В 2022 исполняется 40 лет первому концерту, и первому #студийному альбому петербургской группы ДДТ под названием "Свинья на радуге" (1982).
Ранее о дебютном альбоме #ДДТ упоминалось в обзоре "Дебютник".
В настоящем обзоре нашли описание богатая предыстория альбома, берущая начало от основания группы и до ее первого концерта, а также история его записи и оценка художественной ценности композиций, и значения альбома в дискографии коллектива и в его будущей истории.
Город Уфа Башкирской АССР в 1970-х был довольно музыкальным городом. Несмотря на железный занавес, в город проникали записи таких рок-артистов, как The Beatles, Creedence Clearwater Revival, Christie, Джимми Хендрикс, Джордж Бенсон, Джефф Бек, Pink Floyd, King Crimson, Deep Purple, Led Zeppelin и других. Нужно напомнить, что по радио и нескольким каналам телевидения транслировались только классическая музыка, военные марши, официальная советская песня (максимум - французская или итальянская эстрада, или soft rock стран Восточной Европы), и, разумеется, национальные башкирские песни.
Неформальная молодежь в основном тусовалась Ленина — "Бродвее", где молодые люди и обменивались дисками, новостями, или даже запрещенной литературой типа книг Солженицына.
Вокально-инструментальных ансамблей, которые играли ночами Битлз с гармониями, снятыми на слух, и являлись желанными гостями в любой компании, в городе тоже было достаточно. Один из них репетировал на базе ДК Авангард. В него входили басист Геннадий Родин, гитарист Рустэм Асанбаев, клавишник Владимир Сигачев и ударник Ринат Шамсутдинов. Названия у коллектива не было, и поэтому он так и назывался - "Ансамбль под управлением Геннадия Родина". Пели, судя по всему, все, у кого к тому было желание.
Играли в основном на свадьбах и танцевальных площадках в парках города. Действовавший тогда Указ Министерства культуры СССР разрешал вокально-инструментальным ансамблям исполнять не больше одной-двух иностранных песен из дружественных стран — например, Польши или Венгрии.
Рустэм Асанбаев: "Бывало, играем мы на танцах, а нас очередной худсовет выслушивает. Услышит что-нибудь, явно не относящееся к нашей тогдашней эстраде, так переполошится. "Это вы что тут антисоветскую музыку играете?" Приходилось хитрить: "Как это антисоветскую? Это же песня известного венгерского композитора Джимми Хендрикса! Еще в нашем репертуаре есть произведение видного польского композитора Роллинга Стоунза". И ничего, выкручивались".
На рубеже 1979/1980 произошло знаковое событие - в ансамбль пришел певец #Юрий Шевчук (по одним данным, нового знакомого привел Геннадий Родин, по другим - Владимир Сигачев). "Татарин на лицо, да с фамилией хохляцкой" пришел в группу со своим первым текстом "Черное Солнце".
Юрий Шевчук в музыке уже новичком не был, успев побывать в ансамбле Вольный ветер, и даже немало с ним погастролировать, а уж о его вокальных возможностях в Уфе уже давно было хорошо известно.
Юрий Шевчук о первых музыкантах ДДТ: "Группу ДДТ, этого монстра, всегда питали замечательные, интересные братки, крутые сочные личности. И ДДТ всегда было весело и всегда интересно. И первый состав группы был, наверное, наиболее крутой.
Красивый пессимист и циник, умница, бывший маменькин сынок и отличник, сделавший себя панком по жизни — пианист Вова Сигачев — очень много сделал в музыке начала ДДТ, его всегда отличал безупречный вкус и тонкость в понимании рок-н-ролла.
Костью в группе, «папой» в команде, торчал основательный, мудрый, с большим хозяйственным опытом Гена Родин. Гена любил долгими ночами за «соточкой» домашнего винца отрабатывать тактику и стратегию группы.
Настоящей звездой в группе был Рустем Асанбаев — известнейший и единственный тогда на всю Уфу ритм-энд-блюзовый гитарист, с настоящим африканским сердцем в груди. Асанбай, или просто Бабай, был живым мифом. Когда я еще был сопливым малышом, он уже был моим кумиром.
Барабанщики довольно часто менялись. Долго с нами работал Рустем Каримов — «Абзы» — и Сергей Рудой, врач-реаниматор, очень полезный человек, когда ты с похмелья и ни копейки в кармане.
Этим первым составом мы записали двойной магнитоальбом".
Вскоре Шамсутдинова за барабанной установкой сменил Сергей Пастернаков, а осенью коллектив обрел название - "ДДТ" (по наиболее распространенной версии, его предложил Владимир Сигачев, по другой это случилось только в начале 1982), а период 1980/1981 принес первые песни коллектива.
В 1981 была сделана первая запись группы под названием "ДДТ-1", которую Юрий Шевчук альбомом не считает. Впоследствии все песни с этого demo, кроме "Черное Солнце", были перезаписаны для "Свиньи на радуге".
Новый этап в жизни ДДТ обозначило участие в конкурсе молодых исполнителей "Золотой камертон", который проводился весной 1982 года газетой "Комсомольская правда". По условиям конкурса, требовались песни: одна — про мир, вторая — аранжировка песни советских композиторов, третья — на усмотрение ансамбля. Победителям была обещана запись дебютного сингла на Всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия".
Для участия в конкурсе ДДТ, в которых к тому времени появился новый ударник Рустам Каримов, на студии Башкирского телевидения подготовили запись, в которую вошли три свои композиции: "Инопланетянин", "Черное солнце" и "Не стреляй!", а также и аранжировка песни Юрия Антонова "Все как прежде".
Кроме того, работа на профессиональном оборудовании студии Башкирского телевидения в Уфе имела один большой, несомненный плюс. Дело в том, что во время работы над этой записью для конкурса, ДДТ "под шумок" записали свой первый альбом, который и получил название "Свинья на радуге". Работа над альбомом продолжалась 3—4 дня, звукорежиссером выступил Игорь Верещака.
Юрий Шевчук об истории записи "Свиньи на радуге": "Сидели мы на одной из окраин российской империи в бескрайних башкирских степях, пили пиво, играли блюз и рок-н-ролл в клубе с мощным названием «Авангард». В общем-то все было бесперспективно.
Тут Гена Родин, наш басист и папа, приносит и задумчиво протягивает нам смятый клочок от газеты «Комсомольская правда», случайно найденный в местном сортире с объявлением всесоюзного конкурса «Золотой камертон»: «присылайте, де, записи и т. д.» Мы встрепенулись, решили попробовать и встал вопрос — где записать наши песни, на чем и как вообще это делается? В результате долгих поисков, хождений по кабинетам и тайге, мы записали три песни на местном ТВ и отправили их в Москву.
Дело это нам понравилось и под шумок мы «втиснули» весь альбом, состоящий из 16 песен — итог почти двух лет работы (с 1980 по 1981 год). Запись продолжалась 3-4 дня, звукорежиссер — И. Верещага (оригинал записи не сохранился). Телевидение обладало двумя одноканальными магнитофонами СТМ. Поэтому записывались в два приема — сначала барабаны, бас, гитары, клавиши, потом — голоса, соло и одновременно сведение. О многоканальных системах мы тогда даже и не слышали".
В апреле 1982 состоялся и первый концерт группы, который прошел в Уфимском нефтяном институте. По счастью, история сохранила для нас программу этого концерта.
Если изучить историю, связанную с проведением этого концерта повнимательнее, можно заметить ряд интересных моментов.
Об инструментале "Герника" в истории группы больше упоминаний не встречается (вообще, "Герника" - картина Пикассо).
Музыканты группы вспоминают, что в припеве песни "Хиппаны", которая прозвучала в конце концерта, Юрий вставлял имя девушки, которой был в то время увлечен. "Хиппаны" войдет только в "Периферию" (1984) - третий альбом группы, да и в программе еще такого названия не значится. Скорее всего, "Rock`n`Roll", предпоследний номер программы - это и есть ранняя версия этой песни.
На концерт прибыла большая делегация немцев из города Галле (ГДР), которую привели комсомольские работники города. Иностранные гости, по понятным причинам хорошо разбирающиеся в рок-музыке, остались довольны выступлением - их аплодисменты слышны в рок-н-ролле "За 50 копеек".
Наконец, как видно из программы, самой песни "Свинья на радуге" в ней нет. Вполне возможно, заглавная песня, давшая название дебютнику группы, появилась одной из последних, в процессе записи альбома.
Тем временем, к своему удивлению, музыканты прошли во второй тур "Золотого камертона", и Шевчука пригласили в Москву для записи композиции "Не стреляй!" на студии Мелодии. Однако, в качестве условий для подписания профессионального контракта, от ДДТ требовалось исполнение официальных советских песен. Шевчук от подобных условий отказался, что обозначало уход группы в подполье, и выступление ДДТ с песней "Не стреляй!" из телепередачи, посвященной конкурсу, вырезали.
Кроме записи целого альбома под видом подготовки в конкурсу, участие в "Золотом камертоне" принесло Юрию Шевчуку важные знакомства. Первое - с череповецкой группой Рок-сентябрь, совместно с которой в январе 1983 будет записан "Компромисс", второй альбом ДДТ. Второе - с Юрием Филиным и прочими деятелями культуры Москвы, что обеспечило группе участие в телепрограмме "Рок в борьбе за мир".
В оригинальный трек-лист альбома входят 15 композиций. Очень жаль, что на момент публикации обзора "Свинья на радуге" не представлена на Яндекс-музыке, и поэтому желающим оценить дебютник ДДТ придется совершить некоторое усилие, чтобы послушать альбом онлайн.
Оценивая звучание альбома, нужно учитывать, что на момент записи 1980-е только что наступили, и корни всех участников записи находятся, безусловно, в 1970-х. "Свинья на радуге" - это стильный, уверенный rock-n-roll с изящными вкраплениями в аранжировках hard rock, blues, new wave, chanson. Альбом несет обязательную для дебютников очаровательную наивность, но актуален и интересен и сегодня.
Совершенно однозначно, что альбом украшают, в первую очередь, гитарные партии Рустэма Асанбаева и клавиши Владимира Сигачева. Особенно стоит выделить: "Безжизненный край", "Ночь", "Блюз", "Дождь", "Вечер".
"Дождь" - одна из первых, и лучших песен ДДТ. Юрий Шевчук написал ее в 24-й день своего рождения. Несмотря на то, что ее наиболее известной версией является перезаписанная спустя 10 лет, первый вариант ничуть ей не уступает. С несколько иными текстом и аранжировками, она является несомненным украшением дебютника.
И все же, первой песней ДДТ можно считать антивоенную "Не стреляй!", которая появилась в 1980, после разговора с другом детства Юрия Шевчука, младшим лейтенантом артиллерии В. Тябиным, когда в Уфу привезли первые гробы с погибшими в ходе боевых действий в Афганистане.
Интересный факт: в интервью изданию "Коммерсант" в 2010, Шевчук говорил, что первый куплет будущего хита написан им в соавторстве с художником Александром Спиридоновым, который попросил не указывать его имя.
Магнитофонные записи дебютника ДДТ, вне всякого сомнения, имели довольно широкое хождение. Первое же официальное издание на кассетах и CD "Свинья на радуге" обрела только в 1999 (автор этих строк, например, купил кассету в киоске в январе 2000).
Переиздание 2001 вышло с ошибкой в порядке песен (ошибка касалась только оформления), и бонус-треком. "Давайте что-нибудь придумаем", исполненная Юрием Шевчуком под гитару в Уфе в 1981, была записана Ю. Федосовым.
Наконец, в 2011 вышло переиздание альбома с оригинальными оформлением и трек-листом.
Остается заметить, что после своей записи "Свинья на радуге" некоторое время была известная под названием "ДДТ-2". Трудно сказать, когда альбом обрел свое оригинальное название - перед первым изданием или раньше, но факт в том, что первые четыре записи ДДТ вначале получали неофициальные название просто по номерам.
История становления группы и первых записей группы отражена в 1-й серии замечательного фильма "Время ДДТ".
Не менее интересно читается и книга Ришата Хакимова "ДДТ. Наша общая юность".
После первого концерта и альбома ДДТ получили свою критику от партийных и советских органов, которым не особенно понравились намеки на действующие порядки.
Юрий Шевчук: "В апреле случился и наш первый сольный концерт в Уфимском нефтяном институте, закончившийся большим скандалом. «Партейцы» были в шоке от увиденного и услышанного (даже странно, что они там нашли?).
Песня «Свинья на радуге» стала запрещенной. После этого «громкого» концерта больше выступлений у нас не было.
Конечно, эта магнитозапись с высоты сегодняшнего «завтра» слушается, в основном, наивно, манерно и, скажем, глуповато, но все было от души. С этого альбома началась наша некоторая популярность в городе Уфе — наливали уже бесплатно. До нас такого никто здесь не делал. Периферия очень отличалась тогда своими музыкальными вкусами от столиц и Европы. На периферии любили тяжелую музыку — хард, джаз, ритм-энд-блюз, джаз-рок и т. д. Информации о новом было мало, поэтому варили мы свою кашу сами, ориентируясь на горячо любимые западные стандарты. На периферии, как правило, хороший музыкант — это хороший инструменталист, умеющий «один в один» снимать «фирму», а не идеолог, не демиург, не поэт, не сочинитель. В Уфе все тащились от Бенсона, Джеф Бека, ДиПи, «Кинг Кримсон» и т. д.
Помню, долго спорили с В. Сигачевым о том, можно ли вообще петь рок по-русски...".
И ДДТ на время притихли, а Юрий Шевчук и Владимир Сигачев отправились к новым друзьям из Рок-сентября. В истории ДДТ началась глава под названием "Компромисс".
"Свинья на радуге" представляет нам пример зрелого дебютника, сочетающего наивную очаровательность и зачатки будущего уникального почерка.
Слушать этот альбом сегодня и погружаться в прошлое именитой группы со стажем - значит совершать приятное ностальгическое путешествие в советскую Уфу и музыкальные искания русскоязычных рок-музыкантов конца 1970-х - начала 1980-х.
В подготовке обзора использованы материалы Википедии.