Канал РОКЛЯ с радостью представляет очередное эксклюзивное интервью.
На этот раз собеседником ведущего канала стал музыкант Артем Мамай, наиболее известный поклонникам рок-музыки как ударник группы ДДТ на протяжении последних 13 с лишним лет.
Ранее каналу дали свои эксклюзивные интервью: Андрей Ищенко (обзор "Хороший человек и профессионал"), Алексей Булгаков (обзор "40 лет Листопада"), Василий Шумов (4-х частный обзор "Шумоведение"), Джамлат Миканба (обзор "Поэт любви и смерти") и Иван Михайлов (обзор "Мечты сбываются").
Ранее на канале получили освещение такие студийные альбомы ДДТ, как: "Свинья на радуге", "Актриса Весна", "Черный пес Петербург", "Любовь" (видео-обзор), "Метель августа", "Единочество I", "Единочество II. Живой" и "Иначе".
Рейтинг альбомов группы предлагался в обзоре "РейДДТинг", рейтинг лучших песен - в обзоре "Top-10. ДДТ". Альбом "Пластун" также упоминался в обзоре "Еще три юбилея", "Свинья на радуге" в обзоре "Дебютник", дебютная запись группы в обзоре "Артефакты", а Юрий Шевчук - в обзорах "Галерея лиц", "Итоги 2021" и "Итоги 2022". Обзор песни "Тень на стене" и клипа на нее был сделан в публикации "Если ищете песню".
Вопрос: Прежде всего, просьба немного осветить становление Вас как музыканта. Обычно в биографиях ударников описано, как, еще будучи детьми, они начинали «стучать по всему подряд». А как начиналась Ваша карьера музыканта, какая музыка повлияла на решение стать им, какие ударники стали кумирами? Интересно также, насколько Кировск музыкальный город?
Ответ: Не могу сказать, что меня прям тянуло к барабанам и не помню, чтобы было желание стать именно барабанщиком. Гораздо больше интереса вызывало фортепиано или акустическая гитара, на которой играл мой старший брат. Впоследствии появилась и электрогитара, бас, процессор эффектов, и я с огромным любопытством изучал все эти звуки, тембры, различные техники игры - помню, испытал нереальный восторг, когда получилось сыграть на электрогитаре медиатором искусственный флажолет. В общем, мелодические инструменты меня цепляли, да и до сих пор цепляют сильнее, чем ударные или перкуссия.
И за барабаны я сел лишь по стечению обстоятельств - брат с другом решили сколотить группу, которая называлась "2 drummers", но через какое-то время взяли в руки гитары, а меня попросили им подстучать. Так и подстукиваю всем до сих пор :) Спустя несколько лет, когда мне было 11, я пошел в музыкальную школу на духовое отделение, оркестровые ударные инструменты, там и начался мой профессиональный путь.
Насчет кумиров и музыкантов, повлиявших и продолжающих влиять на меня - сложный вопрос. Очень много музыки было в детстве. Реально получается гремучая смесь. Со стороны отца это - Led Zeppelin, Queen, Ozzy Osbourne, Nazareth, от мамы русскоязычные коллективы вроде Земфиры, Чижа, посиделки на кухне под гитару и песни Никольского, ДДТ и других представителей отечественной рок сцены. Брат же кайфовал от Iron Maiden, Metallica, Арии, а в музыкалке у меня был духовой оркестр, ксилофон, да вибрафон. Потом 2000е, фестиваль Окна Открой в Питере, группы Психея, Protozoa, Animal Jazz, доступ в интернет и западная альтернатива - Slipknot, Mudvayne, American Head Charge, SOAD, LP и так далее. Вишенкой на торте стало знакомство с прогрессив коллективами вроде Animals As Leaders, Teaseract и Periphery, и конечно же творчеством Meshuggah, которые перевернули с ног на голову все мое восприятие музыки. И Томаса Хааке я могу назвать единственным кумиром среди барабанщиков. Все доступные на тот момент его барабанные видео я пересматривал десятки раз с отвисшей челюстью.
А сейчас я уже слушаю музыку максимально спокойную и информационно не перегруженную - скорее всего, причина в моих детках, занимающих весь кэш)
Что по Кировску - это город моих родителей, а я лишь родился там, да приезжал на каникулы к дедушке с бабушкой, так что не могу с уверенностью сказать музыкальный ли он или нет. Но, например, у дедушки был аккордеон и балалайки, отец мой в школе барабаны осваивал, а его брат и сейчас на электрогитаре дома риффаки мочит. Поэтому есть все основания полагать, что Кировск - музыкальный город. Все-таки горы вокруг, ветры (или ветрА?)), дожди, полярные день и ночь, ощущение свободы и тотальной депрессии, трехметровые сугробы зимой и буйство красок по осени. Что еще нужно для творчества?
Вопрос: Сравнивая манеру игры музыкантов поколения 1980-х (например, Игоря Доценко, или Анатолия Абрамова), и поколения 00-х (например, Вас, или Дмитрия Завидова), сразу видно, насколько она отличается. Поколения музыкантов 1990-00-х, все же, это поколения альтернативной музыки. А как бы Вы описали свою манеру игры, в чем ее особенности и узнаваемость, может, сильные и слабые стороны? Для какой музыки такой стиль подходит больше всего?
Ответ: Знаете, я часто думаю на эту тему. Спрашиваю себя, в чём моя ценность, есть ли сильные стороны, узнаваемость? И особо ничего не нахожу. В России масса ярких барабанщиков и барабанщиц, которые у меня сразу же ассоциируются, например, с грувом, скоростью, техникой, стилем, красотой и так далее. В чем моя особенность - лично для меня загадка. Возможно, и нет её вовсе.
Но слабые стороны назвать могу - мне очень сложно выразить свои эмоции, открыться слушателю, играя тихо. Каждый раз, выходя на сцену, внутри буквально извергается вулкан. Сыграть тихо для меня не проблема, но вот сохранить при этом эмоциональный накал, экспрессию не получается. А это, как по мне, высший пилотаж, когда на низкой динамике, играя аккуратно, у тебя получается держать весь зал в напряжении и управлять этой энергией, не срываясь на крик. Но я работаю в этом направлении :)
Если говорить про мою манеру игры, то я себя комфортно ощущаю на больших площадках и громком звуке, а в джазовых клубах мне тесновато и неуютно. Что по стилям - мы как-то выступали с Мироном (Oxxxymiron) в 2013 году на Greenfest. И вот эта энергетика мне очень близка - необузданная, дикая, можно сказать, первобытная. Это был для меня сложнейший концерт, эмоции просто через край, а тело не было готово к таким нагрузкам. Еле до конца доиграл, хотя сет был минут 40. В общем, сам от себя был в шоке и потом несколько дней восстанавливался.
Вопрос: Ваш приход в ДДТ – мало изученная страница, Ваш предшественник играл в группе 24 года. Расскажите поподробнее, что именно группе понадобилось в 2010 – другая манера игры, свежий взгляд на старые вещи, или, может быть личность другого плана?
Ответ: Очень много в сети интервью с Юрием Юлиановичем, где он отвечает на подобный вопрос. Если вкратце - в то время группа записывала новый альбом и работала над концертной программой, которая впоследствии получила название "Иначе". И поменялось, на самом деле, многое.
Чтобы реализовать это высокотехнологичное и концептуальное шоу, группа должна была перейти на следующую ступень развития. И не всем участникам это было нужно. Доца записал несколько песен для этого альбома, больше стал использовать двойную педаль, погрузился в работу над программой, но в какой-то момент решил, что с новым ДДТ ему не по пути и группа начала поиски барабанщика. Не помню, чтобы мне какие-то конкретные требования озвучивали и говорили, что именно от меня нужно. Наверное, просто быть собой и работать на максимум. Чем я продолжаю заниматься и по сей день.
Вопрос: Какие работы ДДТ Вы бы выделили из тех, которые были записаны до Вас, и с Вашим участием? Произведения каких периодов ДДТ Вам нравится играть на концертах больше всего?
Ответ: Стыдно признаться, но я особо не следил за творчеством ДДТ и 80 процентов песен услышал уже после своего прихода. Из любимых, это - Беда, Расстреляли рассветами, Я получил эту роль, Дороги, Метель августа, Далеко далеко, Свобода, Ветры. В них почти нет барабанов - мне больше нравится слушать сочетание голоса ЮЮ с акустической гитарой, особенно когда он переходит на надрыв, прям мурашки по коже сразу.
А что по песням, которые мне нравится играть - очень яркие моменты на концертах происходят на песне Родина - когда фаера на припеве загораются, или когда на Это всё весь зал зажигает фонарики и поёт, прям на слезу прошибает. По большому счету, не так важно, какие песни ты играешь, важно взаимодействие со слушателем, и что у нас вместе получается, важен этот обмен энергией.
С технической точки зрения, если смотреть, то в 2017-2019 мы ездили по миру с программой История Звука, играли разные попурри из песен всех времён, составили концептуальный сет-лист по эпохам, и я старался играть соответственно времени, в котором написаны были эти песни (звук, манера, рисунки). Интересный был опыт. Почему-то сейчас вспомнилась песня "Мы", для меня она была кульминацией всей программы, много энергии высвобождалось на ней.
Как я ранее уже говорил, мне комфортно, когда можно играть на максимальной громкости, мощно, энергично. И сейчас у нас в программе есть песня "Хоронили русский рок" - вот на ней я отрываюсь по полной программе. Тоже есть видео у меня на канале, там все сразу понятно становится.
Хотя, мы с ДДТ как-то ездили с программой "Акустика" по миру и там мне приходилось играть на клавишах, бас-гитаре, кахоне, глюкофоне, барабанах. Не одновременно, конечно)) и такая манера речи мне тоже очень близка - мягкое, теплое звучание, виолончель, фортепиано, гитары, вибрафон, стихи и песни о вечном.
В общем, не так важно, из какого периода песни. Тем более, что аранжировки уже сто раз поменялись, многие песни сейчас звучат более современно. Гораздо важнее, с кем ты стоишь на одной сцене и для кого ты эти песни играешь.
Вопрос: Просьба рассказать про Ваш сольный проект. Очень нравится произведение «The last Dance of Betelgeuse», есть ли у его создания какая-то отдельная история? Откуда приходит вдохновение для таких работ? Они являются способом «выйти за рамки» традиционных форм, «точкой отдыха» от работы в разных проектах, или, может попыткой соединить ритм и мелодию на ином уровне? Будет ли издание альбомов и концерты, как у Ваших коллег по ДДТ?
Ответ: Сложно назвать это сольным проектом. Кто следит за моим творчеством, знают о существовании коллектива RXYZYXR, это такой progressive metal band, в котором сейчас осталось всего 2 участника. Там я занимаюсь аранжировками, записываю, сочиняю. Правда этот стиль теряет актуальность и очень сложно найти мотивацию, чтобы выпустить новый альбом, хотя материала предостаточно.
А что по поводу "The last Dance of Betelgeuse" - она родилась у меня после того, как я познакомился с RAV Vast и привез домой несколько барабанов. Просто погрузился в инструмент и вытащил эту музыку из него. Вторую часть вообще придумал, когда мы в поезде ехали по Дальнему Востоку.
Обычно, подобного рода композиции появляются довольно просто - на фоне личных переживаний, на стыке эмоций, на контрастах, короче. Я в депрессии особо не впадаю, но в жизни каждого случаются черные полосы, и моя не исключение.
Однажды был такой случай - когда в один из таких моментов настолько на душе тоскливо было и невыносимо тяжко, что я не мог места себе найти, руки сами потянулись к инструменту (тогда это была бас-гитара) и за вечер написал композицию "Ultima Thule", она есть на моем YouTube канале. Хотите верьте, хотите нет, но вся тяжесть в момент ушла.
Свободное от барабанов время сейчас я провожу либо за компьютером, где работаю над музыкой, написанной много лет назад на фортепиано, либо вот за инструментами от RAV Labz. Вообще, в планах у меня есть довести до ума вот эту музыку моей, уже можно сказать, молодости и поделиться со слушателями. Это инструментальные композиции, что-то вроде саундтреков к несуществующим фильмам. Меланхолия, романтика, наивность, фортепиано, струнные и почти без барабанов:)
Потом хочу также записать все песенки на RAV Vast, думаю, уже на пластинку накопилось. Но концерты вряд ли возможны. Все-таки это музыка больше для домашнего прослушивания.
Ну и конечно надо допилить альбомы для RXYZYXR. Чую, что приходит потихоньку пора собирать камни.
Ранее о композиции «The last Dance of Betelgeuse» упоминалось в обзоре «Пять реликтов».
Вопрос: Просьба рассказать о группе поддержки Joe Lynn Turner. На концертах коллектив звучит очень слаженно и сыграно. Много ли репетиций понадобилось, чтобы так звучать с белорусской командой? Музыка маэстро – это, все же, «старомодные» ныне формы hard/blues rock, интересно ли играть такую музыку, вносить в нее новые элементы?
Ответ: На самом деле репетиций было не так и много. Все-таки мы музыканты, не побоюсь этого слова, профессиональные и репетировали буквально несколько раз. Тут дело в том, что все понимают важность и ответственность таких концертов, поэтому весь объем работы выполняется дома.
У меня обычно схема такая - пока еду на студию, где занимаюсь, слушаю песни, которые нужно разобрать, потом часов 5 их играю, да домой еду. И так дней за 10 всю программу и выучиваешь. А сейчас, в сентябре, было очень много репетиций с ДДТ, совсем времени не оставалось на что-то другое, поэтому новые песни JLT доучивал уже в поезде, пока в Минск ехал. Потом два полных дня с парнями порепали и в тур. Гитаристы, кстати, все участники проекта Nikamuza, так что они давно сыгрались.
Песни, что мы сейчас играем с Джозефом, мне были мало знакомы и я уж точно не назвал бы себя фанатом Deep Purple, Rainbow и других групп, в которых пел Джо. Но это не значит, что мне не интересно их играть. На самом деле, лично для меня, особой разницы сейчас нет, какие песни играть, стиль, эпоха, реально не важно.
С недавних пор я стал получать удовольствие, просто играя на любимом инструменте, в идеале, конечно, когда дают свободу мысли и творчества; а если еще с тобой на сцене стоят хорошие люди, то это приумножает положительные эмоции, а когда они еще и отличные, профессиональные музыканты, то прям кайф сплошной; а если еще и на концерт пришли думающие, умные люди, единомышленники, то это вообще непередаваемые ощущения.
К сожалению, редко когда бывает так, что все звезды сходятся, но игру за инструментом никто не отнимет, поэтому, в любом случае, я буду кайфовать. Но с JLT как раз тот вариант, когда все на высшем уровне и я сейчас проживаю очень приятные моменты!
Вопрос: Расскажите пожалуйста, о других своих проектах. Я слышал, Вы играли еще в нескольких tribute группах.
Ответ: Да, есть у меня трибьют Queen, где мы играем вместе с Ромой Невелевым, бас-гитаристом ДДТ. Планируем в декабре сыграть в Санкт-Петербурге, клуб Джаггер. У Queen кстати мне нравится интересный подход к звуку и тембрам. Барабаны не исключение - у них много было экспериментов с драм машинами, семплами, в некоторых песнях прям очень смелые и неоднозначные решения выбраны.
И вот пока я разбирал песни, партии, решил также подобрать эти необычные звуки бочки, малого, томов, перкуссии. Так что этот трибьют я играю как бы на гибридной установке - 50/50 акустические с электронными звуками, максимально приближенными к оригиналу. В общем, приходите, если любопытно.
А так, вроде больше нет трибьютов. Честно говоря, я стараюсь не сильно втягиваться в каверовую историю, мне кажется, для музыканта это тупиковая ветвь. Иногда играю на заменах, если свободен, но не более того. Гораздо больший интерес у меня вызывает сессионная работа на студии - за прошедший год я записал около 100 песен для музыкантов, играющих в абсолютно непохожих друг на друга стилях. Очень полезный и классный опыт.
Вопрос: Всегда интересовал момент со взглядами музыкантов в ДДТ. Юрий Юлианович известен жесткой, непримиримой гражданской позицией, остро-социальными декларациями. ДДТ – коллектив единомышленников, или его участники «замкнуты» только на музыке? Важна ли позиция музыкантов по тем или иным, музыкальным или социальным вопросам, в отношениях с маэстро? (В свое время, Вадим Курылев рассуждал об этом весьма красноречиво, поэтому так интересен «взгляд изнутри»).
Ответ: Да, безусловно, взгляды важны. На нашей студии есть несколько комнат - в одной мы репетируем, в другой сводим, в третьей видео монтируем, есть у нас и кухня. И вот на кухне периодически ведутся оживленные беседы на различные темы, которые нас всех тревожат. Иногда спорим, но всегда прислушиваемся к мнению друг друга. И все важные решения мы принимаем коллегиально.
Но в остальных помещениях остаётся только творчество, где каждому тоже есть, что сказать. Определенно, все мы единомышленники и вектор у нас один - добро, мир и любовь:)
Блиц:
- Артем Мамай в нескольких словах - ...
многодетный отец, музыкант, люблю море, тепло, летний дождь, терпеть не могу холодный ветер. Играю в дворовый футбол на позиции вратаря))
- Артем Мамай начинает свой день с…
если дома, то собираем с супругой детей в сад и школу.
На гастролях - с завтрака.
- Если играть не на ударных, то на…
бас-гитаре
- Если быть известным западным музыкантом, то это…
если говорить о шоу-бизнесе, то светить везде и всюду своим лицом, эпатировать публику и делать вид, что тебе это нравится.
Но если речь о музыке, то это круглосуточные занятия за инструментом, сольфеджио, гармония, максимальное погружение в свой инструмент. Все-таки на западе конкуренция огромная, и чтобы добиться успеха, надо трудиться без остановки.
- Если быть не человеком, то…
гражданином.
- Есть ли жизнь после смерти?
говорят, у всего в жизни есть конец, и что смерть это естественное завершение жизни. Так что тут без вариантов.
РОКЛЯ выражает музыканту большую благодарность за подробные ответы на вопросы, и желает здоровья и творческих успехов!