен появился лишь в специальном лимитированном издании.
Интересный факт: "Мир номер ноль" - второй релиз Real Records.
Оформление альбома выполнено В. И А. Аслямовым. На лицевой стороне помещен кадр из видео-хроники.
Оценивая звучание альбома, стоит отметить, что оно несомненно эклектично. В отличие от целой плеяды не-тяжелых рок-групп, исповедовавших в конце 1990-х brit pop, ДДТ пошли иным путем. Вместо громкого гитарного звучания, и совсем недавно играемого группой grunge, на "Мире номер ноль" слышна эклектика folk, industrial, electronic, indie, hip hop, neoclassic, symphonic, и других стилей, совместное звучание которых трудно было даже представить.
Именно эти смелые находки привлекли одних, и оттолкнули других поклонников группы. Удивительно, но и спустя четверть века после выхода "Мир номер ноль" одними принимается полностью и бесповоротно, а другие альбом так и не оценили. Впрочем, сама группа, судя по интервью, понимала, на что шла с изменением звучания, а музыканты отмечали, что аудитория группы стала моложе за счет новых поклонников.
Юрий Шевчук: "На нас за эту программу вылили столько грязи — я был очень удивлен и расстроен. Немало старых поклонников от нас отвернулось. Но они просто не поняли. Мы играли честно — настоящую, современную, адекватную музыку. Рок-н-ролл. Люди не поняли философию этого альбома. Ну, ничего страшного.
Зато молодежь программу на ура! У нас появилось просто безумное количество юных поклонников. «Черно-Белые Танцы», «Одноразовая Жизнь» — там же весь альбом написан как бы от лица молодого человека, у которого нет еще четких идеологических программ и мыслей стройных о жизни. Поэтому весь альбом такой нервный, грубый, сочный, современный, техногенный. Это современная музыка, жизнь наша лязгающая. Катастрофы, войны, государства рушатся, а человек-то жить хочет. Я иногда думаю — Бог с ними, с этими старыми поклонниками. Пусть уж лучше молодежь будет к нам ближе. Или мы к ней. Выходит, не постарели.
Нам «Мир Номер Ноль» не легко дался. Очень сильная программа, но очень сложная. Сменился состав группы, пришли новые люди. Было очень много перипетий. Аранжировки менялись постоянно. Первый концерт был в Кривом Роге, потом — в Севастополе. Настолько нервное было состояние, что я там первый раз в жизни разбил гитару. Не потому что это была часть шоу — а просто уже переклинило. Это был дорогой и любимый мной инструмент. Потом, когда понял, что сделал — чуть не заплакал. Ну, е-мое! Дурак! То есть, нервы были страшные с этой программой, но, в конце концов, альбом записали очень хороший. Собственно, программа поделилась пополам — лирическая часть составила «Метель Августа», а жесткая — осталась в «Мире Номер Ноль»".
В альбом включены 13 треков, 3 из которых инструментальные ("музыкальные образы"). Общее время звучания составляет почти 70 минут, что, по сути, в "виниловом измерении" соответствует двойному альбому.
1. Музыкальный образ-I.
Альбом начинается с еле слышного "первородного крика" Юрия Шевчука, после которого следует постепенно усложняющийся и ускоряющийся гитарный рисунок. Отличный саундтрек к рождению человека. Его глаза открылись, его путь начался (сравним с "Непорочным зачатием" Наутилуса).
2. Одноразовая жизнь.
Первая песня альбома - жестко структурированная вещь, построенная на мощном гитарном риффе. "Мама, не надо" - рефрен детства, в котором человек сталкивается с жесткостью мира и беззащитностью своей "одноразовой жизни" в нем (вспомним "пытку взросления" у Наутилуса в песне "Боксер"). К песне был создан динамичный, довольно интересный клип.
3. Он
Очень своеобразная, нехарактерная для ДДТ композиция с нарочито низким темпом и разреженной музыкальной тканью. Пожалуй, самая недооценённая песня альбома, больше философское рассуждение: "Это он - вещий мой, вечный мой сон". В мистическом плане, текст можно трактовать как "воспоминание о небесах" (прошлых жизнях), так и как первый опыт столкновения с духовным, мистическим, иррациональным (вспоминаем "Тихие игры" Наутилуса).
4. Мы
Еще одна гитарная, жестко-риффованная композиция, своим помпезно-марширированным, обманчиво простым, ритмом подчеркивающая основной посыл текста: проще - "плыть по течению", быть "как все", "не высовываться", ведь "мы вместе", а "вместе - мы сила". Вместе удобно, просто и широко "брать пространство за нервы" и "кляксами ставить точки", но... можно ли оставить в этом "мы" уникальное и свободное "я"?..
Последний куплет, который не был записан для альбома, но исполнялся на концертах, оставляет "лазейку выбора" в потоке "мы" для слабого, маленького "я":
"...Если я буду последним, кого донесут до цели?
Знайте, что мы не исчезнем, мы в слове "Я" уцелели... "
5. Метель
Удивительное мелодическое, поэтическое и атмосферное путешествие, своим вневременным настроением являющаяся противоположностью предыдущей песне. По большому счету, песня могла бы подойти и следующей, и любой другой классической пластинке ДДТ. С другой стороны, герой "Мира номер ноль" мог в ней ощутить мистическое состояние остановки времени и соприкосновения с вечностью, впав в медитативное состояние влюбленности, залюбовавшись закатом или... ночной метелью в лесу. Остается отметить оригинальные решения акустической и электрической (слайдовое соло) гитар в песне.
6. Небо на земле
Стилизованная русскими народными мотивами под folk, композиция, в которой впервые ведущую роль играют разнообразные клавишные. Сам Юрий Шевчук не раз комментировал свою поэтическую мысль, что "неба не земле" не построить, создать рай как государственную идею невозможно. Ее прекрасно иллюстрирует насыщенный метафорическими образами клип на песню.
7. Музыкальный образ-II.
Авангардистская зарисовка, в которую включены несколько искаженных фраз из рекламных роликов 1990-х. Как и другие "музыкальные образы", это больше предварение следующей композиции, чем самостоятельное произведение.
8. Интервью.
Жесткая вещь, построенная на массивных гитарных риффах и обильных партиях духовых инструментов. Самая социальная композиция пластинки, наполненная массой критических образов социальных пороков:
"...Не грози чертям церковью - рядом с ней живут
Хозяин на привязи - не бойся собак..."
Своей монотонностью и многословностью, "Интервью" чем-то предвосхищает работы ДДТ 2010-20-х, или, в любом случае, наиболее сложна для восприятия.
9. Расстреляли рассветами
А вот эта песня, несмотря на простую аранжировку и объемный текст, воспринимается очень легко (особенно стоит отметить малозаметные, но очень важные партии клавишных). Масса емких и глубоких, философских образов, и легкая атмосфера, делают песню одним из фаворитов альбома:
"...Я не сплю, мое время, как смертник, скребет по бумаге
Я в конюшне для птиц, я в плену отношений ко дну
У бездомного пса, видишь, больше ходячей отваги
Как подняв свою лапу, он лечит больную страну..."
В мистическом плане (который особенно раскрывает клип к песне), "Расстреляли рассветами" намекает на скорое мистическое очищение, выход из пройденных, долгих жизненных мытарств героя пластинки, появление у него мудрости. Мистики Древности любили говорить, что "очи неофита не отверзнутся для нового мира, пока не будут выплаканы старые глаза" (в клипе слепой герой обретает зрение). В этой песне герой повествования близок к этому.
10. Черно-белые танцы
Согласно концепции автора, в этой части повествования героя искушают бесы, и он становится одержим наркотической зависимостью. Вместе с "Интервью", весьма неоднозначная песня работы, своими сложными рисунками создающая специфическое, нервозное настроение.
11. Донести синь
Песня-медитация. Мир героя вернулся в равновесие, исходное положение. Время остановилось, все закончено, решено и прощено (сравним с песнями Наутилуса "Бриллиантовые дороги" и "Звездные мальчики"). (Интересно, что Владимир Дворник считал, что "Мир номер ноль" - это центр бытия, равно удаленный от прошлого, настоящего и будущего). В финале песни мы слышим художественный свист звукорежиссёра группы Игоря Сорокина.
12. Музыкальный образ-III (Выход).
Наиболее развернутая и самостоятельная инструментальная композиция альбома, начинающаяся с авангардистских посылов, на фоне которых юный сын Шевчука, Петр, произносит: "Папа, я вижу его, это - Мир номер ноль!". Постепенно структура композиции усложняется, перерастая в сложные гитарные и симфонические построения.
13. Герой
Одна из самых ярких, и при этом недооцененных песен ДДТ. В ней герой альбома либо заканчивает земной путь, либо обретает просветление (сравним с песней "Человек без имени" Наутилуса):
"...Теперь у тебя одна бескрайняя комната
И ты без очков ждешь только света
Душа в теле женщины рядом, с нею дома ты
И там, где играют песни дремучего века..."
(Один из комментаторов на канале высказал интересное предположение, что "Герой", с его текстом и образом Юрия Шевчука тех лет, с черными круглыми очками - это отсылка к жизни и смерти Майка Науменко).
В 1999 на видео-кассетах вышел концертный фильм "Мир номер ноль", являющийся телепередачей об альбоме и туре, и смонтированный на основе столичных презентаций альбома. В 2004 он был переиздан на DVD.
Интересный факт: в звуковой дорожке фильма использованы студийные версии песен "Метель", "Расстреляли рассветами", и, возможно, "Донести синь".
По окончании гастролей, ДДТ дали дополнительные концерты: в декабре 1998 в Москве, а в феврале 1999 - в Петербурге (встречаются бутлеги с записями этих концертов). Среди последующих выступлений стоит отметить апрельское выступление в Белграде, который в те дни активно бомбили международные преступники.
В конце 1999 ДДТ записали в Петербурге следующую замечательную пластинку, "Метель августа". Ряд песен, не вошедших в "Мир номер ноль" - "Потолок", "Подарок", "Свобода" - увидели свет уже в ее трек-листе.
В 2001 "Мир номер ноль" был переиздан в рамках серии "Переиздание XXI век", в качестве бонуса на издании размещен remix Константина Шумайлова "Конвейер". В 2011 альбом был переиздан с оригинальными оформлением и трек-листом, а в 2012 впервые издан на двойном виниле.
Довольно подробно об альбоме "Мир номер ноль" говорится в 4-й серии фильма "Время ДДТ".
Положение альбома в дискографии ДДТ следует однозначно признать ключевым. ДДТ кристаллизовали свое новое звучание, которое до сих пор, сознательно или подспудно, развивается в "альбомах напряжения" группы, что особенно заметно в работах "Единочество I" и "Иначе". "Мир номер ноль" - огромный шаг вперед в развитии ДДТ, который впоследствии оказался неповторим.
Вадим Курылев: "Сначала, как водится, мы поездили с концертами - никто ничего не понял, но было здорово! Главное - громко.
Наконец дело дошло до записи. Пока мы писали "Мир Номер Ноль", произошел обвал рубля - с этим альбомом мы чуть не вылетели в трубу, но зато - какой творческий порыв! Наконец я понимал, что мы делаем. Мы делаем альтернативный рок, или что-то вроде этого. Новая концептуальная программа. Плотно работает с группой Никита, придавая шизоидно-интеллектуальный оттенок нашему грохочущему рашн-индастриалу. Юра весь горит, хотя и постоянно мучается с больным горлом. Очень творческая работа досталась звукорежиссеру Игорю Сорокину и перешедшему в звуко-цех Тише.
Мы экспериментировали со звуком, с инструментами, с подходом к аранжировкам. Альбом получился вдохновенным, хоть и мрачноватым. Планируемый, как обычно, двойным, "Мир Номер Ноль" остался, как обычно, одинарным. Зато - длинным. Наконец вместо 8-9 новых песен на альбоме было 13 номеров. Альбом этот, который, кстати, был тринадцатым по счету у группы ДДТ, произвел фурор и, что радостно, у молодежной аудитории. При всей своей глубокомысленной философской мрачноватости "МНН" оказался понятен и близок молодежи, так как был выражен современным музыкальным языком".
В завершении обзора хотелось ознакомить читателей и подписчиков РОКЛЯ с результатами опросов, проходившего на канале в феврале.
Как видно из их результатов, принявшие участие в опросе оценили альбом "Мир номер ноль" очень высоко, а вот результаты голосования за отдельные композиции можно было бы назвать "наиболее понятные и хитовые вещи альбома".
"Мир номер ноль" - знаковый и фундаментальный альбом не только для ДДТ, но и для всей Рок-музыки на русском языке.
Альбом звучит настолько революционно и актуально спустя четверть века после своего выхода, что даже название для обзора о нем потребовалось необычное. В начале своей карьеры ДДТ называли свои альбомы просто номерами, и, если на мгновение представить, что эта традиция бы сохранилась, то "Мир номер ноль" был бы назван -
ДДТ-13.