Найти в Дзене
РОКЛЯ

Ночь стоит у причала...

Оглавление

30 лет назад, в конце 1992, петербургская группа ДДТ представила программу "Черный пес Петербург", запечатленную, доработанную и в 1993 выпущенную в виде одноименного двойного #альбома.

"Черный пес #Петербург" имеет культовый статус и высоко ценится среди поклонников #ДДТ и всей русскоязычной #рок-музыки. Альбом воспринимается как логичное продолжение классической работы "Актриса Весна", которой ранее был посвящен обзор "Джаз". Это связано, в основном, из-за хронологической близости произведений, и наличия на концертном альбоме песен с "Актрисы Весны".

В настоящем обзоре получили освещение история создания программы и альбома, а также оценка его художественных достоинств.

обложка альбома
обложка альбома

Культовая и классическая "Актриса Весна" стала сборником старых песен группы, и отдельного тура в поддержку этого альбома не было. Сразу после ее записи ДДТ занимаются разработкой новой программы.

Юрий #Шевчук: ""Черный Пес Петербург" — первая наша тематическая, концептуальная программа. Когда мы ее делали, то понимали, что как музыканты мы должны подняться на новый, иной уровень. Мы ставили перед собой задачи, которые никогда раньше не решали. Все было внове, в диковинку. И она получилась. Со всеми минусами, но она получилась!…
Там впервые такие большие темы были затронуты. Темы, которыми вообще болеет искусство: "Быть или не быть?", Медный всадник, Борис Годунов немножко… Были обращения к Мандельштаму, Бродскому, Шостаковичу, какой-то симфонизм, пусть небольшой. Уже начиналась работа над образной музыкой. Это была веха для нас".

В работе над разработкой программы принимали участие те же музыканты, что и над предыдущей, за исключением Якова Беренсона, лишь точечно отметившегося в "Актрисе Весне", и Рустэма Ризванова, последнего музыканта ДДТ уфимского периода, в группе так и не "прижившегося".

ДДТ времен "Черного пса"
ДДТ времен "Черного пса"

О том, как проходили репетиции новой программы, свидетельствуют интересные воспоминания музыкантов и близких к группе людей.

Лидия Липник-Доценко, жена ударника Игоря Доценко: "Работа над программой была очень напряженной: к репетициям приступили в сентябре, а тринадцатого ноября уже был дан первый концерт (он состоялся в Минске - прим. РОКЛЯ).
Ребята репетировали по двенадцать часов в сутки. Условия были таковы, что вместо полноценной еды существовал только чай с бутербродами. Материальное положение группы вовсе не было шикарным, чтобы музыканты могли позволить себе ресторанные обеды. К тому же это, опять таки, трата времени.
Так получилось, что я иногда присутствовала на репетициях. Со стороны это был просто тяжелейший труд. Все равно что из одного и того же кофту кроить, шить-перешивать. До тех пор пока не понравится десяти человекам... Но они очень хотели сделать этот свой спектакль".
Андрей Муратов: ""Пес" был Великой Китайской стеной. Битвой. Иногда мы пробивали стену там, где можно было просто обойти. Вещь концептуальная, и все как в первый раз. Первая попытка сделать в российском рок-н-ролле - нет, не спектакль, а некое полнометражное действо...
Получилось по-своему. Тяжелая программа, кровью далась. Часто ссорились в процессе подготовки. Юре хотелось больше инструментального: "Больше музыки, больше музыки!"".

Перед проведением концертов в поддержку новой программы состав группы был усилен еще двумя музыкантами.

Вторым ударником на сцене стал Дмитрий Евдомаха. Его совместная игра с Игорем Доценко позволила усилить мощность звучания.

Вадим Курылев: "На вторых, электронных барабанах играл опытный барабанщик Дмитрий Евдомаха - это был единственный раз, когда ритм-секция была действительно усилена, а не просто приукрашена вторым барабанщиком".

Дмитрий Евдомаха может быть известен поклонникам русскоязычной рок-музыки как ударник известной в 1980-х группы Форвард. В 1989 группа была распущена, и Дмитрий вскоре оказался в ДДТ.

Также, именно на "Черном псе" с группой в последний раз сотрудничает Александр Ляпин, впервые записавшийся с ДДТ еще на альбоме "Я получил эту роль" в 1987.

Александр Ляпин родился 1 июня 1956 в Ленинграде (СССР). Советско-американский музыкант, участвовавший во множестве музыкальных проектов, наиболее известными из которых являются Аквариум и ДДТ.

Александр Ляпин
Александр Ляпин

Вообще, можно сказать, что группа репетировала и играла новую программу с большим энтузиазмом, испытывая настоящий творческий подъем.

Вадим Курылев отмечает экспрессивные соло Александра Ляпина и усилившие ритм-секцию электронные барабаны Дмитрия Евдомахи, привнесшие в программу недостающие элементы.

По его мнению, это был один из самых сильных составов ДДТ: "Сам Юра и все музыканты были в отличной форме, и каждый — на своем месте. Даже за концертным пультом восседал не кто иной, как легендарный Юрий Морозов".
Михаил "Дядя Миша" Чернов считает "Черный пес Петербург" вершиной роста группы: "По моему личному мнению, на этом ДДТ и закончился. Потому что вскоре после выхода "Черного пса" ушел Андрей Муратов (Мурзик) — клавишник, человек, дававший коллективу симфонизм. Без него начались разброд и шатание".

Гитарист и скрипач Никита Зайцев, тогда не находившийся в составе группы, также высоко оценивал концертную программу и альбом.

Юрий Шевчук: "Жаль, что мы очень мало играли эту программу — она была лучшей из нами созданных. Всего 9 концертов — в Петербурге, в Москве, в Минске. Последний концерт был в Барнауле — самый лучший".

Юрий Юлианович забыл упомянуть три концерта в Киеве. Спонсорами этих концертов выступили компании OILCO (Санкт-Петербург) и Наступны крок (Минск), а бутлег с этого концерта ценится некоторыми поклонниками группы иногда выше, чем официальный альбом.

Также, планировались концерты в Уфе, но на них не нашлось спонсора (в целом концерты времен "Черного пса" оказались для ДДТ убыточными).

Петербург, 1992. Афиша ДДТ
Петербург, 1992. Афиша ДДТ

Концерты начинались с "воя" Черного Пса - главного действующего лица программы (предполагалось, что сначала на сцену должен был выходить Юрий Шевчук, и начинать выступление с игры на терменвоксе, но в итоге этот вой изобразил на гитаре Александр Ляпин).

Над светом и декорациями — городские стены, колодец с окнами, гигантский шар (который Шевчук обыгрывал, то превращая его в огромный маятник Фуко, то в гирю для сноса старых зданий), — работал театральный художник Александр Орлов.

По воспоминаниям Вадима Курылева, при подготовке программы обдумывались даже варианты костюмов, но в итоге группа остановилась просто на одежде черного цвета. В середине программы, на самой песне "Черный пес Петербург", Шевчук нарушал эту тональность, выходя в белой рубашке, и оставался в ней уже до конца концерта. Визуально программа была оформлена довольно лаконично, но именно эта строгость словно сочеталась с мрачноватым образом Петербурга - огромного Пса-философа, словно где-то во времени потерявшего своего хозяина, и блуждающего по невским берегам в конце XX века...

Существует также фильм-концерт с одноименным названием. Его съемки проводила телекомпания АТВ.

Юрий Шевчук, в интервью газете "Московский комсомолец", 27.11.1993: "Человек — оператор — снимал весь концерт, мы смотрим его работу, а там всё мутно. Я был потрясен таким качеством работы и главное — отношением к ней. Но делать уже было нечего, нам очень хотелось выпустить этот фильм. По трое суток не спали на монтажах, просто сшивали его из кусков, неудачные планы закрывали какими-то старыми записями, видами Петербурга и т. д. Сейчас смотрю и вижу, что это все равно удача — время и дух сохранили".

Фильм в основном состоит из записи концерта от 12 декабря 1992 в московских Лужниках. Кроме самого концерта, фильм содержит видеовставки, снятые в Санкт-Петербурге, Киеве и Минске.

Многоканальная запись звука производилась на двух концертах в Москве, а съемка (как более дорогое дело) — лишь на одном из них. Позже выяснилось, что концерт сыгран и записан лучше в тот день, когда съемки не было, поэтому лучшая фонограмма пошла со студийными доработками на виниловый альбом, а в фильме осталась фонограмма съемочного дня.

Оценивая звучание альбома, можно с уверенностью сказать, что "Черный пес Петербург" представляет собой уникальную смесь #rock-n-roll, chanson, avantgarde и jazz rock. Широта подготовки и взглядов создателей программы обеспечила привнесение в музыкальную ткань программы и пластинки такого количества красок и полутонов, а их сыгранность и репетиционная работа - такой цельности звучания, что работа вполне сопоставима с концептуальными произведениями мировой рок-классики.

Юрий Шевчук в начале 1990-х
Юрий Шевчук в начале 1990-х

На версии альбома, представленной на Яндекс-музыке, 20 треков (стихи "Осень" и "Суббота" выделены в отдельные дорожки). Половина из них встречаются в дискографии ДДТ впервые. Остальные примерно равномерно представляют предшествующее творчество группы (хотя я, например, с удовольствием бы заменил "Пост-интеллигент" и "Террорист" на "Церковь" и "Мальчик-слепой" - вот это был бы концертник!).

Благодаря проделанной Вадимом Курылевым скрупулезной документальной работе, мы имеем возможность представить вклад, который внес каждый из музыкантов в звучание того или иного трека (интересно, что для треков первой части альбома Вадим Юрьевич указывает сначала музыканта, а потом инструменты, а для треков второй части - наоборот).

Часть I

1. ПРОЛОГ

ЮЮ - голос/Соло-гитара ("вой" Черного пса) - А. Ляпин/Барабаны - Доца/Смычковый бас - Вадим/Клавиши - А. Муратов/Флейта, саксофон - Дядя Миша/Шумовая гитара - Андрей Васильев/Перкуссия - Д. Евдомаха

2. НОВЫЕ БЛОКАДНИКИ

ЮЮ - голос/Андрей Васильев - гитара без фузза/А. Ляпин - гитара с фуззом/Доца - барабаны и эл. барабаны/Вадим - бас, ак. гитара, бэк-вокал/А. Муратов - клавиши

3. СТИКС

ЮЮ - голос, ак. гитара/Доца - барабаны/Андрей Васильев - гитары/Вадим - бас, ак. гитара, бэк-вокал/А. Муратов - клавиши/Дядя Миша - саксофон/Д. Евдомаха - перкуссия

4. ХРАМ

ЮЮ - голос, эл. барабаны (во вступлении), бэк-крик/Андрей Васильев - гитара/Вадим - бас, бэк-крик/Доца - барабаны/Д. Евдомаха - эл. барабаны/А.Муратов - клавиши

5. БЕДА

ЮЮ - голос/Доца - барабаны/Андрей Васильев - гитара/Вадим Курылев - бас, ак. гитара, бэк-вокал/Дядя Миша - сопрано-саксофон/Яков Солодкий - конги/Андрей Муратов - клавиши

6. ТЫ НЕ ОДИН

ЮЮ - голос, ак. гитара/Доца - барабаны/А. Муратов - клавишные/Андрей Васильев - гитара/Вадим Курылев - бас, 12-стр. гитара, бэк-вокал/Дядя Миша - тенор-саксофон

7. Я ОСТАНОВИЛ ВРЕМЯ

ЮЮ - голос/А. Муратов - клавиши/А. Васильев - гитара/В. Курылев - бас, бэк-вокал/Дядя Миша - саксофон/Доца - барабаны/А. Ляпин - гитара/Д. Евдомаха - перкуссия

8. В ЭТО

ЮЮ - голос, бэк-голос/Андрей Васильев - гитара/А. Ляпин - соло-гитара/А. Муратов - клавиши/Вадим - бас, бэк-вокал/Доца - барабаны/Д. Евдомаха - эл. барабаны, перкуссия

9. ПОСТ-ИНТЕЛЛИГЕНТ

ЮЮ - голос, бэк-голос/А. Муратов - клавиши/Андрей Васильев - ритм-гитара/А. Ляпин - соло-гитара/Вадим - бас, бэк-голос/Доца - барабаны/Д. Евдомаха - перкуссия

10. ТЕРРОРИСТ

А. Ляпин - соло-гитара/Доца - Барабаны/Вадим - бас, бэк-крик/Д. Евдомаха - перкуссия/Андрей Васильев - гитара, бэк-крик/А. Муратов - клавиши, бэк-крик/Дядя Миша - саксофон/ЮЮ - голос

Часть II

11. ЧЕРНЫЙ ПЕС ПЕТЕРБУРГ

Клавиши - Андрей Муратов/Ак. гитары- ЮЮ и Вадим/Голос - ЮЮ/Бас, бэк-голос - Вадим/Эл. гитары - Андрей и Ляпин/Саксофон - Дядя Миша/Соло на ак. гитаре - Вадим/Эл. барабаны, перкуссия - Д. Евдомаха

12. ДОЖДЬ

Голос, ак. гитара - ЮЮ/Клавиши - А.Муратов/Эл. гитара - Андрей Васильев/Бас - Вадим/Сопрано-саксофон - Дядя Миша/Барабаны - Доца

13-14. ОСЕНЬ/В ПОСЛЕДНЮЮ ОСЕНЬ

Клавиши - А. Муратов/Эл. гитары - Андрей и Ляпин/Голос, ак. гитара - ЮЮ/Бас, бэк-вокал - Вадим/Барабаны - Доца

15. ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ

Барабаны - Доца/Гитара - А. Васильев/Голос, ак. гитара - ЮЮ/Клавиши - А. Муратов/Бас, бэк-голос - Вадим/Флейта - Дядя Миша

16. Я ЗАЖЕГ В ЦЕРКВЯХ ВСЕ СВЕЧИ

Голос, ак. гитара - ЮЮ/Клавиши - А. Муратов/Барабаны - Доца/Бас, 12-стр.гитара - Вадим/Эл. гитары - Андрей и Ляпин/Соло - Андрей

17-18. СУББОТА/ЛЕНИНГРАД

Барабаны - Доца/Голос - ЮЮ/Клавиши - А. Муратов/Гитара, бэк-крик - Андрей Васильев/Бас, бэк-вокал - Вадим

19. РОДИНА

Барабаны - Доца/Голос - ЮЮ/Бас, бэк-голоса - Вадим/Клавиши - А. Муратов/Флейта - Дядя Миша/Гитары - Андрей и Ляпин/Перкуссия - Д. Евдомаха

20. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

Ак. гитара, голос - ЮЮ/Соло-гитара - Ляпин/Барабаны - Доца/Бас, бэк-вокал - Вадим/Клавиши - А. Муратов/Гитара - Андрей Васильев/Саксофон - Дядя Миша

Песня "Новые блокадники" впервые исполнена в 1989 на концерте в Днепропетровске, при этом значительно отличалась текстом и мелодией куплетов (см. на отметке "56.30").

Также, исполнялась в 2016 - 2019 в концертной программе "История звука" (к сожалению, не на всех концертах).

Песне "Ты не один" повезло больше. Она периодически включается в сет-листы концертов. Также, студийная версия "Ты не один" звучит в телесериале Русский транзит (1994).

22 января 1991 ДДТ уже играли песню "В это" в поддержку программы Взгляд на малой спортивной арене Лужники (Москва).

Песня "Черный пес Петербург" вначале называлась "Сфинкс", и обладала хард-роковой аранжировкой, отличающейся от известной версии. В середине 1990-х годов, когда ДДТ гастролировала с юбилейной программой "От и До", во время продолжительного инструментального проигрыша гитарист Вадим Курылев исполнял свою песню "Маскарад".

Мои фавориты альбома: "Новые блокадники", "Беда", "Стикс", "Черный пес Петербург", "Дождь", "Рождественская".

Существуют неизданные, студийные версии песен "Черный пес Петербург" и "Ты не один", записанные в 1992 году. Они стали звуковыми дорожками к одноименным клипам. Режиссер первого клипа - Сергей Сельянов, второго - Борис Деденев.

Остается заметить, что схожий сценический реквизит (огромный шар, подвешенный к потолку) впоследствии использовала группа AC/DC в ходе своего концертного тура "Ballbreaker".

Вообще, первоначально ДДТ планировали записать новый студийный альбом, но, получив неплохую запись с концерта и имея возможность ее корректировать, группа решила не тратить деньги и время на новую запись, а выпустить концертный альбом (соответственно, в полностью студийной версии были записаны только две песни, о которых шла речь выше).

По свидетельству Вадима Курылева, в альбом были внесены довольно существенные студийные изменения. Например, вследствие некачественной записи были заново записаны электронные барабаны и бэк-вокал. Псалтырь, на котором Курылев играл в инструментальной части заглавной песни программы, также оказался не записан, и его заменили атмосферным акустическим соло.

В некоторых песнях были переписаны (или дозаписаны) гитарные партии: "Подробно это никто не документировал, а сейчас уже никто не помнит — где оставались концертные треки, а где — студийные. На слух они различаются далеко не всегда".

Альбом был издан в 1993 на грампластинках, магнитофонных кассетах и двойном CD. На первом виниловом издании отсутствуют треки "Пост-интеллигент" и "Террорист" (пиратские издания того времени были сняты с винила и имели аналогичный трек-лист). Пластинка была издана группой на собственные средства, без помощи каких-либо лейблов (соответственно, и номер каталога продукту не присвоен не был). Также, "Черный пес" стал первой двойной пластинкой группы.

На обложке запечатлен свободный художник Сергей Брок с псом-водолазом Тоськой. За неделю до премьеры концерта в Петербурге Брок начал ежедневный рекламный обход Невского проспекта и прилегающих улиц. В один из этих дней он и был запечатлен на улице Рубинштейна.

"Черный пес" на кассетах
"Черный пес" на кассетах

В буклете диска и на виниловом конверте присутствует "Интервью, взятое у самого себя". В нем Шевчук рассуждает о том, как непросто разговаривать со СМИ, об атеизме, о проблеме музыки в России, где Богдан Титомир набирает популярность, о ДДТ, а также про программу "Черный пес Петербург".

обложка переиздания
обложка переиздания

На переиздании 2001 в трек-лист была добавлена инструментальная пьеса "Ганг" авторства Александра Ляпина.

При переиздании каталога ДДТ в 2011 "Черный пес Петербург" был переиздан на двойном CD с оригинальными обложкой и трек-листом.

В феврале 2016 издательство Imagine Club выпустило переиздание альбома на двух LP, по 180 г, с новым мастерингом и другой полиграфией. Пластинка представлена в следующих вариантах: черный конверт — белый винил 500 копий и белый конверт — черный винил 500 копий. У каждого есть свой индивидуальный номер. Тираж был напечатан в Германии.

переиздание 2016 на виниле
переиздание 2016 на виниле

Песни "Ты не один" и "Я зажег в церквях все свечи" (под названием "Свечи") были перезаписаны текущим составом ДДТ на собственной студии осенью 2002 в более камерном звучании для сборника "Песни" (2003).

обложка сборника
обложка сборника

Вообще, 1992 выдался в жизни Юрия Шевчука и ДДТ чрезвычайно насыщенным: смерть Эльмиры Шевчук, запись "Актрисы Весны" и работа над "Черным псом", первой концептуальной программой и первым двойным альбомом группы, съемки клипов. В определенном смысле, этот год стал краеугольным камнем в истории группы и основой ее популярности, не стихающей до сих пор.

пресса "Черного пса" ДДТ вниманием не обошла
пресса "Черного пса" ДДТ вниманием не обошла

Тем временем, в 1993 ДДТ приступили к разработке новой программы. 27 мая группа дала пиковый концерт на Дворцовой площади в Петербурге, на котором присутствовало до 120 тысяч человек - ни до, ни поcле группа не выступала перед такой аудиторией. А уже вскоре и состав группы претерпел существенные изменения.

События, связанные с программой "Черный пес Петербург", прекрасно освещены в 3 серии замечательного фильма "Время ДДТ".

В предыдущих обзорах уже говорилось о цикличности "расслабление - напряжение" в творчестве ДДТ. "Черный пес Петербург" - это ощутимое, образное напряжение: мрачная история города, холодная Нева, тяжелые времена, социальная рефлексия.

Напоследок, стоит рассмотреть важный для историографов вопрос: является ли "Черный пес Петербург" полноценным альбомом ДДТ? Он становится актуальным, поскольку некоторые источники (например, Википедия), и исследователи творчества группы предлагают альтернативные дискографии группы, в которые не включают такие релизы, как "Черный пес Петербург" (1993), "Рожденный в СССР" (1997) и др.

Действительно, указанные пластинки объединяет то, что в их основу положены концертные записи. Но давайте зададим себе вопрос: имели бы они такую художественную ценность, если бы над ними не была проведена существенная студийная работа? И на этот вопрос можно ответить только отрицательно. "Черный пес Петербург" и "Рожденный в СССР" важны для нас не только как концертный материал, но и как результат серьезной студийной работы. Чего только стоят, например, акустическое соло в заглавной песне с "Черного пса", или исключительно студийная запись песни "Мертвый город. Рождество"!

Следовательно, вывод прост: указанные релизы являются одновременно концертными и студийными альбомами. Я сторонник "линейной" дискографии ДДТ, которая начинается с альбома "ДДТ-2" (1982), который позже обрел окончательное название "Свинья на радуге", и которая включает и альбом с песнями разных периодов "Я получил эту роль" (1988), и концертно-студийные альбомы "Черный пес Петербург" (1993) и "Рожденный в СССР" (1997).

Дебютному альбому ДДТ "Свинья на радуге" ранее был посвящен обзор "Вечер, дождь и блюз". В нем также указывается, почему запись "ДДТ-1" (1981) не является дебютником группы.

"Черный пес Петербург" завершает переход творчества ДДТ к новому, классическому этапу группы, который был начат альбомом "Актриса Весна".
Вне всякого сомнения, эта пластинка является краеугольным камнем для таких последующих программ, как "Мир номер ноль", "Единочество" и "Иначе", и вообще для всей русскоязычной рок-музыки.
Можно по разному относиться к указанным "альбомам напряжения", но очевидно, что без представленных ими социально-философских концепций полноценная оценка творчества группы невозможна.
"Актриса Весна" и "Черный пес Петербург" представляют нам креативную вершину ДДТ. В этих альбомах нет ни одной дисгармоничной ноты, ни одной неточной строчки, ни одно слабого образа.
вариант обложки винилового переиздания альбома
вариант обложки винилового переиздания альбома

В подготовке обзора использованы материалы Википедии.